ХОККЕЙ |
Владимир ЩУРЕНКО |
МОЩНАЯ ЛИЧНОСТЬ, УМНЕЙШИЙ ХОККЕИСТ, ДОБРЕЙШИЙ ЧЕЛОВЕК
Таким останется в памяти своих партнеров этот хоккеист
ДОСЬЕ "СЭ" |
Владимир ЩУРЕНКО
Родился 13 октября 1957 года.
Воспитанник ЦСКА.
Выступал за СКА МВО (1976 - 1978), "Химик" (1978 - 1989 гг.).
Серебряный призер чемпионата СССР 1988/89, бронзовый призер 1983/84.
Один из лучших бомбардиров за всю историю воскресенского хоккея.
В сезоне-86/87 стал обладателем приза "Три и более" - за наибольшее количество хет-триков в чемпионате СССР.
В конце 80-х - начале 90-х годов выступал за клубы Хорватии и Словении.
Был лучшим бомбардиром чемпионата Югославии.
Привлекался в сборную СССР.
Как уже сообщал "СЭ", в Москве на 46-м году жизни скоропостижно скончался популярнейший в прошлом нападающий "Химика" Владимир Щуренко. Многие из игроков того состава Воскресенского клуба узнавали тяжелую новость от корреспондента нашей газеты. И эмоций, понятно, не скрывали.
Валерия Брагина застал в аэропорту - команда вылетала в Нижнекамск на календарный матч.
- Вы не представляете, насколько это был открытый человек! - Нынешний главный тренер "Химика" говорил отрывисто. - Школа ЦСКА слабых игроков не воспитывала. Потом Владимир перебрался в Воскресенск - и, как выяснилось, на всю свою хоккейную жизнь. Становился лучшим бомбардиром "Химика", ездил во вторую сборную Союза, считался кандидатом в первую сборную - при всех ее звездах.
Это большая потеря для всего Воскресенского хоккея. Володя - одна из легенд этого клуба, очень яркая фигура. Мы пять или шесть лет выходили на лед в одном звене, я знаю, о чем говорю. Правда, после окончания игровой карьеры жизнь у него не заладилась, работал одно время грузчиком, потом снова вернулся в хоккей. Большая потеря...
Андрей Яковенко, один из ближайших товарищей Щуренко по тому "Химику", и сегодня работает в подмосковной команде:
- Играли мы вместе долго и в самом деле очень дружили. Он считался лидером и на площадке, и за ее пределами. Мощная личность. Умнейший хоккеист. В том "Химике" был на виду и на слуху, много забивал. Мне не верите - спросите у Фетисова. Они вместе начинали в ЦСКА, тоже дружили. А после хоккея наши пути разошлись. Команда разъехалась, кто в одну страну, кто в другую... Связи оборвались. Встречаться было сложно, даже сейчас не получится проводить Володю в последний путь - у "Химика" как раз выездные матчи.
Юрий Морозов, известный тренер, был ошеломлен известием:
- Володька умер?! Не может быть! А ведь я его когда-то в "Химик" и привозил. Помню, в Риге решающий разговор состоялся. Он с юношеской сборной как раз чемпионом Европы стал, и на него мно-о-го охотников в ту пору было - хоккеист-то одареннейший... У "Спартака" из-под носа увел его в Воскресенск. А уж потом ЦСКА опомнился, назад стал звать - да только Володя отказался. Полюбился ему "Химик".
Удивительная была команда, сильная духом - ни одна другая таким коллективом не славилась. Этим коллективизмом и брали. У них тройка была дивная - Лаврентьев - Ларионов - Щуренко. Потом вместо Ларионова Брагин стал играть, нынешний главный тренер "Химика". Мы со Щуренко все по-бомбардирски спорили. Помню, я примерно 170 голов за "Химик" забил, и Владимир тоже.
А кистевой бросок у него какой был! Он "праворукий" - никак вратари приспособиться не могли, прочувствовать, куда шайба полетит... Слабоват, правда, в обороне. Почему-то решающие голы часто забивал. И, конечно, ЦСКА для него особым соперником был - как против бывшей своей команды выйдет, непременно гол организует. Выступали за "Химик" Веригин, Никитин, Ларионов - легенды клуба. И Щуренко - тоже легенда. Из этого ряда.
Известного вратаря Геннадия Ушакова и форварда Владимира Щуренко хоккейная судьба вела параллельными курсами - куда один, туда и другой. И, конечно, для Геннадия смерть товарища - удар:
- Сейчас узнал, что Володи не стало, и пошли перед глазами воспоминания, случаи какие-то, слова... Многое на ум приходит, всего не рассказать! Что хоккеист это был с высочайшей техникой, много забивал - это вам кто угодно подтвердит. Мы с Володей ровесники, с мальчишек дружили, хоть его ЦСКА воспитал, а меня - "Динамо".
Вместе за молодежную сборную выступали, потом в "Химик" перебрались - и старались два столичных парня поддерживать друг друга по жизни. Добрейшие были отношения. А потом вместе оказались в чемпионате Словении, там доигрывали.
В Воскресенске у Щуренко сумасшедшая популярность была, но в Словении - это что-то! Клуб наш "Цинкарна" назывался, но названия часто менял. Приходит новый спонсор - по-своему называет. Так из "Цинкарны" Володю чуть в сборную Словении не привлекли, можете себе представить? Он сам этой идеей загорелся, начал оформлять документы - но нескольких дней не хватило, чтобы все сделать. Не получилось. Володя, кстати, в той стране лучшим бомбардиром чемпионата становился, а тренер у нас тоже российский был, Валентин Егоров.
Как-то, помню, в 93-м году из Словении в Россию на машине отправились - и эту поездку в жизни не забуду. Море приключений. В аварию только два раза попали - ехали через Венгрию, Чехию, Украину... Обратно от греха подальше билеты на поезд взяли. А вскоре решили карьеру закончить - тоже одновременно.
После хоккея жизнь у Владимира не заладилась. Со многими яркими игроками такое случается - не хватает жизненной стойкости, в чем-то характера... И - не складывается. Друзья пытались помочь, устроили грузчиком на мебельную фабрику. Там работал. В последнее время, насколько знаю, занимался частным извозом. С друзьями по "Химику" и хоккею связи оборвались.
Никто его особо не видел, на играх он бывал редко. Я в последний раз видел его как-то на Кубке "Спартака", да пару раз приходил Володя на тренировки команды ветеранов - и все...
Виктор Иванович, брат Владимира, рассказал о том, как случилась трагедия:
- Пошли заводить машину, прихватило у Володи сердце - и скоропостижная смерть... Потом врачи говорили что-то про сердечную недостаточность, но сердце брата никогда не тревожило, вот в чем дело! Последние годы, вы правы, от хоккея он был немного оторван, здорово переживал... Но совсем - как оторваться? Иногда старался выходить на лед, катался, даже в Воскресенск выбирался. На Кубок "Спартака" ходил. Из старых товарищей по "Химику" особенно с Валерой Брагиным дружил, нынешним главным тренером. Они ведь в одной тройке сколько играли!
А вообще брат "Химику" то ли 12, то ли 13 сезонов отдал, город как родной был - но жил в Москве. В ней и умер. Брагин вот только-только звонил, он на похоронах быть не сможет, к сожалению, у команды выездные матчи, но 18 сентября непременно подъедет помянуть...
Роман Оксюта, и сегодня выступающий за "Химик", успел поиграть в этой команде еще во времена Щуренко:
- Мне главный тренер, Брагин, сказал, что Владимира не стало... Остались только теплые воспоминания. Я пришел в "Химик" в тот год, когда они, Щуренко и Брагин, считались главными звездами команды. Во многом благодаря им воскресенский клуб в тот год завоевал серебряные медали. Помню Щуренко как добрейшего человека. А через год наша прекрасная команда разъехалась по миру: я - в одну сторону, Владимир - в другую. С тех пор не виделись, только доходило что-то отрывочное - работает где-то в Москве. Очень тяжело...
Юрий ГОЛЫШАК