Газета Спорт-Экспресс № 249 (3336) от 5 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 ноября 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

КУБОК "КАРЬЯЛА". ЗАВТРА - СТАРТ

Трудно представить ЦСКА без 24-летнего Николая Пронина. Что клуб нынешний, что тот, который неимоверным образом карабкался в суперлигу.

И до сборной капитан ЦСКА доигрался. Пусть держится он в ней пока скромно - но характер свое возьмет. Непременно.

ЦСКА-95

- Вы сколько лет в ЦСКА? - вопрос Пронину.

- Впервые попал в команду мастеров в конце сезона95/96. Зимой. До этого выступал за молодежный состав, вторую команду. А тут Тихонов повысил.

- От первого разговора с тем самым Тихоновым, наверное, потрясение?

- Как сейчас помню, хотя столько лет прошло, - подошел ко мне администратор: "Завтра занимаешься с первой командой..." Как положено, приезжаю на тренировку - а меня трясет от волнения. Тихонов, взрослые игроки, все с именами... Но Виктор Васильевич как-то сразу такие слова нашел, что я успокоился. Подходит: "Как дела?" - "Нормально". - "Не тушуйся, работай!" Чуть позже я для себя определил: Тихонов не только великий тренер, легенда, но и очень милый человек. Умеет раскрепостить. В тот день потренировались, а на следующий - лететь куда-то в Сибирь. У меня никаких вещей при себе - чуть ли не в одной майке да бейсболке полетел, представляете?

- Очень скоро о Пронине говорили как о самом талантливом игроке своего поколения.

- Мне сложно судить, неудобно - но иногда такое слышал, вы правы. Особенно часто - в 96-м. Первый мой полноценный сезон в большом хоккее. И самый памятный. Чувствовал, как расту, да и состав у ЦСКА тогда был приличный. Третье место заняли на "Западе", если не ошибаюсь. "Ак Барс" побеждали. Как раз с Алексеем Касатоновым я играл, это был его последний сезон в большом хоккее. Разве такое забудешь?

- Сейчас с Касатоновым, менеджером сборной, впервые с той поры встретились?

- Года два назад виделись. Мельком. У него же с Виктором Васильевичем отношения прекрасные, в ЦСКА, как домой, заезжал. Очень приятно было повидаться. Я даже передать не смогу, как много значил Касатонов в тот год для ЦСКА, как цементировал оборону. Да и человек он хороший.

- Уступили вы тогда в плей-офф "Магнитке"?

- Да. Памятные матчи. "Магнитка" тогда классной командой была - а мы все ж поборолись... Даже о невезении можем говорить. Никто не думал, что стоим перед стеной, которую не пробьешь.

"ДИНАМО"

- У вас в жизни было два больших разговора с Тихоновым, когда тренер просил вас не уезжать, помочь ЦСКА. И вы - оставались.

- Совершенно верно. Были такие разговоры. В 2000-м, кажется, ХК ЦСКА выступал еще в высшей лиге, мне поступило прекрасное предложение.

- Из "Динамо".

- Снова угадали. Оттуда. Оно не единственное было, но самое интересное. И по деньгам, и по всему остальному. Тоже великий клуб.

- Тем более в ЦСКА тогда почти не платили.

- Да. Тяжелые были времена. Как Тихонов с одной молодежью умудрялся какие-то места занимать, претендовать на что-то, ума не приложу. Но нам, молодым, деньги не слишком нужны были. Главное - марка, имя клуба, тот самый Тихонов... За это и бились. А "Динамо" - лидер суперлиги. Хотелось уйти. Да я, собственно, и ушел, три-четыре дня там тренировался. Тихонов с Гущиным до меня дозвонились, пригласили на разговор. Прощальный. И настолько славный получился разговор, что уходить я передумал. Не смог оставить команду.

А Тихонов меня тогда здорово удивил - даже не обиделся на то бегство, голоса не повысил. "Останься, помоги!" Как я мог отказать? Хорошо, думаю, что с "Динамо" никаких бумаг не успел подписать. Да и не за деньгами я в "Динамо" шел, а попробовать себя в суперлиге. Сегодня благодарен Тихонову, что тогда меня удержал. Не жалею, хотя пережил тяжелые времена.

- Дома всегда понимали, почему вы сидите в ЦСКА, - при таких-то предложениях со стороны?

- Многие знакомые говорили, мол, ты что, сумасшедший? ЦСКА в середине таблицы высшей лиги, ни на что не претендует. В тоннеле конца не видно - что будет? Когда? Тут же - реальное предложение! А вот родители меня понимали. Не вмешивались. Судьба меня отблагодарила, я в этой команде дожил до хороших времен. Здорово, что вернулись в суперлигу. Прекрасно, что две команды объединились. Все наладилось. Теперь ситуация будет только улучшаться.

АМЕРИКА

- Но сезон-98/99, насколько я знаю, вы провели в Америке.

- Да, еще до несостоявшегося перехода в "Динамо". Но успел в тот год из-за океана вернуться и даже за ЦСКА какие-то матчи сыграть. Тот чемпионат до конца мая шел. Попросили помочь. Выйду на лед, думаю, прощусь с ЦСКА окончательно... В Америке новый контракт уже был подписан. Но опять же - поговорили с Тихоновым. И я остался. Снова - без всяких сомнений и жалости.

- Вы тогда год за фарм-клуб "Эдмонтона" отыграли?

- Сначала там, а после - по клубам низших лиг. Три команды прошел. Тогда, если помните, народ из Америки редко возвращался. Наоборот, туда стремились. Да и мне Америка понравилась, вот что интересно. Такая страна, что либо сразу становишься своим, либо душой ее не принимаешь. А я - принял!

- Пробиться в "большой" "Эдмонтон" невозможно было?

- Почти нереально. В тренировочном лагере забиваю три гола в трех матчах, лучше меня никто не сыграл, вроде проявил себя... Но мне сразу объяснили, в команде слишком много игроков с большими контрактами. Их на скамейку не посадишь. Свои правила, обижаться бессмысленно. А в фарм-клубе тоже игралось неплохо, да и платили раза в два больше, чем можно было заработать в России. Я потому и хотел остаться. Не худший мой сезон, поварился в американском хоккее, за год язык так выучил, что легко интервью раздавал.

- Америка, Канада - они еще будут в вашей жизни?

- Сейчас и не скажешь. Боюсь загадывать. Как судьба повернется. Но мне от нынешнего московского добра другого искать не хочется.

КАПИТАНСТВО

- Помните, когда капитаном в ЦСКА стали?

- Как не помнить - если с этим отдельная история связана? Сезон-97/98 идет, то ли октябрь, то ли ноябрь, в ЦСКА зарплату серьезно задерживают - команда не совсем довольна. Нам вот-вот с "Нефтехимиком" играть - и накануне матча команда отказывается выходить на лед. Вышли из основного состава только молодые, три-четыре человека - я, вратарь Ромашко, Денискин Алексей, еще кто-то... Дополнили нас мальчиками из команды "Русь" - и вперед. Проводить официальный матч. Вся команда - "масочники". 0:10 мы уступили... А я, как самый опытный в составе, вышел с буквой "К". С тех пор она у меня и осталась.

- "Бунтари" на вас зла не затаили? Бастовать - так всей командой...

- Да, не самый простой для меня момент. Но я бы себе самому не простил, если бы не вышел на лед. Вот это было бы настоящим предательством. Да и никто, думается, на меня особо не обиделся - я все-таки совсем молодым парнем был, мог себе позволить иногда играть бесплатно. А сейчас вспоминаю: столько лет ЦСКА отдано! Такие матчи были! Это только кажется, что ничего большого мы не выигрывали.

Разве забуду, как в Кемерове играли предпоследний тур и официально вышли в суперлигу? Я два гола тогда забил. В Евролиге дома проводили матч против Вены, отличный был поединок - тогда и гол красивый забил, и приз лучшего игрока получил. Как-то финал Кубка "Спартака" мне удался. Победы локальные, но мне очень дорогие.

ЦСКА-2003

- Откройте секрет - как можно так быстро восстанавливаться, пропустив восемь шайб?

- Это вы про недавнее наше поражение от "Магнитки" и победу над "Динамо"? Мы были в курсе того, что народ говорит. "У ЦСКА кризис..." Хоть кто-то на нашу победу во встрече с "Динамо" ставил? Это на руку сыграло. Может, даже динамовцы от тех разговоров расслабились! А мы с Виктором Васильевичем спокойно разобрались с собственными ошибками. Внутренне собрались. Даже до игры было видно - с настроем полный порядок. Оставалось только в скорости и борьбе не уступить. Характером взяли.

- Вы про характер говорите - я помню, как в Уфе вы челюсть сломали...

- Было дело.

- А через день с шиной рвались на тренировку.

- Да - но в той ситуации было больше абсурда. Я все прекрасно понимал. Нереально. Как тренироваться, когда дышишь с трудом? Но работать начал раньше положенного. Шину снял, играл в маске. Весело.

СБОРНАЯ

- Нынешний вызов в национальную команду - событие? Или "рабочий момент"?

- А для кого подобное приглашение - не событие? Очень приятно. Ответственно. Эту ответственность прямо физически чувствуешь...

- Из ЦСКА в Одинцово приехали всего два игрока.

- Да. Я и Мозякин. Вот сегодня пытаюсь доказать, что не зря меня позвали. Виктор Васильевич сразу после матча с "Динамо" сказал, что не только в клубе на меня рассчитывает. Хотя разговоры чуть раньше ходили, я был готов.

- Игрок всегда чувствует тренерское расположение.

- Что-то, наверное, я для Виктора Васильевича значу... Приятно сознавать. Все-таки Тихонов действительно величайший специалист мирового хоккея. Это большое счастье для игрока - попасть к такому тренеру. И заслужить его доверие. Но я всю жизнь работал только с Тихоновым, у другого тренера себя не представляю. Может, нынешнее приглашение - в чем-то благодарность Тихонова. Аванс, который я постараюсь отработать.

Юрий ГОЛЫШАК