ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
ОСЕННЯЯ РЕПЕТИЦИЯ В ОДИНЦОВЕ
На прошлой неделе на льду одинцовского Дворца спорта сильнейшие российские фигуристы демонстрировали программы нового сезона
ВАШ ВЫХОД, СИЛЬНЕЙШИЕ!
Федерация фигурного катания страны особо не афишировала это мероприятие. Тем не менее трибуны оба дня были заполнены под завязку: на прокаты съехались почти все претенденты на места в сборной-2004, и в желающих стать свидетелем этого зрелища недостатка не было.
Наиболее заинтересованную часть публики составляли российские арбитры, которым предстоит работать на различных соревнованиях. Новая система судейства, которая в самом начале месяца была опробована на второстепенном турнире в Оберсдорфе и по которой будут оцениваться выступления фигуристов на всех взрослых этапах "Гран-при", включая финал, требует более внимательного, чем прежде, изучения программ. То, что всегда считалось решающим у одиночников и пар, а именно прыжки и каскады, как бы ушло на второй план. Гораздо пристальнее арбитры всматривались во всевозможные связки, дорожки, вращения и прочие оригинальные находки, за которые отныне будут начисляться дополнительные бонусы.
Олег Васильев, прилетевший из США с чемпионами Европы в парном катании Татьяной Тотьмяниной и Максимом Марининым, считает:
- Главное сейчас - понять, как будет работать новая система. Судя по отзывам, в ней немало неожиданного. Например, в некоторых случаях чистый прокат с двойными прыжками может быть оценен выше, чем не очень чистое исполнение более сложных комбинаций. Мне это кажется спорным, поскольку такая система не будет стимулировать спортсменов и тренеров на риск. Но принцип в целом действительно любопытный. Не только потому, что теперь каждый элемент программы - подкрутки, выбросы, поддержки, спирали, дорожки - играет огромную роль. Интересно и то, что при новой системе судейства можно прыгнуть с восьмого места на первое. С одной стороны, это неплохо, поскольку значительно снижает стресс в короткой программе. С другой, если раньше, хорошо откатавшись вначале, спортсмены как бы получали некие гарантии того, что на этой позиции и останутся, то сейчас таких гарантий нет.
По поводу выступления своей пары в Одинцове Васильев заметил:
- Мы решили не показывать новую произвольную программу, поскольку на всех этапах "Гран-при", в том числе и в финале, будем выступать со старой. Но внесли в нее ряд изменений с учетом новых требований. Короткая программа - вариации Рахманинова - пока тоже не доведена до окончательного вида. Планируем добавить более сложную поддержку и вращения. А новую произвольную композицию зрители увидят только на чемпионате России в январе.
ДЖУЛЬЕТТА И ЛЮБИМАЯ ЖЕНА
У женщин огорчало лишь отсутствие чемпионки мира-2002 Ирины Слуцкой. Зато после длительного перерыва на льду появилась Юлия Солдатова, выступавшая ранее за Белоруссию. По словам ее тренера Марины Кудрявцевой, в этом сезоне Юлия работает как никогда серьезно. Однако откататься в полную силу она не смогла: незадолго до дебютного выступления спортсменка сменила коньки и сильно, до воспаления, натерла новым ботинком левую ногу. Не очень уверенно выглядела и Татьяна Басова. Именно она, кстати, могла претендовать на место в сборной в конце прошедшего сезона, после того как Слуцкая по серьезным личным причинам отказалась от поездки на чемпионат мира. Басова опередила на российском чемпионате Людмилу Нелидину, но ее тренер Алексей Мишин не стал тогда настаивать на включении его ученицы в команду, сказав, что она еще не готова выступать на столь серьезном уровне. В Одинцове Басова дважды продемонстрировала свою короткую программу. Как пояснил Мишин, произвольная еще не готова, а лишний, пусть и повторный прокат на публике - неоценимый опыт.
Основное внимание зрителей было сосредоточено на Виктории Волчковой и Елене Соколовой. В короткой программе Волчкова предстала в образе Джульетты. Но была настолько растеряна, что даже на разминке не могла справиться с прыжками, с которыми совсем недавно у нее не было никаких проблем. Произвольная композиция Виктории тоже не сильно впечатлила публику, хотя многие отметили, что рука Елены Чайковской, к которой Волчкова перешла от Олега Васильева, уже видна невооруженным глазом.
Виктория не казалась обескураженной:
- Я действительно волновалась в первый день так, что не могла справиться ни с одним прыжком. Это было обидно. Особенно потому, что тему для короткой программы я предложила сама - давно хотела взять музыку из "Ромео и Джульетты". Но на следующее утро Чайковская объяснила мне, как следует вести себя в подобных ситуациях. Она удивительный тренер! Каждое занятие с ней приносит что-то новое, у нас прекрасный творческий коллектив, где все помогают друг другу и никто не чувствует себя обделенным вниманием. Конечно, программы еще не вкатанные. Но верю, все получится.
На фоне выступлений предшественниц Соколова выглядела примой. Ни недавняя травма (в августе на гастролях в Италии Елена сильно ударилась спиной при падении с тройного лутца), ни набранный после летнего отдыха небольшой лишний вес не помешали ей исполнить свои программы с явным удовольствием. И с таким же удовольствием рассказать:
- Я замечательно провела лето. После чемпионата мира впервые попала в Тур Коллинза. Море впечатлений: потрясающая атмосфера, замечательные катки! Затем были показательные выступления в Сибири. Из-за этого, правда, пришлось покинуть Тур Коллинза чуть раньше, но нисколько не жалею об этом. Я в восторге от российской публики! Как это здорово, когда тебя любят всей душой, не отпускают со льда. Сейчас, естественно, я далека от боевой формы, но исполнение новых программ все равно доставляет мне огромную радость. В короткой - "Половецких плясках" - стараюсь изобразить любимую жену хана и соблазнить князя Игоря. Музыка произвольной - из знаменитой песни "Не отрекаются, любя" Аллы Пугачевой. Ничего ультрасложного мы с тренером в композицию намеренно не включали - я пока не готова к этому ни технически, ни психологически.
ТЕМНЫЕ ЛОШАДКИ
В отличие от женщин в парах публику интересовали не столько лидеры, сколько два дуэта, которые с недавнего времени тренируются у Тамары Москвиной: Виктория Борзенкова и Андрей Чувиляев стали работать под ее руководством с конца весны, а Юлия Обертас и Сергей Славнов, начавшие кататься вместе полгода назад, перешли к тренеру менее месяца назад.
Когда, узнав об этом переходе, я позвонила Москвиной в Питер, она, как мне показалось нарочито, удивилась: "Не понимаю, почему вас интересуют спортсмены, которые пока еще ничего собой не представляют. Наивно считать, что в ближайшее время они будут способны добиться какого-то серьезного результата. Тем более что я толком не присмотрелась к ребятам, соответственно, не знаю, какой именно стиль окажется для них наиболее подходящим. Пока могу лишь отметить, что работать одновременно предстоит с самой высокой парой в мире и с самой маленькой".
В отношении Обертас и Славнова Москвина была права: фигуристы, несмотря на замечательные костюмы и хорошо задуманную программу, запоминались лишь полным отсутствием, что вполне естественно, скатанности. А вот вторая пара ошеломила всех. При громадном для фигурного катания росте Андрея, за что он получил прозвище Малыш, Москвиной удалось сделать программы, наиболее выигрышно преподносящие невероятную мощь партнера, замечательные линии и множество не очень пока отточенных, но крайне оригинальных находок. В сочетании с высочайшими поддержками (два метра роста плюс руки и коньки) и амплитудными выбросами композиции произвели очень сильное впечатление. Осталась довольна и тренер: - Работать с Борзенковой и Чувиляевым оказалось довольно тяжело. Обертас и Славнова можно назвать продуктом питерской школы. Они, хотя и недавно катаются вместе, пришли от Людмилы Великовой с готовыми программами. Работают в стиле, который мне хорошо известен. Обертас к тому же я имела возможность часто наблюдать на тренировках и соревнованиях, поэтому имела кое-какое представление о том, как она катается и на что способна. Вика и Андрей менее организованны, у них не было хореографической подготовки. Поэтому изначально я старалась выбрать для ребят нейтральную музыку, которая показала бы красоту их тел, поз, линий. Чтобы обратить на себя внимание, они для начала должны чисто кататься. Прокатом в Одинцове вполне удовлетворена: не могу сказать, что первый блин у нас вышел комом. Хотя до того, что задумано, еще далеко.
СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ
Ностальгия по королевским дуэлям, коими долгое время были поединки Евгения Плющенко и Алексея Ягудина, за минувший сезон успела улетучиться настолько, что всерьез встал вопрос: кто следующий? И в первый же день прокатов, слегка омраченный для зрителей отсутствием на льду действующего чемпиона мира (Плющенко вновь стала беспокоить травма колена), нельзя было не признать: Александр Абт сделал болельщикам большой подарок, оставшись на любительском льду. Именно он, катавшийся явно без напряжения в простеньком тренировочном трико, выглядел по-королевски и в короткой, и в произвольной программах. Илья Климкин, которого после смерти тренера взял в свою группу Виктор Кудрявцев, показал новую короткую и прошлогоднюю произвольную композиции. Несмотря на уже ставшую привычной нестабильность Климкина в прыжках, Кудрявцев был спокоен, объяснив, что работа по большому счету только началась. В том числе и над психологической устойчивостью, которой Климкину всегда не хватало в соревнованиях.
Два недавних юниора Смирнов и Лутай произвели странное впечатление. Лутая выводил на лед Мишин. Однако парень так волновался, что не сумел показать ничего такого, на что действительно стоило бы обратить внимание. Смирнов тоже одно время тренировался у Профессора, но, едва появившись в мишинской группе, стал втайне от тренера зондировать почву насчет переезда в Германию с целью выступать за эту страну. День, когда Мишин узнал об этом, стал последним днем сотрудничества, и талантливый в общем-то спортсмен потерял уникального наставника.
Плющенко все-таки порадовал публику. Уступив просьбе руководства федерации фигурного катания не разочаровывать поклонников, он вышел на лед во второй день со старой (Альбинони) короткой программой. По поводу задач чемпиона мира на новый сезон Мишин заметил: "Когда у Жени выздоровеет нога, тогда я и отвечу на этот вопрос".
ОШЕЛОМИТЬ, ОГЛУШИТЬ И НЕ ДАТЬ ОПОМНИТЬСЯ
Еще в прошлом сезоне многие предрекали, что новая система судейства сильнее всего скажется у танцоров. Турнир в Оберсдорфе это подтвердил: сложившийся менее года назад дуэт Светлана Куликова - Виталий Новиков победил, прыгнув на первое место с пятой позиции за счет произвольного танца "Кармина Бурана". По словам Майи Усовой (она работает с фигуристами вместе с Татьяной Тарасовой), только к этим спортсменам на разборе прокатов не было ни единой претензии в плане уже имеющейся сложности программ. Однако их танцы выглядели тяжеловато. Скорее всего, виной тому - небольшой зал, в котором музыка звучала чересчур громко. Общее впечатление от выступления дебютантов замечательно сформулировала одна из зрительниц: "Ошеломить, оглушить и не дать опомниться". Тарасовские постановки характерны еще и тем, что начинают восприниматься как единое целое, лишь когда спортсменам удается полностью вкатать композицию. В "сыром" виде восприятие совсем иное: за концентрацией сложности на квадратный сантиметр льда не успевают ни зрение, ни слух. Более спокойно - и на данном этапе более скатанно - выглядели Оксана Домнина и Максим Шабалин, получившие в прошлом сезоне поистине неоценимый опыт чемпионатов Европы и мира.
Куда более выигрышно, чем остальные, со старыми, хорошо известными постановками смотрелись Татьяна Навка и Роман Костомаров. С другой стороны, от фигуристов, много лет успешно выступающих вместе, подсознательно ждешь чего-то совершенно нового. Но то, что лидеры нынешней российской танцевальной команды не спешат раскрывать карты, пока лишь усиливает интерес к ним.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ