Газета Спорт-Экспресс № 239 (3326) от 24 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 октября 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КАК ДЕЛА?

Валентин ДЕНИСОВ

Родился 4 октября 1938 года в Москве. Нападающий. Выступал за "Торпедо" Москва, ЦСКА, "Сахалин" Южно-Сахалинск. Чемпион СССР 1960 года. Обладатель Кубка СССР 1960 года.

- Начинал я, как и все, во дворе. Днями и ночами гоняли с пацанами мяч, штопали его сами. Жадные были, пасов почти не отдавали: пока всех не обводили, с мячом не расставались. У меня обводка уже тогда лучше других получалась. Старшие это видели и посоветовали пойти в спортшколу. Первым наставником стал Лев Иванович Гвоздев, тренировавший детей в подмосковном Жуковском.

- За взрослых рано начали выступать?

- Уровень в Подмосковье был тогда невысок, потому за мужиков стал выходить уже лет в 14. Выигрывал и чемпионат области, и Кубок. Ох, и доставалось же мне тогда! Судьба отблагодарила после. Играли мы с "Торпедо" товарищеский матч, и меня, еще юниора, выпустили на поле. Приглянулся я Маслову, и в 57-м он позвал меня к себе.

- Карьера быстро развивалась?

- Я бы не сказал. 58-й полностью в дубле отбегал. В 59-м стали иногда в основе выпускать, но все равно большую часть матчей провел за резервистов, с которыми выиграли соревнования дублеров. После этого Маслов начал больше доверять молодым, и вся наша гоп-компания стала играть ведущие роли уже в главной команде.

- Которая сразу стала чемпионом и обладателем кубка...

- Все у нас тогда получалось. Маслова понимали с полуслова, играли в комбинационный футбол. Сказочный сезон! А вот в следующем уступили первое место Киеву. Сейчас понимаю: зря посчитали себя непобедимыми. Играли спустя рукава, многое себе позволяли. И докуражились: после поражения в финале Кубка от "Шахтера" Маслова сняли. За второе место, представляете! Хотя виноваты были мы, футболисты, - не Дед же проигрывал.

- У вас прозвище было - Пеле. Откуда пошло?

- Мы в 58-м году смотрели на базе в Мячкове трансляцию финала чемпионата мира. 17-летний Пеле тогда такие чудеса показывал! Кто-то сказал: вот бы, мол, нам такого. А Славка Метревели на меня кивает и говорит: "Зачем? У нас вон свой сидит". С тех пор и пошло. Техника у меня и впрямь знатная была - одного-двух защитников обвести особого труда не составляло. Дворовая школа! Сейчас гляжу на современных футболистов и вижу, что именно такого "образования" им не хватает.

- Специально дриблинг отрабатывали?

- После тренировок всегда один оставался у стенки и 30 - 40 минут "пасовал" ей в одно касание, в два. Потом на поле еще с мячом возился. Стрельцова когда спрашивали, где я, он отвечал: "Да вон, на поле, мячи режет".

- Дружили с Эдуардом Анатольевичем?

- Да. Всегда жили в одном номере на базе и на выезде. Причем инициатива исходила от него. Казалось бы, звезда, но жил всегда, как и все, получал такие же деньги. В своей книге Стрельцов написал: если бы в 66-м году Валентин (то есть я) играл в ответной игре Кубка чемпионов в Москве против "Интера", "Торпедо" могло бы пройти итальянцев. А меня тогда не выпустили на поле в наказание за то, что после проигранного матча в Милане (0:1) позволил себе лишнего после игры.

- По такой же причине вам однажды даже играть запрещали.

- Тогда я уже три года выступал за ЦСКА, но отказался подписываться на офицерство, хотел гражданским остаться. А после осуждения Севидова пошла кампания по борьбе с пьяницами в футболе. Я один раз попался на этом, и руководители армейцев, точившие на меня зуб, дали ход делу. В результате наложили пожизненную дисквалификацию. Жил тогда у метро "Автозаводская", потому и пошел работать на ЗИЛ. Торпедовцы об этом узнали и просили руководство футбольное, чтобы мне играть за них разрешили. Со второго раза уговорить все-таки удалось. И я вернулся.

Сергей ДЕРЯБКИН