Газета Спорт-Экспресс № 218 (3305) от 30 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 сентября 2003 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Возможность приобретения клуба НХЛ комментируют известные люди российского спортивного бизнеса

Герман ТКАЧЕНКО:
"СЕГОДНЯ ПРОЩЕ РАБОТАТЬ НЕ С НХЛ, А С СУПЕРЛИГОЙ"

Корреспондент "СЭ" попросил прокомментировать возможность и способы приобретения клуба НХЛ Германа Ткаченко - президента футбольных "Крыльев Советов", человека, который разбирается в нюансах ведения спортивного бизнеса в Европе и Америке и который, по некоторым сообщениям, оказывал консультативную помощь Роману Абрамовичу при покупке "Челси".

ЗАОКЕАНСКАЯ УТКА

- Насколько серьезно вы восприняли сообщения ряда североамериканских, а затем и западноевропейских газет об интересе Романа Абрамовича к клубу НХЛ "Ванкувер Кэнакс"?

- Для меня в этом вопросе с самого начала все было ясно: кто-то решил запустить в прессу самую настоящую утку. Или же это, скажем так, не самый тонкий маркетинговый ход.

- Кто, на ваш взгляд, в этом заинтересован?

- Очевидно, что не российская сторона. Думаю, инициатива шла от североамериканцев - кто-то из них хотел привлечь дополнительный интерес к "Ванкуверу" и тем самым поднять стоимость этого клуба.

- Значит, у российских бизнесменов нет никакого интереса к приобретению заокеанской хоккейной команды?

- Возможно, что, к примеру, наши сибирские ребята, финансирующие несколько клубов суперлиги, об этом и задумывались. Но все понимают, что сейчас, за год до локаута, покупать команду НХЛ смысла нет. Во всяком случае, это будет не бизнес-решение, а в общем-то пустая трата денег, направленная не на получение прибыли. Хотя в принципе в России есть люди, которые в состоянии позволить себе эту покупку. Может быть, кто-то просто решил жить в Ванкувере?..

Кстати, насколько знаю, сейчас в деловых кругах все большим становится интерес именно к российскому хоккею. Признаюсь, я много лет не смотрел отечественный чемпионат, мне он был неинтересен. Но недавно включил телевизор - и приятно удивился тому уровню игры, который был показан нашими хоккеистами! Словом, те существенные деньги, которые вкладываются в суперлигу, начинают приносить отдачу. Думаю, в перспективе этот процесс только усилится. И вскоре суперлига будет оказывать на НХЛ еще большее давление. Например, бороться с дискриминацией в системе трансферов между Европой и Америкой.

НХЛ И К° - ЛИДЕРЫ

- На мой взгляд, вы все же недооцениваете такую лигу, как НХЛ, и отзываетесь о клубах, в нее входящих, несколько снисходительно.

- Не согласен с вашей оценкой. Без сомнений, и НХЛ, и НБА, и другие североамериканские профессиональные лиги - лучшие в области маркетинга спортивные объединения в мире. Они имеют перед европейскими конкурентами немало преимуществ. И я как человек, занятый в спортивном бизнесе, внимательно слежу за своими заокеанскими коллегами, в той или иной мере стараюсь заимствовать их опыт, а порой им и сопереживаю.

Почему сопереживаю? По одной простой причине. Дело в том, что и за океаном, и в Европе, если ты ведешь спортивный бизнес, то не столько ради получения прибыли, сколько ради удовольствия или, как ни банально это звучит, ради пропаганды здорового образа жизни и будущих поколений. Не секрет, что как в Европе, так и в НХЛ рентабельны лишь несколько клубов. Тогда как все остальные - дорогостоящие игрушки.

- За кого вы болеете в суперлиге и НХЛ?

- За российских звезд. В последние годы переживал за "Детройт", однако нынешним летом почти все наши мастера его покинули. Теперь, наверное, буду болеть за "Рейнджерс".

- А почему за "Рейнджерс"?

- Просто там самая большая русская колония - Буре, Ковалев, Каспарайтис, Малахов, Миронов.

- Какой клуб российскому бизнесмену купить проще - "Ванкувер" или "Челси"?

- Не знаю, почему вы задаете этот вопрос именно мне. Вообще же купить любую команду нетрудно - если, конечно, она находится на рынке. Проблема же в том, что североамериканский рынок хотя и перспективен, но весьма специфичен и консервативен. Футбол, например, пока так и не может толком на него пробиться - несмотря на все сверхусилия со стороны ФИФА, УЕФА и других организаций! При покупке клуба НХЛ возникнут и другие трудности - географические, политические и так далее.

Кроме того, крупный российский бизнес не могут радовать те оценки в прессе - и российской, и мировой, - которые были даны покупке "Челси". На мой взгляд, в большинстве СМИ это интересное и смелое решение трактуется однобоко и в каком-то кухонном стиле.

"РУССКИЕ ПИНГВИНЫ" ОПЕРЕДИЛИ ВРЕМЯ

- Таким образом, возможность приобретения "Ванкувера" вы исключаете?

- Наверное, да. Хотя, если кто-то из россиян его приобретет, нам ничего не останется, как всей страной дружно болеть за эту команду (смеется). И все же, предположу, с НХЛ российский бизнес будет взаимодействовать по-другому.

- Интересно - как?

- Помните, был такой совместный проект ЦСКА и "Питтсбург Пингвинз" под названием "Русские Пингвины"? Уверен, он опередил время! Вполне возможно, что будущее именно за аналогичными - сильными с точки зрения маркетинга - проектами. Подобный опыт, кстати говоря, есть и в футболе - сотрудничество между "МЮ" и клубом американской бейсбольной лиги "Нью-Йорк Янкиз", очень похожее на сотрудничество ЦСКА и "Питтсбурга".

Определенную работу в данном направлении должна вести ФХР, но пока это не просматривается. В целом же у отечественного хоккея, на мой взгляд, отличные перспективы.

Игорь ЛАРИН