Газета Спорт-Экспресс № 191 (3278) от 29 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 августа 2003 | Хоккей

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей МАКАРОВ

КУБОК ЧЕМПИОНОВ НА КУБКЕ "СПАРТАКА"

Все возвращается на круги своя. Еще десять с небольшим лет назад хоккейная Европа имела своих чемпионов - и сборную, и клуб. Хотя, скажем, первенство Старого Света разыгрывалось в рамках чемпионата мира, победителям было чем гордиться.

Почему же Европа в итоге оказалась без чемпионата и значимых клубных турниров? Все очень просто: обломки берлинской стены погребли под собой не только Восточный блок, но и хоккей на континенте. Ведь в этом блоке, если кто забыл, жила и играла не только самая сильная сборная Старого Света - СССР, но и вторая по рейтингу - Чехословакии. Этих стран не стало, они поделились - кто на пятнадцать, а кто всего на две части. Лучшие игроки уехали в НХЛ, национальные чемпионаты пришлось отстраивать заново. В общем, немного времени понадобилось на то, чтобы европейские хоккейные соревнования по своей привлекательности для спонсоров ушли со второго (после футбола) на какое-то "надцатое" место.

Затем каждая хоккейная федерация (в том числе и российская) пошла по правильному в общем-то пути развития - пути НХЛ. Зачем заново придумывать велосипед и открывать Америку, если перед глазами прекрасно отлаженная, продуктивно действующая система? А путь НХЛ - это превалирование собственного турнира над любым другим мировым форумом, всемерная "интенсификация" трудового процесса. Вот и мы сейчас дошли до 60 игр в регулярном чемпионате. Со временем наверняка дойдем и до 80, как в НХЛ.

Мы собрали по осколкам, выстрадали и вырастили суперлигу - второй по силе чемпионат в мире. Но потеряли - теперь, похоже, окончательно - европейские турниры. Не предсезонные, а рейтинговые - позволяющие в честном поединке выявить лучшую сборную Старого Света и сильнейший клуб.

Вариться в котле собственного чемпионата - это очень по-американски. Но совсем не по-европейски. За океаном нет деления на нации и народности. Все, живущие там, вне зависимости от цвета кожи и места рождения, - американцы. Для них есть Америка и есть что-то остальное. Аналоги футбольной Лиги чемпионов и Кубка УЕФА за океаном невозможны, причем в любом виде спорта. И для хоккейной Европы курс, избранный НХЛ, - неестественный. А значит, изменения в ныне существующем положении вещей наверняка предстоят.

Эти изменения уже последовали - с введением Евротура. С каждым годом этот турнир приобретает все большую стройность. Растет количество болельщиков, постепенно приходят серьезные спонсоры. Соревнование сборных - это замечательно, но и без клубного европейского турнира не обойтись. И он наверняка будет. Я даже знаю - где и когда.

Мне не довелось выйти на лед в нынешнем розыгрыше Кубка "Спартака" - не позволила травмированная нога. Устроители турнира предложили мне возглавить своеобразную российскую сборную НХЛ. Конечно, подобный матч отнести к спортивным состязаниям тяжело даже с большой натяжкой. Это был прекрасный концерт, данный замечательными исполнителями прошлого и настоящего. Мы собрались на несколько часов, ребята надели новую форму, подумали, кто с кем будет выходить на лед, и - поехали...

Но задели за живое слова президента Кубка "Спартака" Гелани Товбулатова. О том, что в рамках этого турнира он собирается возродить Кубок европейских чемпионов. С одной стороны, все прекрасно понимают, что при нынешнем сверхплотном соревновательном графике время для столь солидного турнира, как это было в былые годы, ни в одном календаре национального чемпионата не сыскать. Остается межсезонье. Причем его конец, когда команды уже "раскатились". И турнир должен быть, как говорится, "в один присест".

Кубок "Спартака" давно перерос сам себя. По организации он не имеет равных в Европе, но ему давно уже тесно в рамках просто предсезонного турнира. И собрать лучшие европейские клубы ему вполне по силам. Особенно если учесть, что у руководства Кубка "Спартака" стоит человек, в лексиконе которого нет слова "невозможно". Дело - за малым.

За тем, чтобы победой в Кубке европейских чемпионов гордились не меньше, чем завоеванием Кубка Стэнли.

Когда-то это уже было.