ТЕННИС |
У КОРТА С Евгением ФЕДЯКОВЫМ |
ВЕРНЕТСЯ ЛИ ЛЕПЕШИН?
США, Испания, Германия, Франция, Швейцария, Италия... Перечень стран, где тренируются российские теннисисты и наши бывшие соотечественники, уже получившие новое гражданство, можно продолжить. Почему они уезжают, говорилось не раз. Недостаток спонсоров, дороговизна аренды кортов - наши старые беды, которые, несмотря на очевидный прогресс российского тенниса, все еще напоминают о себе. Один из вариантов решения этих проблем предлагают инициаторы проекта Team Russia, который должен стать инструментом привлечения средств для подготовки юных талантливых игроков.
- На определенном этапе жизни молодого спортсмена все упирается в банальную нехватку денег, - говорит вице-президент Федерации тенниса России Дмитрий Вихарев. - Однако вести переговоры с потенциальными спонсорами можно только на языке финансистов, экономистов и юристов. Просьбы типа "есть хороший мальчик, и дайте под него 50 тысяч долларов" в этой среде не воспринимаются, даже если, скажем, какому-то олигарху понравится сама идея. Необходимо досконально прописать, как и на что будут израсходованы его средства. В противном случае ваш собеседник просто не поймет сути дела, а раз так, то и говорить, собственно, не о чем.
В любом бизнес-проекте нужно изначально показать, кто и на каком этапе в нем участвует. Выстроить цепочку лиц, связанных между собой договорными отношениями. Только она может ясно проиллюстрировать, на что идут спонсорские деньги.
Предполагается, что любой спортсмен, который захочет принять участие в проекте Team Russia, сначала в обязательном порядке пройдет комплексное медицинское обследование. Это необходимо для того, чтобы проверить его здоровье и в какой-то степени оценить перспективы. Затем будет разработана детальная годовая программа его подготовки. Это мы делать умеем, не случайно российская теннисная методика используется сейчас практически во всем мире. Если же в процессе выполнения этой программы возникают вопросы - например, не удается достичь взаимопонимания спортсмена с тренером или тренера с руководством базы, то решаться они будут на основе заранее подписанных контрактов.
- Говорят, что российское законодательство не позволяет иметь в спорте цивилизованные отношения, - продолжает Вихарев. - Это не так. Наши юристы уже проанализировали ситуации, которые могут возникать во время работы. Все они решаемы.
Team Russia предлагает гибкую систему индивидуальных контрактов, для чего необходима своя агентская фирма. В перспективе планируется прийти к той системе подготовки, которая существовала в СССР, когда набирали команды по различным возрастам, а тренеры работали в условиях здоровой конкуренции между игроками. Ведь если раньше в классных мастеров вырастали примерно 70 процентов общего количества теннисистов, то теперь - дай бог 20 - 30, поскольку каждый предоставлен сам себе.
Немаловажный и логичный вопрос: обязаны ли будут молодые игроки возвращать вложенные в них средства?
- Это зависит от агентского договора, - говорит Вихарев.- Вообще-то мы не гарантируем инвесторам возврат денег, по крайней мере это очень длительный процесс. Но есть же еще такие понятия, как меценатство, национальная идея. Вы, наверное, помните, что творилось в российских секторах трибун парижского "Берси" во время прошлогоднего финала Кубка Дэвиса. А ведь сидели там в основном состоятельные люди...
Теперь, пожалуй, самое любопытное. Заниматься тренерской работой в Team Russia будут несколько известных специалистов. По словам Вихарева, принципиально готов подключиться к проекту и Анатолий Лепешин. Наш авторитетный тренер, воспитавший Евгения Кафельникова, уже несколько лет работает в Австрии, однако при создании ему соответствующих условий может вернуться в Россию.
В любом случае хорошо уже то, что работа началась. Решить проблему централизованной подготовки игроков в России можно. И тогда у нашего болельщика будет больше поводов для радости - как и у бизнесменов, которые год назад словно дети радовались кубковому триумфу сборной России в Париже.