Газета Спорт-Экспресс № 256 (3343) от 15 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 ноября 2003 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. Стыковые матчи

Сегодня РОССИЯ - УЭЛЬС

БОГ ТРОИЦУ ЛЮБИТ

Окончание. Начало - стр. 1

КАК "УВАЖАЕМОГО" ОДАРИЛИ ПЕРСТНЕМ С ИЗУМРУДАМИ

Вполне возможно, кстати, что ЧМ-82 сложился бы для наших футболистов еще успешнее, если бы не уже упоминавшийся злополучный матч с бразильцами. Он состоялся 14 июня, как раз на следующий день после 25-летия Дасаева, судил испанец Ламо Кастилья. Геннадий Логофет и Владимир Федотов, помощники Бескова, имели возможность наблюдать его в деле еще перед чемпионатом мира, когда вместе с видеооператором Александром Святкиным, который по сей день работает в "Спартаке", отправились в Рио-де-Жанейро на матч Бразилия - ФРГ. После игры состоялся пышный банкет, на котором, естественно, присутствовал арбитр. Не обошли приглашением и московских гостей, которые сразу обратили внимание, как обхаживают хозяева испанского судью. А Логофет своими глазами видел, как устроители банкета подарили Кастильо перстень с изумрудами.

И надо же было такому случиться, что именно этого испанца назначили на матч СССР - Бразилия. Первым забил тревогу Логофет, поведавший об увиденном в Рио Вячеславу Колоскову. Руководитель нашей федерации попытался сделать все от него зависящее, чтобы заменить ангажированного судью. Но президент ФИФА Жоао Авеланж (бразилец!) стеной встал на защиту Кастильо: "Он - уважаемый арбитр. Не волнуйтесь, все будет в порядке".

У бразильцев все действительно оказалось в порядке, поскольку в ключевой момент игры "уважаемый" не назначил два явных пенальти в ворота латиноамериканцев, и мы уступили 1:2.

Я в то время находился в Испании. Но знаю: во многих московских квартирах свет горел всю ночь напролет. А с утра "трудящиеся массы" готовы были выйти на демонстрацию в знак протеста против судейского произвола по отношению... к Стране Советов. Но это было не 1 мая и не 7 ноября, а в остальные дни в ту пору демонстрации были строго-настрого запрещены законом.

БЕСКОВ ПРОТИВ ГЕНЕРАЛИССИМУСА

А ведь при иных, более благоприятных обстоятельствах наша команда, возможно, превзошла бы в Испании-82 результат, показанный ею 16 годами раньше в Англии - 4-е место. Кстати, и к чемпионату мира-66 ее должен был готовить все тот же Бесков. Во всяком случае, именно с таким условием Константин Иванович согласился принять сборную перед отборочными матчами первенства Европы-64. В них мы успешно сыграли с итальянцами - 2:0 и 1:1, шведами - 1:1 и 3:1, а в полуфинале разгромили датчан - 3:0.

В решающем матче в Мадриде против испанцев наши выглядели достойно, хотя уступили - 1:2. И все бы ничего, если бы в правительственной ложе "Сантьяго Бернабеу" не присутствовал сам генералиссимус Франко. Именно это обстоятельство и предрешило отставку тренера - в ЦК КПСС не простили Бескову поражения от Испании на глазах заклятого врага Советского Союза.

- Это была сущая несправедливость, - возмущался в разговоре со мной в минувший четверг народный артист России Валентин Гафт, словно заново переживая события без малого 40-летней давности. - Я ведь в футболе - человек не посторонний. Десятилетним мальчишкой на "Динамо" бегал - футболисты были для меня идеалом настоящих мужчин. Помню Хомича, Станкевича, Радикорского, Семичастного. А жил я в Сокольниках, неподалеку от парка, где располагался стадион ЦДКА. По возможности старался не пропускать тренировок армейцев, чтобы лишний раз вблизи увидеть Григория Федотова и Всеволода Боброва.

А еще, как сейчас помню, подавал в Черкизове на "Сталинце" мячи Анатолию Акимову, по чьим воротам бил непревзойденный бомбардир Александр Пономарев. Дождь, лужи, грязь, а мне все нипочем. Вы вот слышали о вратаре сталинградского "Трактора" по фамилии Ермасов? Нет? А он у меня до сих пор перед глазами стоит: огромный такой голкипер в зеленом свитере. Я и сам любил по воротам бить, а когда мяч залетал в сетку, получал невероятное удовольствие.

ГАФТ НЕ ЗАБЫЛ ПОБЕДУ НАД УЭЛЬСОМ В 65-м

- Представляете, какое удовольствие получит вся Россия, когда в субботу на бывшем "Сталинце", ныне "Локомотиве", мяч влетит в ворота сборной Уэльса?

- Представляю. И хотел бы, чтобы он туда влетел не один раз. Но, главное, ни при каких обстоятельствах не падать духом и ни в коем случае не сломаться перед выходом на поле.

Тут очень важна последняя секунда, отделяющая кулисы от сцены, то есть раздевалку от поля. Ведь можно готовиться сколь угодно, а за эту секунду перенервничать, перегореть и все потерять.

Что касается поддержки публики, то она, как в театре, будет зависеть от исполнителей. Футбол - прежде всего игра, и чем сильнее, благороднее, талантливее она будет, тем искреннее и теплее будет реакция трибун. Как на международных матчах "Локомотива", у которого в последнее время все очень складно получается. Или как на матчах российской сборной со Швейцарией и Грузией. Хотя мы, убежден, еще не показали всего того, на что способны. Мне кажется, мы научимся играть лучше и радовать миллионы людей.

- Как, например, в 60-е, когда на нашем пути в финальную стадию чемпионата мира в Англии тоже стояла сборная Уэльса?

- Тогда на матче с Уэльсом 100-тысячный стадион в Лужниках был переполнен, и я оказался среди счастливчиков, которым удалось попасть на трибуны. Я в те времена вообще жил театром и футболом. Ходил на Иванова, Воронина и, конечно же, на Стрельца. Вот уж поистине гениальный был футболист. Однажды его лишили - и надолго - возможности играть. И тем самым отрубили голову нашему футболу. Правда, болел я не за "Торпедо", а за "Спартак". Красно-белые всегда отличались своим стилем. Но это была непредсказуемая команда. Она могла выиграть феерический матч, а вслед за этим сыграть чудовищно плохо.

- О сборной образца 66-го года этого не скажешь. Не правда ли?

- Ни в коем случае. Ее же собирал Бесков. И готовую команду передал в отличном состоянии Морозову. Николай Петрович, конечно, молодец. Но, полагаю, тогдашний успех и в отборочных матчах, и на полях Англии он должен был поделить с Константином Ивановичем...

ВТОРОЙ ВАЛЛИЙСКИЙ БАРЬЕР

Бескову было обидно вдвойне. По той причине, что в 1966 году советский народ впервые увидел матчи чемпионата мира по телевидению. А через 15 лет он снова встанет у руля сборной и снова сделает потрясающую команду. И опять-таки на ее пути в финал чемпионата мира будет стоять сборная Уэльса.

- Ни для кого не было секретом, что валлийцы будут пользоваться прострелами и навесными передачами в штрафную площадь Дасаева, - вспоминает Геннадий Логофет. - И в мае 1981-го на сборах перед первым матчем на "Рексеме" Бесков поручил нам с Федотовым подготовить к этим серьезнейшим испытаниям нашего вратаря. Мы целую неделю после каждой тренировки оставались втроем на поле. Федотов и я подавали мяч с правого и левого флангов, а Дасаев, стартуя от лицевой линии, должен был успеть к 11-метровой отметке, чтобы поймать мяч или подальше выбить его кулаком.

Постепенно Ринат входил в раж и просил нас доставлять мяч по воздуху уже на линию штрафной. Он как истинный спринтер вылетал из ворот и успевал добираться до мяча. При этом не совершал ни единой ошибки. Его руки касались мяча в наивысшей точке полета над штрафной. Все было доведено до автоматизма, и мы уже не удивлялись, когда в ходе игры, несмотря на все отчаянные усилия валлийцев, ни одного мяча в воротах Дасаева так и не побывало.

На обратном пути в Москву, в самолете, Логофет перевел Бескову отрывок из отчета о прошедшей игре, опубликованного в одной из центральных английских газет: "На Британских островах еще не видели вратаря, который бы так хорошо действовал на выходах". "Это я его из Астрахани вытащил", - расплылся в улыбке обычно сдержанный на эмоции Бесков.

И в Тбилиси в ответной встрече валлийцам тоже не удалось распечатать ворота Дасаева. Во втором тайме - уже при счете 3:0 - 80 тысяч болельщиков, страстно поддерживавших сборную СССР, стали скандировать: "Гу-ца-ев! Iy-ца-ев!" Бесков откликнулся на пожелания публики: на 69-й минуте он заменил Гаврилова и выпустил на поле любимца тбилисской торсиды.

МАЛЬЧИШНИК В ДИГОМИ

Между прочим, игра эта проходила 18 ноября, в тот самый день, когда тренеру исполнился 61 год. Один из его помощников Нодар Ахалкаци пригласил Константина Ивановича отпраздновать день рождения и выход команды в финал в своей компании в тбилисском ресторане. А игроки всю ночь отмечали эти же два громких события на базе динамовцев в Дигоми.

Все игроки собрались в одной комнате. Юрий Гаврилов и Андрей Баль, усевшись на полу (стульев всем не хватило), под общий хохот состязались в остроумии, рассказывая по очереди забавные истории. При этом никого не интересовало, какие правдивы, а какие придуманы чуть ли не на ходу. Уж не знаю почему, но я был единственным журналистом, которого футболисты пригласили на тот веселый "мальчишник".

С утра игроки стали разъезжаться по домам, а меня часов в 11 позвал к себе в номер Бесков. Ну, думаю, достанется мне сейчас от "главного". Ведь он наверняка забыл, что сам разрешил остаться на ночь в Дигоми. Но, к моему удивлению, Бесков встретил меня как самого желанного гостя. И, разлив по бокалам ароматное красное вино, сказал: "Мы же с тобой еще не выпили за такую победу. Пока не поздно, надо восполнить пробел".

Константин Иванович и я еще на день задержались в Тбилиси. Билетов на самолет у нас не было, но Владимир Гуцаев, который вез нас в аэропорт на своем автомобиле, гарантировал: все будет в порядке. Ехал он с космической скоростью, не обращая внимания на светофоры, что порой приводило пассажиров в шоковое состояние. Гуцаев доставил нас прямо к трапу и, несмотря на то, что мест в самолете не оказалось, грузинские авиаторы усадили великого тренера в кабине пилотов, а журналиста устроили в отсеке вместе со стюардессами.

Как бы то ни было, праздник продолжался на всем пути следования - от Тбилиси до Москвы. Там уже руководители Госкомспорта готовы были поздравить главного тренера с досрочным выходом нашей команды в заключительную часть соревнований.

КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ...

Судьба второй путевки на чемпионат мира-82 целиком и полностью зависела от исхода встречи в Братиславе сборных ЧССР и СССР. Ничья позволяла хозяевам бронировать билеты в Испанию, а поражение лишало их такой возможности: чехословаки пропускали вперед Уэльс. Но прежде чем раздался стартовый свисток, за стол переговоров сели высокопоставленные лица двух братских соцстран. Они достигли компромисса, решив: в братиславском матче должна быть зафиксирована ничья. И в первый же день пребывания нашей сборной в столице нынешней Словакии в гостиницу к Бескову пришел дипломат и от имени советского посла попросил сыграть так, чтобы встреча закончилась мирным исходом. Бесков покраснел от возмущения и отнюдь не дипломатическим языком доходчиво объяснил неожиданному визитеру: он на подобные сделки с совестью никогда не пойдет.

Тем не менее матч закончился - 1:1, и один (из четырех!) ассистентов Бескова, Валерий Лобановский, после матча заметил: гроссмейстерская ничья. Что именно он имел в виду - теперь остается только догадываться.

А сборная Уэльса оказалась за бортом мирового футбольного форума на Пиренейском полуострове. Не сомневаюсь: валлийцы до сих пор помнят, кто именно лишил их участия в столь престижных соревнованиях (вольно или невольно - другой вопрос). И хотя с тех пор минуло 22 года, а поколения игроков успели смениться несколько раз, в предстоящих матчах с Россией валлийцы, полагаю, изо всех сил постараются отомстить за давнюю обиду.

Тогда же, в 81-м, победы российской сборной, достигнутые благодаря грандиозной по красоте и слаженности игре, никого не оставили равнодушными - не случайно нашу команду отнесли к разряду фаворитов мирового первенства.

- В тот момент у нас на самом деле была отменная команда, - говорит Логофет. - Взять хотя бы технико-тактические действия в официальных и товарищеских матчах. В этом компоненте мы лишь на 20 процентов уступали Бразилии и ФРГ. До отъезда в Испанию было еще полгода, и мы вполне могли выйти на один уровень с грандами.

На мой взгляд, сборная СССР оправдала бы в Испании надежды болельщиков и прогнозы экспертов, если бы в преддверии турнира из-за серьезнейших травм не выбыли из строя ее ведущие игроки - Буряк, Хидиятуллин, Кипиани, Суслопаров, а Чивадзе по той же причине не пропустил бы едва ли не весь подготовительный период. Но даже при таком ужасающем стечении обстоятельств мы были в полушаге от полуфинала, где нас ждала встреча с Италией, для которой советская команда почти неизменно становилась камнем преткновения.

И дай-то бог, чтобы будущим летом, в третий раз преодолев валлийский барьер, наша сборная вызвала в стране ту же бурю эмоций, что в 1966-ми 1982-м.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ