БОКС |
СВЕТ ПОГАС
В субботу в Лас-Вегасе секунданты противника не дали Джеймсу Тоуни нокаутировать 4-кратного экс-чемпиона мира в тяжелом весе Эвандера Холифилда и в 9-м раунде отозвали своего бойца с ринга. Лучше бы они это сделали перед боем.
Мой первый материал в "СЭ", опубликованный 12 лет назад, был о Холифилде. Тогда я, в частности, писал, что у Эвандера очень неплохие шансы победить Тайсона по очкам или нокаутом в одном из последних раундов. С тех пор я много раз менял свое мнение о Холифилде и много раз ошибался на его счет. Однако в последние годы оно было постоянным и часто отливалось в ехидные формулировки, за которыми, однако, стояло не плохое отношение к великому Эвандеру, а страх перед вот таким финалом.
Результат боксерского поединка не огорчал меня так с декабря 1981 года, когда великий Мохаммед Али, которому тоже давно было пора на пенсию, проиграл ничем не примечательному Тревору Бербику. Холифилд проиграл лучшему боксеру, чем Бербик, зато какому человеку!
БЕСПРОСВЕТНЫЙ
Джеймс Тоуни по прозвищу Туши Свет имеет все шансы стать настоящим героем. Бывший наркоторговец (это круто), хам (это модно и опять же круто) и, наконец, выдающийся боксер (это действительно круто). В первые годы выступлений на ринге он продолжал заниматься тем, чем занимался с детства, - продавал на улице наркотики, о чем с гордостью говорил во всех интервью в начале 90-х. В ответ на вопросы журналистов, не чувствует ли он себя неловко (репортеры избегали слова "стыдно", справедливо полагая, что данный персонаж вряд ли поймет его значение) в связи со своим прошлым, Тоуни недоумевал: "Но я ведь в то время больше зарабатывал на улице, чем на ринге!" Туши свет. Когда его спрашивали, не принимал ли он наркотики сам, Джеймс, не мигая, глядя на собеседника, так же недоуменно говорил: "Я же не идиот". Туши свет еще раз.
Помню одну статью о Тоуни того времени, в которой автор, долго общавшийся с Джеймсом, искренне пытался найти что-то хорошее в нем - и не сумел. Да, этот парень уже давно не делал ничего противозаконного, но только потому, что это ему было не нужно. Помню и другую статью, кажется, в The Ring, автор которой умилился, увидев, как Тоуни улыбнулся какому-то ребенку, и воскликнул: "Все-таки есть что-то доброе в этом парне!"
Ожесточенное желание увидеть в Тоуни что-то хорошее в то время объяснялось просто. В мае 1991 года он в 11-м раунде нокаутировал Майкла Нанна, которому пророчили будущее Рея Леонарда, и стал чемпионом в среднем весе (72,6 кг) по версии IBF. Ему было трудно держать этот вес, он перешел в суперсредний (76,2 кг) и в 1993 году завоевал титул IBF и здесь, нокаутировав в 10-м раунде Айрона Баркли (вообще-то его звали Иран, но ввиду непопулярности этой страны в США стали произносить его имя, Iran, иначе), который за свою карьеру много раз неожиданно проигрывал, но дважды победил великого боксера 80-х Томаса Хернса.
Это триумфальное шествие закончилось в один день и, казалось, навсегда - 18 ноября 1994 года, когда Тоуни встретился с Роем Джонсом. Ставки тогда принимались из расчета 6-5 в пользу Тоуни, но он не выиграл ни одной минуты ни одного раунда. Кстати, в свете нынешнего возвышения Тоуни тем, кто утверждает, что Джонс никогда не встречался с сильными соперниками, стоило бы прикусить языки. А можно и откусить.
Ну а у Тоуни после 8 лет разброда и шатаний открылось второе дыхание. В апреле этого года он победил Василия Жирова и завоевал титул IBF в категории до 86,2 кг, а теперь пришел черед Холифилда.
ТЕМНАЯ ДЛЯ СТАРИКА
Спортивная старость, как и многие другие неприятные вещи, подкрадывается незаметно. По крайней мере для самого стареющего. Вроде еще вчера ты был как огурец, а сегодня из тебя уже песок посыпался. Холифилд в последний раз был Холифилдом 13 ноября 1999 года, когда провел почти равный второй бой с Ленноксом Льюисом. Уже тогда ему было 37 лет.
В минувшую субботу первые 3 раунда прошли с небольшим преимуществом Холифилда. Он эффектно взрывался, особенно в концовках, чуть чаще попадал, но как-то это не убеждало в том, что все сегодня хорошо для него кончится.
4-й раунд стал переломным. Тоуни захватил инициативу, а Эвандер стал быстро сбрасывать обороты. Он читал все действия Тоуни, но не поспевал, как старый боксер из рассказа Джека Лондона "Кусок мяса". Сейчас многие будут петь дифирамбы Джеймсу Тоуни. Он действительно великолепный боксер, но всех его талантов хватило бы на несколько раундов против того Холифилда, который победил в 1996 году Тайсона. Это было видно несколько раз в начальных раундах, хотя и тогда Эвандер, извините за штамп, все равно являл собой бледную тень себя прежнего, но тем не менее Тоуни совершенно терялся.
После 6-го раунда отпали последние сомнения в том, кто победит в этом бою. В 9-м Тоуни проводит серию в голову, а потом засаживает левый по печени. Холифилд потрясен и отступает. Тоуни догоняет и наносит еще один удар по печени. Эвандер падает. Бывший средневес делает с ним то, что не смогли ни Тайсон, ни Льюис. Холифилд встает, но его секундант показывает рефери полотенце.
Когда-то Холифилд говорил, что Бог не допустит, чтобы его победил такой человек, как Тайсон. Теперь его победил Тоуни, который в качестве "плохого парня" даст Тайсону много очков форы. Бог не отказался от Эвандера Холифилда. Он давно давал понять, что ему пора уходить. Холифилд понять не захотел. Наконец терпение кончилось и у Бога. И свет над рингом, на котором выступал Холифилд, погас.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ