СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН |
Сергей ОБОРИН.Главный тренер "Амкара" в этом году удивил всех своей командой, созданной из малоизвестных и молодых футболистов. Пермяки стали главным открытием сезона в первом дивизионе. Однако уральцы мечтают о большем, чем роль ниспровергателей авторитетов. О премьер-лиге.
ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИИ
Мне говорили, что Оборин - человек жесткий. Даже очень. Интервью у него взять якобы сложно. Неразговорчив, замкнут. И вообще человек сложный. С непростым внутренним миром. Может быть. Но лучше, когда этот мир есть, чем наоборот. Говорили об Оборине всякое. Зря. Потому что за беседой мы просидели до полуночи. С ним не скучно.
ВЫСТРАДАННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Зимой вы решительно обновили состав "Амкара", освободив из команды большую группу зрелых мастеров с именами и пригласив на их места футболистов, чьи фамилии мало что говорили даже специалистам. Это был сознательный шаг?
- Да. Я полгода думал, прежде чем принять решение. Если честно, иначе невозможно двигаться вперед. Ребята, уходившие из команды, давно определились со своим местом в футболе. Они отлично знали, что им по плечу, а что - нет.
- "Амкар" много лет занимал места по соседству с призерами. Со стороны казалось, что команду устраивает эта роль - быть на виду, но не более того.
- Дело не в занятых местах. Шестые или третьи - частности. Хотя за результат, конечно, спрашивают. Я мучился по иному поводу: мы в творческом плане давно топтались на месте. Например, в обороне команда сейчас играет "зону". Все довольны - я, футболисты, зрители. На эту систему игры хотели перейти еще в прошлом сезоне, но пришлось отказаться.
- Не получалось?
- Я много раз объяснял игрокам, что хочу увидеть на поле, просил их говорить, что непонятно, высказываться по поводу затеянной перестройки. Все напрасно. Люди головами кивали, но делали по-своему. В итоге плюнул на попытки что-то перестроить.
- Сильно расстроились?
- Вторая половина прошлого сезона была похожа на жизнь с женщиной, которую давно не любишь. Все - по инерции. Скучно, порой противно.
- Словом, расставались легко.
- Да не сказал бы. Это в игровом плане ребята меня устраивать перестали, а люди-то они хорошие. Многие - очень хорошие.
ПОТОЛОК - СТО ТЫСЯЧ
- Менять вы их стали на футболистов, которые прежде выступали в клубах второй российской лиги. Где вы их присмотрели - Кобенко, Диденко, Волкова, Митина?
- Митин в "Крыльях" у Тарханова несколько лет назад играл. Звезд с неба не хватал, но высшая лига - это уровень. Кобенко нашел на "Переправе". Или как ее там сейчас кличут? (Турнир "Надежда". - Прим. А.А.) Поехал в Краснодарский край, увидел там игрока, вытащил его из Славянска в Пермь. Волкова приглашал год назад, но у парня был действующий контракт, а запрошенная калужанами сумма оказалась для нашего клуба непосильной.
- Это правда, что 100 тысяч долларов за игрока - предельные деньги для "Амкара"?
- На подобные траты мы идем в исключительных случаях.
- Не обидно, что конкуренты могут позволить себе выложить за нужного футболиста и 200, и 300 тысяч, а вы все по второй лиге "шарите"?
- Ну, пусть мне обидно. Разве что-то завтра изменится? Некорректно это - сетовать на проблемы, которые президент твоего клуба в одночасье решить не может. Я не жалуюсь. Я работаю. Хотя порой бывает очень трудно.
- Например, когда "Амкар" после 12-го тура оказался на 17-м месте?
- Уволить запросто могли. Даже тренера вроде бы уже искали. Вот тут мне стало обидно. Слухи, они ведь быстро до нужного адресата доходят. Но я зубы стиснул, не дав себе возможности раскиснуть, а команде, в которую верил, сникнуть. В той ситуации мне уходить было никак нельзя. Уйти - значит расписаться в собственном бессилии. Вслед бы услышал: набрал молодежь, развалил хороший коллектив...
- Как вы из той ситуации выпутались?
- Через работу: видео, макет, упражнения на поле. Снова видео, снова макет, опять упражнения. Видео, макет... Ходил по полю, мяч в руках носил, переставлял ребят с места на место, объяснял им, что именно нужно. Если люди начинают понимать, зачем они делают то или иное упражнение, отдача будет. А еще психологию немного поменял.
- В каком смысле?
- Тоже через работу. Я убежден, что характер - такая же величина для тренинга, как выносливость или скоростно-силовые качества. Не бывает людей без характера. Просто у кого-то он проявился, а кто-то до сих пор "спит".
Вот он их и будит. Всю весну, по признанию самого Сергея Григорьевича, команду он критиковал. Безжалостно, применяя на практике собственный метод тренинга человеческой психологии. Отсюда, наверное, и пошли разговоры о чрезмерной жесткости Оборина. Тыкать игроков в ошибки, словно беспомощных котят, он перестал ближе к лету. "Отпустил команду", как принято говорить. Но успев ее основательно обучить. И она заиграла. Да как! В последних 19 матчах пермяки набрали 47 очков, проиграв лишь однажды - в Новокузнецке. Попутно уральцы, в составе которых звездой может считаться лишь Парамонов, сокрушили всех лидеров.
СЛЕЗЫ НЕ ЗАКАЗЫВАЕМ
Нет, почти всех. Устоял в Перми "Терек", да "Анжи" на родном стадионе "зацепился" за очко, посчитав, правда, ту ничью моральным фиаско.
- Когда мы сначала сыграли вничью в Махачкале, а потом обыграли в Краснодаре "Кубань", это был прорыв в сознании всех сотрудников клуба. Мы поняли, что можем выйти в премьер-лигу! - признается Оборин. - Ведь когда ребята выиграли в Томске, они толком не поняли, что сотворили. Это был первый шаг наверх, потом мы сделали еще два.
Сегодня Пермь, по признанию Оборина, мыслями уже в новом сезоне. Принимает "Динамо", "Спартак", "Локомотив" - не читинский, московский. Фиаско команды в гонке за заветными путевками Пермь воспримет не просто болезненно. Это будет трагедия. Для Оборина же подобный финал станет еще и личным горем. Хотя сам он отдает себе отчет в том, что все козыри его команды - игра, характер и удача. Иных нет.
- Если в ноябре вам вручат не путевку в премьер-лигу, а бронзовые жетоны, заплачете?
- Не знаю. Может, дома... Мужские слезы - это, наверное, все-таки чересчур. Но удар будет очень сильным.
- Боитесь, что второго шанса больше не будет?
- Наоборот. Я не только внешне молодо выгляжу - в душе тоже не старик. Поэтому верю, что жизнь на 2003 годе не закончится. Как бы он ни завершился для меня и команды. Но лучше не упустить выпавший нам шанс.
- Пермь к премьер-лиге готова?
- Мыслями болельщики уже в компании лучших команд страны. Организационно клуб тоже готов.
- А финансово? Всем известно, что "Амкар", по сути, команда заводская. Обратит ли внимание на футбол областная власть, если вы окажетесь в компании лучших?
- (После паузы.) Знаете, я много над этим думал. И пришел к выводу, что мое дело - хорошо выполнять свою работу. Это значит тренировать команду, делать все, чтобы футболисты прибавляли в мастерстве, уважали и понимали меня и как тренера, и как человека. Словом, быть востребованным на тренировочном поле, а не в коридорах власти. Как сложится все, гадать не буду. Да и не хочу. Зачем?
Выполнять свою работу - ключевые слова для понимания тренерской и человеческой сути Сергея Оборина. Он труженик. В Америке про таких, как этот уроженец города Лысьва, говорят: человек сделал себя сам. Звезд с неба не хватавший, но надежный голкипер. Начинавший с нуля тренер, постигавший секреты ремесла самостоятельно или через учебу по случаю. "Никаких тебе семинаров, ни учебы, ни даже книжек толковых. В России для тренерской учебы нет ни-че-го".
- На сборах ко всем коллегам подхожу - пообщаться, опытом поделиться. Знаете, сколько во второй лиге интересных ребят сейчас появилось? Массу занимательных вещей рассказывают. Недавно в Перми с Долматовым посидели хорошо, поговорили душевно. Олег Васильевич, он ведь обычно все в себе держит, а тут много любопытного рассказал.
ЖИЗНЬ С НУЛЯ
Оборин, можно сказать, тренер начинающий, хотя уже опытный. Кроме родной Перми, нигде не работал, но за девять лет прошел с командой путь от третьей лиги до полуфинала Кубка России, попутно заработав для "Амкара" репутацию одного из ведущих коллективов первого дивизиона. А началось все с отчисления из пермской "Звезды", которой он отдал в общей сложности 12 лет.
- Сейчас я тренерам той команды даже благодарен. Вовремя меня освободили от игры в футбол. Не дали затянуть с уходом, невольно помогли быстрее начать искать себя в новой жизни.
Времена были смутные, начало 90-х. Оборин за два года успел попробовать себя в качестве перегонщика авто из Германии на Каму, мелкого бизнесмена, торгующего всем подряд, от металла до сахара, получил приглашение стать членом сообщества, контролировавшего рынки Перми, а в итоге понял, что его тянет обратно. В футбол.
- Начал с того, что создал мини-футбольную команду. Заявились в первую лигу. Правил не знают ни играющий тренер, ни его подопечные. Приехали на тур, начали спрашивать: как действовать на площадке? В итоге, когда у нас полевые менялись, соперник на свидание со мной - я-то в воротах! - выходил вчетвером. Смех и грех... Но ничего, выжили. Захотели большего. Начал искать деньги. Пошел на завод минеральных удобрений. Директор меня принял.
Так они познакомились - бессменный президент "Амкара" Валерий Чупраков и бессменный главный тренер Сергей Оборин.
- Валерий Михайлович меня внимательно выслушал, а в ответ задал вопрос: смогу ли создать команду в большом футболе?
- Вы ответили - готов?
- Сначала смету принес. С учетом расходов в третьей лиге. Чупраков посмотрел и сказал: ерунда. Я предупредил, что на этом уровне команда не задержится, а рангом выше расходы возрастут. Достал еще одну смету. Чупраков взглянул и ответил: потянем. Так родился "Амкар".
- За который вам сильно попадало. Вас сразу, и не без оснований, записали в могильщики "Звезды". Команды с богатой историей, в одночасье исчезнувшей с карты нашего футбола. Не проще было купить звучный пермский брэнд, переделав в клубе все на свой лад?
- Если мне еще раз кто-нибудь предложит создать клуб с нуля, откажусь. Проще действительно купить команду, а потом все в ней поменять. Но тогда мы решили начать с чистого листа. Причем, каюсь, это я посоветовал Чупракову не браться за спасение "Звезды".
- Почему?
- Слишком развращенной была команда, а финансовую ситуацию иначе как катастрофой назвать было нельзя.
ОТ "СПАРТАКА" ДО ЦСКА
- Не жалко "Звезду"?
- Жалко. Но я никогда не ввязывался в полемику, которая кипела на страницах газет почти четыре года. Считал, что жизнь со временем всех рассудит, а пока важнее не спорить, а хорошо работать.
Работа ладилась. "Амкар" за четыре года прошел путь от первенства области до первой лиги, а попутно выиграл самый, наверное, пока главный матч в своей клубной истории. Кубковый у "Спартака".
- Нам тогда повезло. Это "Спартак" проиграл, а не мы его переиграли. Москвичи приехали самоуверенными, без Романцева. Хотя на поле вышла компания, которая много лет "выносила" всю футбольную Россию.
- После финального свистка радость была безумной?
- Я вообще не позволяю эмоциям перехлестывать разум. Но, безусловно, тот успех, словно по приказу, изменил отношение к команде. На следующий день "Амкар" проснулся командой, в которую поверила вся Пермь. Мамы и папы, например, повели детей в футбольные школы, где резко вырос конкурс.
- Второй такой успех - наверное, выигранный в Саратове четвертьфинал Кубка России-2001/02?
- На мой взгляд, да. Не каждый год команда первой лиги выходит в полуфинал национального Кубка. Но пока тот успех должной оценки в Перми не получил. Вышли и вышли, молодцы. Буднично как-то все было. Наверное, время нужно, чтобы люди поняли, чего команда добилась.
- А в финал могли выйти?
- Только теоретически. В Москве с ЦСКА сыграли достойно. Правда, шансов на конечный успех у нас не было. Совсем. Слишком много поставил на тот Кубок ЦСКА. Кстати, я мог оказаться в этом клубе. Павел Федорович Садырин, наш, пермский, болел, и меня приглашали ему в помощь с перспективой самостоятельной работы. Звали люди, владевшие контрольным пакетом до появления Гинера.
СЕМЬЯ
- Вы отказались?
- У "Амкара" дела тогда шли неважно. Уйти из команды в сложный момент для меня все равно, что бросить родного ребенка в беде. Собственно, он и есть ребенок. Мы с Юрием Гребенюком, директором клуба, начинали с того, что сами встречали судей, инспекторов на вокзале. Не хватало кадров, на которых можно было бы положиться. Людей подбирали очень тщательно. Порой краснеть приходилось. Нужен, к примеру, секретарь. Приходит молодая симпатичная девушка. Вроде она нас устраивает, но надо бы спросить о деликатном. Я, покрываясь краской, интересуюсь: а в декрет она, часом, не собирается? Учились всему сами. Смеялись над нами, критиковали, а мы работали.
- Отдыхать успеваете? У вас хобби есть?
- Рыбалка. Очень уважаю. Причем стал замечать, что мне уже не важно, сколько рыбы поймаю. Важен сам процесс. А отдыхать... Не получается, и все тут. В отпуске не был лет шесть. Мечтаю съездить на приполярный Урал. Места дико красивые. Но некогда, все время дела находятся.
- Жена не возмущается?
- Она у меня понятливая. Второй брак. Счастливый.
- Дети взрослые?
- Да. Старшему сыну 26 лет. Он поиграл немного у меня в "Амкаре". Тоже вратарем был. Но данных, чтобы стать хорошим голкипером, у Димы не хватало.
- И с футболом парень закончил.
- По моему совету. Те разговоры, и вообще наша совместная работа - наверное, самое тяжелое для меня испытание как для педагога. К счастью, Дмитрий меня правильно понял. Я очень рад, что теперь он ищет себя в новой жизни, не потратив напрасно на футбол свою молодость.
- Поиски идут успешно?
- Вроде все нормально.
- А вы сами себя нашли, как думаете?
- Жизнь покажет. Но уверенность в себе как в крепком профессионале уже есть. Наверное, это пока мое самое большое достижение. Надеюсь, будут и другие. Очень надеюсь.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
Саратов |