СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛИЧНЫЙ АРХИВ |
Александр ПИСКАРЕВ
Новый Центральный стадион Сочи в 1970 году открывался матчем сборных РСФСР и Польши, в составе которой в город-курорт пожаловали звезды европейской величины Любаньски, Гадоха, Шолтысик и другие. Но выиграла со счетом 3:2 российская команда, составленная тренером Борисом Яковлевым из молодых перспективных футболистов. Особо отличились двое: дубль сделал полузащитник казанского "Рубина" Виктор Колотов, забитым мячом и голевой передачей отметился нападающий ивановского "Текстильщика" Александр Пискарев. В Сочи тогда съехались лучшие отечественные специалисты, и герои матча сразу пошли нарасхват. За Колотова сражались ЦСКА, "Торпедо" и киевское "Динамо", в составе которого он и стал впоследствии звездой первой величины. Пискарева приглашали "Спартак" и ЦСКА. На следующий год ивановский форвард дебютировал на острие атаки красно-белых.
К тому времени Пискарев был уже игроком молодежной сборной СССР, и от него ожидали яркого дебюта. Но взять Москву с наскока не удалось, хотя в 72-м в составе молодежной сборной он и стал серебряным призером европейского первенства. Лишь после возвращения на пост главного тренера "Спартака" Николая Гуляева в 1973 году одаренный форвард начал демонстрировать подлинный класс, забив в чемпионате 12 мячей - в полтора раза больше, чем в двух первых столичных сезонах, вместе взятых.
Когда "Спартак" сделали базовой командой олимпийской сборной СССР, постоянные разъезды, необходимость разрываться между двумя тренерскими концепциями привели команду в конец первой десятки чемпионата. А Пискареву подошел срок призыва в армию. Решить проблему взялись руководители минского "Динамо", но не сумели заполучить необходимые документы из Московского военного округа. И спартаковец загремел в смоленскую "Искру", команду первой лиги. Но сыграть за нее Пискареву в чемпионате страны не пришлось. Обнаружив забивного форварда на весеннем первенстве Вооруженных сил, знаменитый Всеволод Бобров добился его перевода в ростовский СКА, боровшийся за возвращение в высшую лигу. Удалось, но с трудом - даже через гауптвахту за дезертирство! В конце карьеры Пискарев поиграл за московский и калужский "Локомотив", рязанский "Спартак", "Красную Пресню", тренером которой и стал по окончании ГЦОЛИФКа. А получив диплом Высшей школы тренеров, был приглашен в управление футбола Спорткомитета СССР. Сам Андрей Петрович Старостин, которому нравился смелый, решительный форвард, благословил его на работу, как он выразился, "в министерстве". И на целых 13 лет Пискарев стал тренером юношеских сборных страны.
Его команда 16-летних в 1987 году выиграла серебро чемпионата Европы и золото чемпионата мира. Отличную сборную подготовил он и к мировому первенству среди юниоров 1993 года в Австралии. Но предательство группы игроков не позволило той команде реализовать свой потенциал. За время работы в юношеском футболе через руки Пискарева прошли Сергей Беженар, Юрий Мороз, Юрий Петров, Владимир Бесчастных, Мирджалол Касымов, Юрий Никифоров, Евгений Харлачев, Денис Клюев и другие известные мастера. Но нет пророка в своем отечестве: решив испытать тренерские способности на клубном уровне, отклика в России Пискарев не нашел. Уехал в Литву и с шяуляйской "Каредой" за два сезона выиграл золото и серебро национального чемпионата, Кубок страны. Вернувшись же домой, столкнулся с тем, что от него, привыкшего постепенно доводить игроков до требуемой кондиции, требовали сиюминутного успеха. Но на компромиссы не шел - ни в "Химках", ни в других российских клубах, ни в минском "Динамо", куда все-таки попал спустя четверть века уже тренером. В этом сезоне попробовал себя помощником у Гаджи Гаджиева в махачкалинском "Анжи", но убедился, что роль второго не для него. А получить должность первого во времена, когда творческую сторону тренерского дела в России затмевает погоня за результатом любой ценой, - проблема даже для заслуженного тренера России.
Павел АЛЕШИН