СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
КАК ДЕЛА? |
Анатолий ЗИНЧЕНКО
Родился 8 августа 1949 года в Сталинске, ныне Новокузнецк. Нападающий, полузащитник. Мастер спорта международного класса. Воспитанник волгоградского "Трактора". Выступал за "Трактор" (1967 - 1968), СКА Ростов-на-Дону (1968 - 1971), "Зенит" Ленинград (1972 -1975, 1979 - 1980), "Динамо" Ленинград (1976 - 1978), "Рапид" Вена, Австрия (1980 - 1983). Первый советский футболист, отправившийся играть в заграничный клуб. В высшей лиге чемпионатов СССР провел 193 матча, забил 33 мяча. Финалист Кубка СССР 1969 и 1971 годов. Чемпион Австрии 1982 и 1983 годов, обладатель Кубка Австрии 1983 года. За сборную СССР провел 3 матча.
- Анатолий Алексеевич, почему вы, родившись в Новокузнецке, азы футбола постигали в Волгограде?
- Отца, заслуженного металлурга СССР, перевели на Волгу: он вместе с коллегами открывал в Волгограде алюминиевый завод. Мы переехали туда всей семьей. Во дворе гоняли мяч до поздней ночи. Там меня и заприметил бывший игрок "Трактора", будущий заслуженный тренер России Плонский. На первой тренировке поставили в защиту. Но какой же мальчишка не мечтает играть в нападении! Я побежал вперед и забил. Так у чужой штрафной и остался. Правда, в мастерах чистого форварда играл не очень долго, постепенно переместился в глубину поля.
- С ростовским СКА, где вам довелось служить в армии, вы добились наивысших успехов в "советской" карьере.
- Два раза был финалистом Кубка страны. Забивал в обоих финалах - и "Карпатам" в 69-м, и "Спартаку" в 71-м. Вот только дорогу к Кубку и львовяне, и москвичи нам перешли. Обидно, тем более что в 71-м Логофет счет сравнял за считанные секунды до финального свистка, а потом уже в переигровке Киселев провел решающий мяч. Зато именно в розыгрыше Кубка-69, в четвертьфинале, я забил в Ростове самому Льву Яшину, и СКА выиграл у "Динамо" - 1:0.
- Позднее в "Зените" вы совсем чуть-чуть "не дотянули" до медали.
- Да, в бронзовом для "Зенита" сезоне 1980 года сыграл в чемпионате всего два матча. Практически весь год ушел на оформление бумаг для командировки в Австрию.
- Так сложно это было?
- А как вы думаете? В те времена отправиться из советского чемпионата играть за границу, да еще в год Олимпиады! Думал уже, инициатива Юрия Морозова не осуществится. Но поддержал Вячеслав Колосков, и в октябре 80-го в Ленинград пришла телеграмма из Госкомспорта, дающая добро на поездку в Вену.
- И оформили вас в командировку инженером...
- Да, от "Союзвнештехники". Из заработанного получал на руки в торгпредстве тысячу долларов. Правда, руководство "Рапида" еще выплачивало мне премиальные за победы.
- В Вене на вас пальцем не тыкали: мол, прибыл футболист из страны медведей?
- Всяких публикаций хватало, в том числе и в желтой прессе. Но в целом интерес ко мне носил благожелательный характер.
- Тяжело пришлось одному в чужой стране?
- Безумно тяжело, хотя клуб решал все бытовые проблемы. Можно сказать, испытал ощущения котенка, брошенного в воду. У меня ведь переводчика не было. Вспоминал то, что почерпнул из немецкого в школе и институте. А тренер "Рапида", знаменитый Отто Барич, прилично знал русский. Но со мной специально общался только на немецком. За исключением совсем уж экстренных случаев. Полегче стало на второй год: из Югославии приехал Бручич, заиграли в "Рапиде" чехи Паненка и Веселы. Тогда "Рапид", в который вернулся Кранкль, спустя 12 лет завоевал титул чемпиона Австрии. А в следующем сезоне мы оформили золотой дубль, взяв и Кубок.
- Сейчас на поле выходите?
- А как же! Раз в неделю как минимум. Играю за ветеранов в группе "старше сорока" на первенство города. Приходится забивать...
- Бывший форвард стал футбольным чиновником. Как себя чувствуете в этой роли?
- Нормально, втянулся. Я ведь в Федерации футбола Санкт-Петербурга работаю уже три года. Возглавляю Комитет по проведению соревнований.
Александр КУЗЬМИН |
Санкт-Петербург |