СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛИЧНОСТЬ |
ТРЕНЕР, КОТОРЫЙ ВОЗВРАЩАЛСЯ 18 РАЗ
АНАТОЛИЙ ЗАЯЕВ.Одиннадцать лет назад симферопольская "Таврия" сотворила сенсацию под его руководством - неожиданно победила в первом чемпионате Украины. Сегодня команду вновь тренирует знаменитый Заяев - энергичный и непоседливый 72-летний человек, который в работе дает фору многим коллегам, годящимся ему в сыновья и даже внуки. Однако на вопрос, чувствует ли он себя старейшиной тренерского цеха Украины, а может, и всего союзного пространства, Заяев заметил в присущем ему шутливом тоне: "Не акцентируйте внимание на моем возрасте. Его и так все чаще приходится скрывать от молодых женщин и футболистов".
ВОЗРАСТ ПЕРЕСТАЛ ЗАМЕЧАТЬ ПОСЛЕ СОРОКА
- В "Таврию", согласно вашим же подсчетам, вы возвращались 18 раз. А говорят, что в одну реку нельзя войти дважды...
- За тридцать лет не был в родном клубе разве что врачом и массажистом. В роли директора стадиона строил тренировочную базу. Служил администратором, тренером, начальником команды, главным тренером, президентом клуба. Потому и считаю, что в футболе для меня секретов нет. Уходя в очередной раз, убеждал себя, что больше не вернусь. Но как только меня звали, отбрасывал сомнения прочь. В паузах работал в Днепропетровске, Николаеве, Кишиневе, Черкассах, Ивано-Франковске. Всюду чувствовал себя в "своей тарелке". Но по собственной воле никогда бы не уезжал из Крыма.
- На заре "самостийности" вы выводили "Таврию" в чемпионы, в финал Кубка Украины. Почему же тренер с таким послужным списком оказывался вне клуба?
- У наших тренеров только видимость широких полномочий. Мне всегда приходилось заниматься множеством проблем, не имеющих прямого отношения к тренерской работе: быть завхозом, прорабом, финансистом, специалистом по газонам. Если болеешь за свое дело, а не безразлично наблюдаешь за ходом событий, то приходится не только просить, но и требовать. А значит, возникают конфликтные ситуации. Зарабатывал репутацию скандалиста, тяжелого в общении человека, а это нравится не каждому руководителю.
ЗАЧЕМ НУЖЕН БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ, ЕСЛИ ЕСТЬ КРЫМ?
- И при этом ваш стаж работы в "Таврии" признан рекордным. Почему никому, кроме вас, не удавалось подолгу удержаться на посту главного тренера? Ведь приглашались специалисты с именами и опытом.
- В Крыму приезжему не так просто стать своим. Кто-то задерживался на три месяца, кто-то на пять. Жена при появлении очередного калифа на час успокаивала меня: "Что ты переживаешь, подожди, за тобой придут". Спросил, почему она так уверена в этом. Получил ответ: "Таких дураков, как ты, больше нет". А если серьезно, "Таврии" нужен свой человек, для кого Крым - не пустой звук.
Надеюсь доживу, когда наш чудо-полуостров станет тренировочной Меккой для Восточной Европы. Всего час езды из Симферополя - и вы в Судаке, Алуште, Керчи, Феодосии, Ялте, Севастополе, Николаевке, Евпатории. И везде море, всюду прекрасные дороги. Один Севастополь чего стоит: уникальный город, по территории - как Москва. Не нужно заказывать чартерные рейсы, как в Анталию или на Кипр. Сел в автобус - и езжай.
- Что для создания Мекки нужно?
- Скооперироваться и построить хорошие футбольные комплексы, в которых так нуждаются Украина и Россия. А это значит, что и гостиницы заработали бы на полную мощность в весеннее и осеннее межсезонье. Богатые люди в наших странах уже вкладывают в футбол, покупая за большие деньги зарубежных футболистов и даже тренеров. А я думаю, что финансовые вложения в создание футбольного центра в Крыму окупятся сторицей.
РАЗВЕ УНИВЕРСИТЕТЫ РОЖДАЮТ УМЕЛЬЦЕВ?
- Самые большие успехи "Таврии" выпали на годы, когда вы совмещали должности главного тренера и президента клуба. Вероятно, не всем было по нраву, когда вся полнота власти находилась в ваших руках?
- В начале 90-х я отдал полномочия президента своему сыну. Перед распадом СССР мы вышли в высшую союзную лигу, спустя год обыграли в решающем матче за звание чемпиона Украины киевское "Динамо", а в 94-м в финале Кубка Украины только по пенальти уступили "Черноморцу". Появился первый опыт участия в еврокубках. И вдруг в 94-м меня отправили на пенсию. Я и сейчас не чувствую себя пенсионером, а тогда был в расцвете сил. Произошло это сразу после финала Кубка. Председатель спорткомитета Николай Гостев, кстати мой воспитанник, пригласил к себе и пожелал удачи на "заслуженном отдыхе". Думаю, он мог меня отстоять, но пошел на поводу у заговорщиков, которым было выгодно убрать с арены неудобного Заяева. Я как раз начал освобождать команду от тех, у кого закружилась голова. Тогда же начались мои скитания по другим командам.
- И, насколько я знаю, не безуспешные?
- Под моим руководством вышел в высшую лигу николаевский "Судостроитель". Обладателем Кубка Молдавии стал кишиневский "Конструктурул". Победителями второй лиги становились команды Житомира и Черкасс.
- Почему же в "Таврии" о вас вспомнили только спустя семь лет?
- Предлагали и раньше. Но понадобилось время, чтобы созрели обе стороны. Вернул меня нынешний президент клуба Виктор Карасев. Мастер по вольной борьбе, он давно стал своим в футбольном клубе. "Анатолий Николаевич, давайте подумаем о будущем крымского футбола", - сказал Карасев и этим окончательно предопределил мое решение. Хотя, знаю, даже сама идея моего возвращение нравится не всем.
- Что греха таить, вас и по сей день кое-кто считает тренером-самоучкой, эдаким выскочкой, который сам себе присвоил право работать на тренерской ниве. Сейчас, к примеру, остро стоит вопрос об отсутствии у вас обязательной лицензии для работы с командами мастеров.
- Мой опыт, знания, стаж работы и возраст могли бы стать основанием для выдачи лицензии. Ведь такой прецедент был с Валерием Васильевичем Лобановским. Но раз решено подвести меня под общий знаменатель, раз кому-то так хочется усадить Заяева за парту, подчинюсь. С удовольствием прослушаю лекции своих юных коллег, многие из которых сами обращаются ко мне за практическими советами. А что касается самоучки... Со времен Ломоносова известно, что не университеты рождают умельцев. Начиная с 73-го, когда очередной тренер проваливал чемпионат, меня тут же бросали в кипящий котел. И при этом никто и никогда не спрашивал, есть ли у вас, товарищ Заяев, физкультурное образование?
- Стареющего Акелу каждый норовит укусить?
- Не думаю, что ко мне относятся предвзято. Для меня важнее, что "Таврия" не чувствует к себе предвзятого отношения. Когда мне было запрещено находиться во время матча на скамейке запасных как тренеру без лицензии я благополучно появился у кромки поля в качестве вице-президента. Безвыходных ситуаций не бывает. Думаю, что и с трибуны смогу руководить футболистами, которые мне доверяют. А пока есть доверие, необходимость Заяева никто не отменит.
ТОЛСТЫХ НАЗЫВАЛ МЕНЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ
- Вас, рассказывают, звали на работу во все концы Союза?
- В Крым из Москвы отдыхать ехали чаще, чем в Сочи. Так я подружился со всеми футбольными авторитетами. "Мне нужен человек с твоей энергией", - говорил Севидов, приглашая в киевское, а затем и московское "Динамо". Ко мне, а не к властям Крыма обратился Газзаев с просьбой помочь провести матч владикавказской команды в Кубке УЕФА. Когда за день до игры выпал снег, мне пришлось возглавить уборочные работы и сохранить газон в отличном состоянии. Часто рисковые решения брал на себя. Толстых в шутку называл меня председателем совета министров. Я никогда не был коммунистом, но все думали, что я активный партиец, потому что каждый день посещал обком. Старался дружить с секретарями, как сейчас с мэрами, губернаторами, премьер-министрами. Когда в 94-м отправили на пенсию, одним из первых позвонил Николай Толстых: "Быстро прилетай в Москву. Предлагаю должность зама и однокомнатную квартиру". Тогда же в "Ротор" звали Горюнов и Прокопенко.
- Что же вам помешало принять эти заманчивые приглашения?
- В том же 94-м пропал без вести мой сын. Правоохранительные органы зашли в тупик в его поиске. По полученным мною данным, следы людей, причастных к трагедии в моей семье, вели в Молдавию. А тут как раз подоспело приглашение из Кишинева. Сосватал меня в "Конструктурул", ставший впоследствии чемпионом Молдавии известный в прошлом футболист Володя Цинклер. Тренерскую деятельность, увы, я продолжил не в Москве. О чем, признаюсь, очень жалею.
БУБУКИН СКАЗАЛ: "БЕРИ, ТОЛЯ, ЖЕЗЛ В СВОИ РУКИ"
- Правда ли, что официально должность тренера вы получили через 11 лет после начала работы в футбольных командах?
- Меня никогда не волновала запись в трудовой книжке. Когда в 84-м общественность потребовала вернуть Заяева в "Таврию", влачившую жалкое существование во второй лиге, свободной была только должность тренера. Мы с Полосиным вытащили команду из ямы, а через год, обыграв в последней встрече Краснодар, получили очередное повышение в классе. После чего я вновь был отправлен в долгосрочный отпуск. С легкой руки тогдашнего секретаря ЦК КПСС по идеологии Тяжельникова ко мне приклеился ярлык "проходимца". Оказывается, не могли простить победу над командой Краснодара, благодаря которой "Таврия" вытеснила за борт первой лиги команду города Грозного. Тогда впервые была сделана попытка запретить мне работать тренером в командах мастеров.
- Однако же свой стаж вы сами определяете с 73-го года?
- Участвуя в тренировках под руководством Батанова, Бубукина, Полосина, многих других корифеев тех лет, непроизвольно примерял себя к роли главного тренера. Бубукин, этот великий рассказчик анекдотов и веселых футбольных случаев, как-то сказал: "А тебе, Толя, никто не нужен. Бери жезл в руки и управляй командой".
- Какую из своих команд вы считаете лучшей?
- Конечно же, образца 92-го года. Нас никто не смог обыграть в том чемпионате. Ни Запорожье, ни Одесса, ни Донецк, ни Киев. Какие были исполнители! Заднего защитника Турчиненко пройти было невозможно. Он не стоял на месте, как сторож без винтовки, всегда успевал в подыгрыше. Редким бойцовским даром обладал передний защитник Головко, который и сейчас блистает в киевском "Динамо" и сборной Украины. Помнится, прежде чем определить ему место в оборонительных порядках, выпускал его на 10 минут в нападении. Гудименко, проведшего несколько сезонов в "Роторе", я сразу определил свободным художником. И он стал лучшим бомбардиром. А такого, как Сергей Шевченко, игрока с врожденным футбольным чутьем, не надо было учить, он сам все умел. Как-то в матче с командой Николаева забил гол с центра поля, прямо с радиуса. Дайте мне сегодня четырех таких игроков - и я стану чемпионом Украины.
ШЕВЧЕНКО Я НАШЕЛ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
- Помните, как эти четверо появились в вашей команде?
- Турчиненко нам порекомендовал доктор: "Есть в Самарканде защитник, за которым стоит послать гонцов". Туда был сразу отряжен Роман Аронов, который тогда был администратором. Сейчас он генеральный директор клуба, депутат парламента Крыма, очень влиятельный человек. Группу игроков мы привезли из Фрунзе. За Шевченко в Фергану ездил сам. В ожидании его пришлось на два часа задержать рейсовый самолет на Симферополь. У меня всегда было чутье на тех, кто будет работать на поле с полной отдачей. Крыму Шевченко обошелся в две квартиры - выбивал жилье сначала ему, а потом его родителям.
- Насколько я знаю, Шевченко после завершения карьеры работал в "Таврии", затем ездил с вами в Ивано-Франковск, тренерствовал где-то в Азии, а сейчас как бы оказался не у дел. Это так?
- Пока отдыхает, играет за ветеранов. Я его зову вместо себя главным тренером, а он отказывается. Но думаю, что созреет. Как его одноклубник Волков, закончивший ВШТ и работающий моим помощником.
"БИТТЕ-ДРИТТЕ, ФРАУ-МАДАМ, Я УРОК ВАМ ПРЕПОДАМ"
- Всегда, Анатолий Николаевич, находятся желающие умалить успех первого чемпиона Украины. Дескать, турнир был усеченный, и Заяеву на спринтерском отрезке удалось всех обмануть. Вам наверняка тоже приходилось слышать подобное?
- Почему успехи моих команд для кого-то как кость в горле? Да потому, что не находится объяснений, за счет чего не самый обеспеченный клуб остается на плаву. Когда-то игрок московского ЦСКА Анатолий Савин, предлагавший меня в севастопольскую "Атлантику", сказал мэру Севастополя: "Заяев безногого заставит играть". В юные годы, работая заведующим клубом, пришлось и самому выходить на сцену, и хором руководить. Сверстники помнят меня в роли Пашки-артиллериста из "Свадьбы в Малиновке": "Битте-дритте, фрау-мадам, я урок вам преподам". Тогда же понял: хочешь, чтобы хор был слаженным, сделай так, чтобы каждый на своем месте не фальшивил. И в футбольных командах главный упор делаю на психологию, человеческие взаимоотношения.
- Так и в сегодняшней "Таврии"?
- А как иначе команду без звезд стабильно удерживать в десятке? В домашних матчах мы не проигрываем. Даже с "Шахтером" сыграли вничью - 3:3 в предпоследнем туре, когда для горняков решалась судьба золотых медалей. Способный нападающий Гигиадзе даже ходил жаловаться, что придираюсь к нему, требую невозможного. А когда к концу турнира стал нарасхват, тут же ушел в клуб с большим достатком. В российских командах оказались раскрывшиеся в прошлом сезоне Пырву и Деницэ. Теперь вместе с вратарем Левицким, которого в Крыму заметили люди из московского "Спартака", и нападающим Антюхиным они играют в Новороссийске. Из великолепной пары сдвоенных форвардов Гайдаш - Антюхин в команде остался один 35-летний Александр Гайдаш, автор 12 мячей в минувшем чемпионате. Он стал пятым украинским футболистом, забившим 100 мячей в официальных матчах. Возвращая его в Крым после очередного вояжа в другие команды, я не сомневался, что этот талантливый футболист еще не сказал последнего слова.
- Не надоело каждый раз все начинать сначала?
- А с чего бы это я, возвратившись в команду после семилетнего отсутствия, вновь взялся за местных мальчишек? Пока детским тренерам, как и школьным учителям, платят гроши, приходится рассчитывать на собственные возможности. По инициативе президента при клубе создана молодежная команда, которая спустя год стала бронзовым призером чемпионата страны. Первые выпускники этой команды настойчиво стучатся в основу. 18-летний полузащитник Галайдо уже завоевал место в составе, на подходе 17-летний нападающий Морозов. Кстати, Галайдо пытались продать в Финляндию или куда угодно, лишь бы не в "Таврию". Пришлось восстанавливать отношения с местными футбольными коллективами. Председатель правительства Крыма Сергей Куницын, который недавно стал президентом Крымской федерации футбола, обещал нам поддержку. А это многого стоит.
ФУТБОЛ И ГОЛУБИ
- Самым большим грехом футболиста по-прежнему считаете лишний вес?
- Если вчера у футболиста было 70 килограммов, а завтра на два больше, мне не надо рассказывать, откуда взялся излишек. И тогда нарушителю несдобровать. С Бубукиным мы порой отчисляли по полкоманды. Правда, потом возвращали. Нарушителям после такой профилактики по месяцу не требовалось дополнительного настроя. Дисциплина для меня превыше всего. Я не пью, бросил курить, пытаясь доказать футболистам, что все в наших силах.
- Анатолий Николаевич, на тренировочной базе я, как и десять лет назад, видел голубятню...
- Привязанность к голубям у меня с детства. Я родился в районе, ранее считавшемся окраиной Симферополя, где все держали голубей. Раньше голову поднял - их тысячи в небе. Поймать голубя - не убить, взять "чужака" - ни с чем не сравнимый азарт. Я был знаком с Ковпаком, он держал голубей. Щербицкий и Брежнев увлекались голубями. Долгое время моя семья жила в так называемой хрущовке, голуби размещались на кухне. Как-то прихожу с работы, а их нет - жена выпустила. Я вздрогнул, когда, спустя годы, в 92-м, увидел голубя на крыше столовой на тренировочной базе "Таврии". Покрошил хлеба, позвал - он спустился. Я его поймал, и он долго жил в моей комнате. Тогда сказал сам себе: мы станем чемпионами. Голубь действительно принес мне удачу. А потом, когда меня уволили, не стало голубей. Голубь - хорошая примета, на счастье. Не секрет: если голубь приснится - это к деньгам.
- А вам голуби снятся?
- Они возвращаются в команду вместе со мной.
Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ |
Киев - Симферополь |