ФОРМУЛА-1 |
54-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Пятнадцатый этап. ГРАН-ПРИ США |
И НЕБЕСА БОЛЕЮТ ЗА "ФЕРРАРИ"
В минувшее воскресенье на знаменитой "старой кирпичнице" в американском Индианаполисе фактически был снят вопрос о высшем титуле-2003. Пятикратный чемпион мира Михаэль Шумахер из "Феррари", одержав шестую победу в сезоне, оторвался от ближайшего преследователя, Кими Райкконена на "Макларене", который финишировал вторым, на 9 очков, а от Хуана Пабло Монтойи на "Уильямсе" (закончил гонку 6-м) - на 10. Через две недели на Сузуке Шумахеру достаточно получить лишь очко, чтобы оформить шестой чемпионский титул де-юре.
Как ни странно, но предположить, что гонка закончится именно так - победой Михаэля Шумахера, - можно было заранее. По той простой причине, что метеорологи штата Индиана на последний сентябрьский уик-энд 2003 года обещали осадки. А это, как известно, на руку "Феррари", ведь резина фирмы "Бриджстоун", которой экипированы алые болиды, неуверенно чувствует себя в жару в пыли, зато чудо как хороша на холодной и мокрой дороге.
Тех, кто болеет за Шумахера-старшего, что и говорить, много - и все они, естественно, желали ему в Индианаполисе удачи. Но не меньше и тех, кто за Шумахера не болеет, - и им в этой ситуации оставалась небольшая надежда. На то, что американские службы погоды ошибаются не реже российских. А еще на то, что сотрудник небесной канцелярии, ответственный за дождь, возьмет на воскресенье выходной.
Только вот, судя по всему, выходные на небесах - вещь редкая. Плюс этот самый клерк, ведающий дождями, видимо, не чужд земным страстям. И нет бы ему быть поклонником "Уильямса", "Макларена" или на худой конец "Минарди", или "Джордана"... Но этот тип оказался самым ярым фанатом "Феррари"! Ничем иным факт весьма своевременно пошедшего на "старой кирпичнице" дождя не объяснить.
Тем не менее поначалу все складывалось более оптимистично для тех, кто к армии поклонников Скудерии и ее премьера не принадлежит. К примеру, решающая, субботняя квалификация не принесла немцу и его команде ожидаемого триуфма, а ведь три предыдущих раза с поула на "Гран-при США" стартовал один и тот же человек. Шумахер-старший. На этот раз Михаэль, показав лишь 7-е время, чуть было не повторил свой худший квалификационный результат (8-е место в Венгрии). Оба его основных конкурента, Райкконен и Монтойя, начинали гонку впереди. Первый - с поула, второй - с 4-го места.
Правда, старт гонки был вроде бы в пользу Шумахера. Нет, Райкконен своих позиций не уступил. Но вот те, кто стоял на стартовом поле с левой, грязной стороны, в том числе и Монтойя, оказались в проигрыше. Второе место Баррикелло превратилось в 4-е, затем в 5-е, Монтойя же опустился на 7-ю позицию. Первый круг авангард пелотона прошел в таком порядке: Райкконен, Панис, Шумахер-младший, Баррикелло, которого довольно скоро прошел Шумахер-старший, Култхард, Монтойя.
В начале 3-го круга Баррикелло занял стратегически очень важную позицию - то есть оказался точно перед "Уильямсом" Монтойи. Стало ясно, что здесь бразилец попытается задержаться как можно дольше, ибо 7-е место колумбийца как нельзя больше устраивало Скудерию. Но ведь для Монтойи это тоже не было секретом. Поэтому он, едва увидев возможность, предпринял атаку. И... едва избежал фатального столкновения с "Феррари" бразильца! Несколько долей секунды два болида шли бок о бок, а затем алый развернуло поперек трассы и выкинуло в гравий - буквально за мгновение до того, как в его бок должен был воткнуться нос сине-белого!
- В момент старта у меня не сработала автоматическая коробка, вторую передачу пришлось включать вручную, на что ушло много времени, - объяснил позже Баррикелло. - Что же касается эпизода с Монтойей... В повороте мы оказались колесо к колесу, я не захотел входить в поворот, пошел насквозь, но даже это не помогло избежать касания. Мне показалось, что я оставил Монтойе достаточно простора для маневра, но, видимо, он попал на влажную часть асфальта и на какое-то мгновение потерял контроль над машиной. Не мое дело - судить о том, насколько оправданным был данный ему штраф. Знаю лишь, что этот эпизод стал, возможно, решающим в борьбе за высший титул.
Уже после гонки некоторые высказывали предположения, что в описанном эпизоде бразилец попытался сыграть более категорическую роль. То есть убрать Монтойю с трассы. Не знаю, насколько обоснованны эти предположения. Просто замечу: для того, чтобы исполнить роль тарана максимально эффективно, нужен не плюшевый Баррикелло, милый, добрый и совершенно неконфликтный человек, а некто, обладающий армированными нервами и врожденной (и неутоленной) внутренней яростью Жака Вильнева.
Как бы то ни было, но на обочине остался не Монтойя, а Баррикелло. Колумбиец же вновь начал погоню - на этот раз с 8-го места. И добрался до второго! Причем сделано это было, когда над "старой кирпичницей" начал накрапывать небольшой дождичек, моментально "намыливший" трассу.
Странно, но в эти минуты "Феррари" Шумахера-старшего на знаменитом "Бриджстоуне" испытывала явный дискомфорт: немца один за другим легко обгоняли конкуренты! И к концу 6-го круга лидер чемпионата был 6-м, а перед ним ехали Райкконен, Шумахер-младший, Култхард, Монтойя и Алонсо. Все - на псевдослике. Как и Шумахер.
К 14-му кругу этот первый и довольно вежливый визит дождя на "старую кирпичницу" закончился. Райкконен лидировал, Монтойя шел вторым с отставанием от финна в 6 секунд, Шумахер-старший держался на 5-м месте.
В эти мгновения виртуальная таблица чемпионата выглядела так: Райкконен - 85 очков, Монтойя - 87, Михаэль Шумахер - 86. Сохранись эта диспозиция до конца гонки - представляете, какая борьба ждала бы нас на Сузуке?! Не сохранилась. Очень скоро выяснилось, что Япония снова будет лишь дежурным эпизодом уже завершившейся, по сути, истории...
На 17-м круге Монтойя (одновременно с Култхардом) заехал на свой первый плановый пит-стоп. И простоял на нем... 15,6 секунды! На дозаправочном шланге заело клапан. Все обгоны Монтойи пошли коту под хвост. А ведь, пробиваясь с 8-го места на 2-е, колумбиец дрался, как древний норвежский воин-берсерк, - ни одно место не досталось ему как подарок. Наблюдая за тем, как колумбийца охватило воинское безумие, я подумала: он делает все, чтобы вылететь.
Монтойя не вылетел. Он выбрался на 2-е место. Но команда усилия своего пилота в очередной раз пустила по ветру: с пит-лайн гонщик выехал 11-м...
А тут еще и стюарды "Гран-при США" спохватились и навесили колумбийцу так называемый штраф drive through - проезд на медленной скорости через пит-лайн, как наказание за вынос Баррикелло на 3-м круге.
Когда Монтойя отбывал свое наказание, начался настоящий дождь. Почти ливень. И колумбиец вынужден был еще целый круг ехать на псевдослике, изо всех сил пытаясь не потерять машину. До боксов он все же добрался, а вот его напарник по команде Ральф Шумахер "утопил"-таки свой "Уильямc" в луже.
В итоге после штрафного проезда, кругового кошмара на псевдослике и заезда на пит-стоп Монтойя проигрывал лидерам круг. Его чемпионат на этом завершился.
Впрочем, сказать, что пилот "Уильямса" смирился, нельзя. Он продолжал сражаться, выбрался на 6-е место, и от позиции, которая позволила бы ему оттянуть решение вопроса о чемпионстве до Сузуки, в итоге не хватило лишь одного места и одного очка.
...Шумахер еще обливался шампанским на подиуме, когда едва сдерживавший бешенство Монтойя покидал автодром, не сказав ни слова преследовавшим его журналистам. Краткий комментарий колумбийца передала представителям прессы пресс-атташе "Уильямса":
- Это была гонка, полная разочарований, и ее судьба оказалась решена благодаря штрафу, которым меня наградили за инцидент с Баррикелло. Печально таким вот способом расставаться с надеждами на чемпионский титул, особенно учитывая тот факт, что для того, чтобы их сохранить, мне нужно было финишировать всего одним местом выше...
Один из боссов "Уильямса" Сэм Майкл признался, что команда наделала в минувшее воскресенье слишком много ошибок. Стоит напомнить, что не в первый раз. Когда же эта команда научится их не повторять?
...Вторая половина "Гран-при США" - едва дождь пошел по-настоящему, а Шумахеру поставили не микст, а настоящую дождевую резину, - прошла под диктовку немца и его команды. Дождевой "Бриджстоун" превратил Шумахера в формулического Иисуса Христа, потому что по воде немец несся аки посуху в среднем на две секунды быстрее конкурентов. На 22-м круге он был 7-м, на 24-м - 6-м, на 26-м - 4-м, к 29-му выбрался на 3-е место, на 32-м после затяжной и довольно жесткой дуэли с Френтценом вышел на 2-е место, на 36-м в конце прямой "старт/финиш" слип-стримом прошел Баттона - и, можно сказать, де-факто в шестой раз стал чемпионом мира. Очко, которое ему нужно завоевать на Сузуке, чтобы оформить титул де-юре, вообще-то пустая формальность.
Надо отдать должное Кими Райкконену. После того как финн расстался с лидерством, он тем не менее ни разу не вываливался из первой половины очковой зоны, а на 51-м круге предпринял решительную попытку хотя бы арифметически сохранить интригу чемпионата. С 4-го места Райкконен, решительной атакой пройдя Хайдфельда, перебрался на 3-е, а на 52-м круге, пройдя слип-стримом Френтцена в конце прямой, стал вторым. Это означает, что перед Сузукой его отделяют от Шумахера-старшего 9 очков.
- Это была великая и очень важная победа, - сказал Шумахер. - Решающую роль сыграла резина. На мокрой дороге покрышки вели себя просто волшебно. Накануне гонки я думал, что, несмотря на неудовлетворительную квалификацию, смогу прорваться в тройку. Мне удался хороший старт: выиграв несколько мест разом, я сразу же ввязался в борьбу, а потом пошел дождь, и "Бриджстоун", который так резко критиковали на протяжении сезона, помог мне одержать такую важную победу. Теперь, накануне финальной гонки, мы на очень хороших позициях. Для победы достаточно добыть лишь очко, но не стоит заранее загадывать - в гонках все бывает. Как говорится, чтобы финишировать первым, сначала нужно... финишировать.
Что же касается Райкконена, единственного пилота, который - пускай лишь виртуально - продолжает оставаться помехой Шумахеру на пути к шестой короне чемпиона мира, то он признался, что "Макларену" все карты спутал дождь. И на вопрос - что вы изменили бы в гоночной стратегии? - ответил коротко: "Погоду".
Но вот выбирать погоду у нас сейчас могут только отдельные властные градоначальники - когда им нужно принять по высшему разряду важных гостей или хорошенько отпраздновать день города. В меню "Формулы-1" графа "Выбор погоды" пока что не предусмотрена.
Впрочем, это - как сказать. Накануне американской гонки ко мне обратился знакомый, страстный фанат "Формулы-1" - из тех, кого перипетии "Больших призов" способны лишить аппетита и сна. Он сказал: "Только не сочтите меня за идиота - но, как вы думаете, может, у "Феррари" такие потрясающие метеорологи, что они способны предсказывать погоду с точностью до минуты, позволяя Скудерии тем самым ювелирно рассчитывать стратегию?"
Помнится, я утешила этого человека, сказав, что такое невозможно. Теперь начинаю сомневаться в собственных словах.
Ольга ЛИНДЕ
54-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". |
Индианаполис. Автодром Indianapolis Speedway. 306,016 км (73 круга по 4192 м). 1. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 1:33.35,997 (средняя скорость 196,164 км/ч). 2. Кими Райкконен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - отставание 18,258. 3. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Заубер-Петронас") - 37,964. 4. Ярно Трулли (Италия, "Рено") - 48,329. 5. Ник Хайдфельд (Германия, "Заубер-Петронас") - 56,403. 6. Хуан Пабло Монтойя (Колумбия, "Уильямс-БМВ") - 1 круг. 7. Джанкарло Физикелла (Италия, "Джордан-Форд") - 1 круг. 8. Джастин Уилсон (Великобритания, "Ягуар-Форд") - 2 круга. 9. Кристиано Да Матта (Бразилия, "Тойота") - 2 круга. 10. Йос Ферстаппен (Голландия, "Минарди-Форд") - 4 круга. 11. Николае Кьеза (Дания, "Минарди-Форд") - 4 круга.
Быстрейший круг в гонке: 1.11,473 (средняя скорость 211,145 км/ч) - Михаэль Шумахер (13-й).
Круги лидирования: Райкконен с 1-го по 18-й, Михаэль Шумахер 19-й, Уэббер с 20-го по 22-й, Баттон с 23-го по 37-й, Михаэль Шумахер с 38-го по 47-й, Френтцен 48-й и 49-й, Михаэль Шумахер с 50-го до финиша.
Причины сходов. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Феррари) - 3-й (авария). Марк Уэббер (Австралия, "Ягуар-Форд") - 22-й (вылет). Ральф Шумахер (Германия, "Уильямс-БМВ") - 22-й (вылет). Оливье Панис (Франция, "Тойота") - 28-й (разворот). Дженсон Баттон (Великобритания, "БАР-Хонда") - 41-й (мотор). Фернандо Алонсо (Испания, "Рено") - 44-й (мотор). Дэвид Култхард (Шотландия, "Макларен-Мерседес") - 46-й (коробка передач). Ральф Фирман (Великобритания, "Джордан-Форд") - 49-й (разворот). Жак Вильнев (Канада, "БАР-Хонда") - 64-й (мотор).
Стартовое поле |
1-я линия. Райкконен - 1.11,670 (средняя скорость 210,565 км/ч). Баррикелло - 1.11,794.
2-я линия. Панис - 1.11,920. Монтойя - 1.11,948.
3-я линия. Ральф Шумахер - 1.12,078. Алонсо - 1.12,087.
4-я линия. Михаэль Шумахер -1.12,194. Култхард - 1.12,297.
5-я линия. Да Матта - 1.12,326. Трулли - 1.12,566.
6-я линия. Баттон - 1.12,695. Вильнев - 1.13,050.
7-я линия. Хайдфельд - 1.13,083. Уэббер - 1.13,269.
8-я линия. Френтцен - 1.13,447. Уилсон - 1.13,585.
9-я линия. Физикелла - 1.13,798. Фирман - 1.14,027.
10-я линия. Ферстаппен - 1.15,360. Кьеза - 1.15,644.
Чемпионат мира |
1. Михаэль Шумахер - 92. 2. Райкконен - 83. 3. Монтойя - 82. 4. Ральф Шумахер - 58. 5. Баррикелло - 55. 6. Алонсо - 55. 7. Култхард - 45. 8. Трулли - 29. 9. Уэббер - 17. 10. Френтцен - 13. 11. Физикелла - 12. 12. Баттон - 12. 13. Да Матта - 8. 14. Хайдфельд - 6. 15. Панис - 6. 16. Вильнев - 6. 17. Хене - 4. 18 - 19. Фирман и Уилсон - по 1.
Кубок конструкторов |
1. Феррари -147. 2. Уильямс - 144. 3. Макларен - 128. 4. Рено - 84. 5. Заубер - 19. 6. БАР - 18. 7. Ягуар - 18. 8. Тойота - 14. 9. Джордан - 13