ХОККЕЙ |
ТУРНИР ПАМЯТИ БЕЛОСОХОВА |
КАК ТЫЖНЫХ ГОТОВИЛ КОНТРАКТ ЖЕРДЕВА И ПРИВЕЗ В НОВОСИБИРСК КАНАДЦА ИЗ НХЛ
Юрий ГОЛЫШАК |
из Новосибирска |
ШАРРОН ПРИЕХАЛ - И СРАЗУ К ТРЕНАЖЕРАМ
Баулы Эрика Шаррона забивают микроавтобус до верха - не понять, как и умещаемся мы втроем на заднем сиденье. Корреспондент "СЭ", славный в прошлом вратарь ЦСКА Александр Тыжных и, собственно, сам канадец Шаррон. Дюжий парень. Невозмутимый. Все - с одного рейса, московского, 177-го. Хоккейного.
Эрик смотрит в окно. Почесывает бородку. Рассматривает Сибирь. А Сибирь - рассматривает его.
Разглядывают водители "КаМАЗов". Рассматривают девчата на остановках.
Шаррон невозмутим. Ни театральные колонны ему не новость, ни ряд ржавых гаражей вдоль дороги. Оживляется, увидев бочку с квасом, - в Тампе такого добра точно нет...
Зато Тыжных, агент Эрика, поговорить не прочь:
- Хороший защитник, сильный. Подраться умеет, за себя постоять. Голубовичу такие нравятся.
- 130 матчей в НХЛ провел? - уточняю на ходу.
- 138! - уточняет сам Шаррон. - Кого из русских знаю? Семака, Селиванова... Он теперь за Петербург будет играть, да?
Киваю в ответ. Да, за Петербург. Эрик улыбается - встретимся!
Добирался до Новосибирска этот двухметровый канадский парень 15 с половиной часов. Через Цюрих. Усталости - ни в одном глазу. Как и у Тыжных - армейская школа. Закалка имени Виктора Васильевича.
К Дворцу спорта подъезжаем - и сражает Шаррон вашего корреспондента наповал.
- А где здесь тренажерный зал? Там? Я иду..
Но удерживает Тыжных канадца - ты б, родной, подремал чуток. Тренажеры - они подождут.
Вздыхает Эрик. Идет спать. Попросив московского репортера разбудить через пару часов. Тогда и поговорим.
...Через три часа я загляну к Шаррону. Который прямо во Дворце спорта и поселился. Ничего себе, думаю, груда мышц. Ничего себе наколка - солнце во всю правую лопатку. Настоящий канадец. Колоритный.
Вместе отправимся на разговор к Владимиру Ненахову, президенту "Сибири". Вместе прослушаем "установку". Вместе будем кивать, слушая про "лучших в России болельщиков" и губернатора, который хоккейные матчи не пропускает. Ходит с внуками.
И главное - избежать травм! Помни, Эрик, для кого мы играем. Для этих людей - ты сегодня их увидишь, трибуны битком будут. Кстати, Бронсард может тебе рассказать, как губернатор ему прямо на льду, при людях предложил контракт продлить...
Эрик улыбается. Ни в чем не сомневается.
У него семья вот-вот приедет. Жена, пятилетняя дочка и девятилетний сын. Который действует на позиции нападающего и мечтает примерить свитер "Сибири". Как папа.
Тем более свитер этот так похож на форму "Монреаля", за которые раньше играл и сын, и отец...
Отправляем любознательного Эрика смотреть битву Нижнего с Новокузнецком из ложи для почетных гостей, а сами с Тыжных отыскиваем тихий закуток. В пресс-центре. Где полчаса никто дергать не будет.
- Начинал Эрик карьеру в "Монреаль Канадиенс", - рассказывает Тыжных. - Известная организация, правда? 138 матчей в НХЛ - за "Калгари", "Тампу", "Миннесоту"... Сейчас решил приехать в Россию. Защитник он жесткий, здорово играет у бортов, владеет первым пасом. Как любой канадец, может сбросить перчатки, за себя постоять. В ближайшие дни все увидите.
СИБИРСКИЙ ВЫБОР
- Почему вы стали его агентом?
- В нашей компании специальный человек занимается Европой - а я из России (сейчас Тыжных живет в Америке. - "СЭ"), сюда часто приезжаю, у меня двойное гражданство... Была возможность провести переговоры с Новосибирском. Получил заказ - "нужен защитник". Подобрал несколько кандидатур. Наверное, "Сибирь" не только со мной говорила - еще и с другими агентами. Выбрали Шаррона. Которого предложил я. Смог убедить, мне поверили.
- Как денежный вопрос решили?
- В России сейчас хорошие контракты. От ста тысяч до миллиона долларов. И у Шаррона контракт, уверяю вас, далеко не последний. Один из лучших в "Сибири". Кстати, договор на один сезон.
- В Европе Эрик вроде бы тоже играл?
- Да, в немецком "Маннгейме". Кстати, вместе с Ильёй Воробьевым. Когда игроку за тридцать, он начинает искать варианты. Парень Эрик любопытный, как я понял за два дня общения. За те 15 часов, что летели до Новосибирска. Конечно, немного нервничает - как любой иностранец. Хорошо, что в "Сибири" сразу его в состав не включили, дали отдышаться. С дороги. Но это, впрочем, решать Голубовичу.
- Чего Эрику не хватает в России?
- Хочет спутниковую антенну - свои телепрограммы ловить. Я, помню, в Америку приехал насовсем, в "Эдмонтон", после часа дня свободное время - куда идти? Что смотреть? В церковь ходил. С Гусаровым и Каменским целыми днями в карты играли. Только там понял, что у меня дочь есть. И с непростым характером - в папу. В ЦСКА, где жил на сборах, этого как-то не замечал... Через две недели к Эрику должны приехать жена, дети. Он к семье страшно привязан. У всех про школу с английским языком спрашивает, для него это сейчас главная проблема. Вообще жена Шаррона много общалась с женой Бронсарда, Мелани. Услышала много хорошего и о городе, и о команде. Повлияла на решение Эрика, это точно. К слову, в самолете выяснили, что мы играли друг против друга - в 89-м я заканчивал в фарм-клубе "Эдмонтона", а он начинал в дубле "Монреаля". Но мне не забивал. Это точно.
ЖЕРДЕВ
Александр Тыжных выходит из раздевалки "Сибири" - в которой совсем освоился один из его клиентов. Канадец Шаррон.
Клиент другой, русский, пока в ЦСКА. Жердев.
Чей контракт с "Коламбусом" - главная сенсация последних дней.
- Контракт Жердева - большая удача?
- Думаю - да! Игрок высокого класса, мы им дорожим. Ведь среди агентов и компаний большая конкуренция. Жесткая. А у Жердева был когда-то большой выбор, он со многими агентами общался. Потом перезвонил: "Александр Владимирович, я решил подписать соглашение с вами..." Это было незадолго до драфта, 24 апреля. Тогда Жердев общался с пятью другими компаниями. Даже из Америки к нему приезжали.
А познакомились мы два года назад. Мне было интересно, что это за парень, что у него в голове и в душе. Интересная личность. И важно было, чтобы он узнал, кто я, а не просто подписал договор, помня фамилию по ЦСКА - "Тыжных".
- Как шли переговоры?
- Начались они сразу после драфта. Даже до него, если честно. Была встреча с представителями "Коламбуса" в 10 утра, за три часа до начала драфта. Сам Николай на драфт прилетел очень поздно. Вопрос американцы поставили сразу и ребром: может Николай приехать в этом году? Пришлось ответить: нет, год Жердев проведет в ЦСКА. Только так. Сразу дали понять, что никто не собирается вести двойную игру. Вы не представляете, как американцы хотели получить Николая сейчас, немедленно!
- Давили на вас?
- Да нет, никакого давления не было. Как давить? У них есть свой интерес - это ясно. Они поняли, что у Жердева есть интерес свой. Как и у ЦСКА. Пришли к соглашению - как бы ни шли переговоры, контракт подписывать будем. Сумма - один миллион 240 тысяч долларов. На год. И как дополнение к контракту - индивидуальные бонусы. Если он их заработает, конечно.
За три года сумма будет не выше, чем 7 миллионов 700 тысяч долларов. У всех новичков есть бонусы, это неудивительно. В каждом контракте есть "маленький пункт". У игроков такого калибра контракты хорошие, это первый раунд. Первые 20 - 25 мест.
- Выбить подобные деньги - подвиг для агента?
- Да. Учитывая, что сейчас только и разговоров - на следующий год будет локаут. Сегодня у команд есть договоренность - снижать контракты для новичков. Сделать так, чтобы не подписывать никого. Когда мы этот вопрос решили, "Коламбус" контракт огласил в лиге, у Гарри Бэттмена. Когда в других клубах увидели, что контракт Жердева бьет по общей тенденции к снижению, возмутились. Кричали. Шумели.
- А "Коламбус"?
- Тот решает свои задачи. Конечно, ему хотелось заплатить меньше, но что сделаешь? Это удача нашей компании - сумели выстоять. Зная, что игрок в предстоящем сезоне не приедет. И на следующий год тоже - если будет забастовка. Понимаете? А уже сегодня даются премиальные!
- Самый сложный момент в переговорах?
- 15 августа примерно в 10 утра переговоры были прерваны. После того, как Гарри Бэттмен и лига выступили против этого договора, все прервалось. Возобновились переговоры в час дня. А в три часа контракт был подписан.
- Фантастика. И какие нашли слова?
- Разум возобладал. Никто не знает, что случится через год. Идет сплошная спекуляция: "Будет забастовка, будет уменьшение, будет то-то..." А никто ничего не знает! Известно только, что 15 сентября заканчивается соглашение между профсоюзами и хозяевами НХЛ. Все! А уж потом станут говорить Бэттмен и Гуденау. Никто не знает, какая будет основа у переговоров по контрактам. Может, у тех же новичков в 21-м раунде появится потолок - гарантированные условия соглашения, допустим, 1 240 000 долларов, а индивидуальные бонусы - не больше 3 миллионов долларов.
- От Тихонова благодарности дождались?
- 21-го вылетаю в Москву - встречусь и с Тихоновым, и с Гинером. Я поставил их в известность, что контракт мы подписали. Сообщил еще 15 августа - чтобы они знали первыми. Какой будет реакция? Думаю, нормальная. Тихонов наверняка понимает, что игрок такого класса, как Жердев...
- Все равно уедет?
- Да. Играть в лучшей лиге мира престижно! Престижно для ЦСКА в том числе. Чтобы молодые люди шли в клуб и знали - у них будет шанс уехать через год или два в НХЛ. Ничего плохого в этом нет.
В НОВОСИБИРСКЕ - 10:0
- Сами в Новосибирске когда в последний раз были?
- Ох, сразу и не скажешь! Лет, наверное, 12 - 15 назад, если память не изменяет. Вышел в основном составе ЦСКА во встрече с "Сибирью", мы выиграли со счетом 10:0, и местные умоляли меня пропустить хотя бы одну шайбу... Последний матч сезона был. Капкайкин покойный особенно старался забить, новосибирский кумир. Город, жаль, пока толком не увидел, только прилетел. Но пока из аэропорта ехал, заметил, как Новосибирск похорошел. И клуб, конечно, сильно поднялся - спасибо Владимиру Ненахову, президенту "Сибири". Главное - о школе не забывать.