Газета Спорт-Экспресс № 280 (3367) от 16 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 декабря 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

КУБОК ПИВОВАРЕННОЙ КОМПАНИИ "БАЛТИКА"-2003

Уже не первый сезон компания VISA является генеральным партнером Федерации хоккея России. С главой представительства VISA в нашей стране беседовал корреспондент "СЭ".

Лу НАУМОВСКИЙ

Дэйв КИНГ, ДУМАЮ, СОГЛАСИЛСЯ БЫ ПОРАБОТАТЬ В РОССИИ

ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ С Евгением БОГДАНОВЫМ

РАДУЮСЬ, КОГДА ВАША СБОРНАЯ ПОБЕЖДАЕТ

- Как появилась идея стать генеральным партнером ФХР и нашей национальной команды?

- Она родилась практически сразу после того, как мы открыли представительство в России. Мне хотелось, чтобы рекламу нашего брэнда, пользующегося популярностью, видело как можно больше людей. А хоккей, поклонником которого являюсь, очень популярный вид спорта, и, что отрадно, постепенно в вашей стране он возрождается.

Наши конкуренты неплохо работают в футболе, но, думается, хоккей по популярности если и не находится в мире на одном уровне с футболом, то уж в Европе вообще и в России в частности - точно. Так что наш проект имел и человеческие, и коммерческие предпосылки.

- Насколько выгодно - в финансовом и моральном плане - подобное сотрудничество?

- Подсчитать, наверное, можно. В мире есть несколько компаний, которые занимаются подобной арифметикой. Учитывают, как часто брэнд показывают по телевидению, какое мнение у потребителей и так далее. В первые годы мы это делали, но данная работа требует времени и соответствующих вложений. Вообще, уверен, подобные проекты выгодны, если сборная, с которой ты сотрудничаешь, выигрывает.

Когда на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити национальная команда Канады завоевала золотые медали - я как гражданин этой страны радовался успеху соотечественников. Но как житель Российской Федерации я радовался и тогда, когда ваша сборная в финале молодежного чемпионата мира взяла верх над моими земляками-канадцами. Ведь на шлемах победителей было начертано VISA. Полагаю, подобное чувство гордости пережил не я один, но и держатели нашего продукта. Вообще, мы с оптимизмом смотрим на дальнейшее сотрудничество с ФХР.

- Что по контракту входит в обязанности VISA?

- Разумеется, мы занимаемся финансированием, ведь нашему партнеру в первую очередь нужны деньги. Но не только. У нас 1 миллиард 300 миллионов пользователей в мире. И договор с нами, согласитесь, хоккейной федерации в плане популяризации своей деятельности более выгоден, чем, скажем, контракт с какой-либо компанией, которую знают, причем далеко не все, только в своей стране. В общем, схема довольно проста: мы оказываем финансовую помощь, а в ответ получаем возможность рекламировать и популяризировать свой брэнд. Польза, как вы понимаете, обоюдная.

- Нынешнее соглашение вас полностью устраивает?

- Мы сотрудничаем уже третий сезон. Откровенно говоря, многое зависит от нас. В первый год, когда представительство VISA в России только появилось и у него не было специалиста по маркетингу, приходилось весьма непросто. Ведь в чем заключается наша работа в плане выполнения контракта? В привлечении к хоккею банков, которые пользуются нашим продуктом. В прошлом году мы смогли подключить к сотрудничеству с хоккеем 13 российских банков, в этом - 27.

Регулярно проводим среди их клиентов всевозможные конкурсы, победители которых в качестве призов получают хоккейную экипировку, а также возможность съездить в Канаду на матчи НХЛ.

Вообще, за последнее время наш бюджет резко возрос, что говорит лишь об одном: мы находимся на правильном пути, в том числе и в плане развития отношений с российским хоккеем.

В РОССИЮ - С УДОВОЛЬСТВИЕМ

- В чем заключается работа представительства VISA?

- VISA - это платежная ассоциация банков-участников. Держатель карточки имеет доступ к своим средствам накопления, может ими воспользоваться в любом банкомате нашей сети, независимо от того, его это банк или чужой.

В ассоциации по всему миру примерно 22 тысячи банков. Один миллиард триста миллионов пластиковых карточек, обороты по которым ежегодно составляют более двух триллионов долларов. В России мы сейчас обслуживаем 275 банков, до конца года их количество увеличится до 300.

Для сравнения: в сентябре 2000-го, когда мы только начинали, таких банков было 90. Три года назад пластиковых карточек в стране насчитывалось около миллиона, сегодня - около восьми. Ежегодные обороты были меньше двух миллиардов долларов, сейчас - без малого двенадцать. Как видите, с каждым годом наша платежная система становится все более и более популярной. А кроме того, мы поддерживаем расчетные функции банков, то есть в России расчет происходит в рублях, и эти деньги за территорию страны не выходят.

- Как вы пришли к своей нынешней должности?

- Свою, как у вас принято говорить, трудовую деятельность я начинал с дипломатической работы. С 1982 по 1984 год находился в посольстве Канады в Москве. Тогда, помню, в Лужниках сборная посольства провела хоккейный матч с приехавшей из-за океана командой так называемой промышленной лиги. Представляете: на льду, на котором Пол Хэндерсон забросил шайбу, решившую исход Суперсерии-72. Я был в восторге!

Откровенно говоря, после той командировки влюбился в Россию. В 1990 году возглавлял канадско-советский торговый совет. Позже пять лет возглавлял представительство Европейского банка реконструкции и развития. Три года провел в Англии, а в 2000-м получил предложение открыть в России представительство VISA. Думаю, моя любовь к вашей стране сыграла в этом назначении немалую роль. И вернулся я сюда с огромным удовольствием.

- Сложно ли добиться внимания того или иного спонсора к российскому спорту и, в частности, к хоккею?

- Об этом, наверное, лучше спросить президента ФХР Александра Стеблина. На мой взгляд, это не так сложно. Руководитель любой общественной организации, в том числе и хоккейной, должен знать, как развиваться, по какому пути идти, учитывать финансовую целесообразность того или иного проекта и представлять, с кем он собирается сотрудничать. Есть более известные брэнды, менее известные и вообще никому не известные.

Брэнд, особенно связанный со спортом, на мой взгляд, в первую очередь должен вызывать положительные эмоции - это хорошо влияет на потребителя вообще и болельщика в частности. Подобное партнерство не может не приносить пользы. Поэтому главное - не просто найти фирму или организацию, желающую выступить в качестве твоего делового партнера, а найти достойную.

БОЛЕЮ ЗА "МАГНИТКУ"

- В Канаде можно найти хоть одного человека, который не интересовался бы хоккеем?

- Уже можно. Причем таких немало. Времена изменились. Когда был маленьким, помнится, хоккей для нас был чем-то вроде религии, разве что не молились на своих кумиров. Сейчас многое по-другому, слишком много развлечений, взять те же компьютерные игры. Плюс к тому в последние годы в Канаду прибывает много эмигрантов из Азии. И, скажем, футбол они знают лучше хоккея, он им ближе.

- В следующем сезоне, не исключено, в НХЛ будет локаут. Как считаете, увидим ли мы в этот период кого-либо из ваших земляков-хоккеистов в российских командах?

- Если и увидим, то, полагаю, мастеров не самого высокого уровня. Наверное, игроки, зарабатывающие по 10 - 15 миллионов долларов в год, найдут чем заняться во время вынужденного перерыва. Хотя, видимо, не все. Так что, не исключено, российская суперлига в следующем сезоне выйдет на новый виток своего развития. И все это пойдет российскому хоккею на пользу. От локаута в НХЛ он, несомненно, выиграет.

- Кто является вашим кумиром среди хоккеистов?

- Их много. Из старшего поколения, естественно, игроки "Торонто" - Дэйв Киан, Джордж Армстронг. Из представителей более позднего поколения - Уэйн Гретцки, Марио Лемье. Из российских игроков любил Владислава Третьяка, Вячеслава Фетисова, сейчас очень нравятся Сергей Федоров, Игорь Ларионов, спортивным долголетием которого просто восхищаюсь, Павел Буре.

- Какому клубу симпатизируете в чемпионате России?

- "Магнитке". Когда работал в Европейском банке реконструкции и развития, три года сотрудничал с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Помнится, после кризиса в 1997-м выделил ему 10 миллионов долларов займа, за что коллеги меня сильно ругали. Но я хорошо знал руководство завода и верил ему. Несколько раз был в Магнитогорске, естественно, ходил и на хоккей. Очень радовался, когда "Металлург" выигрывал Евролигу.

В Москве, к сожалению, хоккейные матчи не посещаю два последних сезона. Просто не хватает времени. По телевизору, бывает, смотрю, но только если игру показывают в прямом эфире. Запись не терплю. В записи можно смотреть только великие встречи, вошедшие в историю.

- В российской суперлиге сейчас работают тренерами два чеха - Владимир Вуйтек, Марек Сикора и один словак - Юлиус Шуплер. Возможно ли появление у нас хоккейного специалиста из Канады?

- У словаков и чехов если и есть языковой барьер с русскими, то очень маленький, да и культура близка. Почему мне нравится Россия? У нее весьма близкая культура с Македонией. Канадцам же здесь придется сложнее. За океаном тренеры, как правило, - это бывшие игроки, для многих из них Россия по-прежнему остается загадочной страной. Другое дело, что, если кому-то из известных специалистов будут предложены большие деньги, он, возможно, и согласится.

Слышал, что предлагали Скотти Боумэну, но тот ответил отказом. Его можно понять - человек в возрасте, за свою карьеру выиграл практически все, что можно, и вряд ли он испытывает потребность в новых впечатлениях. А вот Дэйв Кинг, который немало попутешествовал и, что называется, легок на подъем, не исключено, может и согласиться. Ведь не обязательно приглашать тренера, который с успехом работал или работает в НХЛ. Сильных специалистов много, а Кубок Стэнли всего один.

МОЯ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ - "ТОРОНТО"

- Способна ли сборная России с приходом Виктора Тихонова вернуть себе утраченные в последние годы лидирующие позиции?

- Не стоит забывать, что в последние годы россияне дважды выигрывали чемпионаты мира среди молодежных команд. Это тоже успех, причем немалый. Как болельщик со стажем, помню таких величайших канадских тренеров, как Той Блэйк, Скотти Боумэн, ставший поистине легендой. Они действительно могли существенно повлиять на игру той или иной команды, значительно ее улучшить.

Может ли в современном хоккее - что в России, что за океаном - прекрасный и знаменитый тренер играть столь значительную роль? Думаю это сложно.

Тихонов начинал, когда и тактические схемы были другие, и условия для работы. Немало пятерок вместе выходили на лед на протяжении многих лет, потому вопрос взаимопонимания перед хоккеистами практически не стоял. Сейчас очень много звезд, и нужно уметь их объединить в команду, что сделать непросто. Причем любому специалисту. С любым, пусть даже и с достаточно богатым опытом. И Тихонову в данном плане не позавидуешь.

Успел на собственном примере убедиться, насколько сложна работа тренера. Когда занимался со своими сыновьями, старшему из которых 15 лет, а младшему - 10, футболом и хоккеем. Очень непросто было найти нужный рычаг, чтобы заставить их постоянно трудиться, не расслабляться. И это - дети, а в сборной-то мастера высочайшего класса, со своими характером и привычками.

- Профессиональными хоккеистами или футболистами ваши дети стать могут?

- Если и станут, то, скорее всего, футболистами. Имею в виду не американский футбол, а европейский соккер. Хотя старшему, наверное, уже и поздно. Кстати, когда ему было шесть лет, он около полугода занимался в ХК "Крылья Советов". Задатки, видимо, у него есть, так как тренер меня ругал за регулярные пропуски занятий. А мы просто физически не успевали ездить в Сетунь, времени не хватало. Пришлось покинуть секцию.

Вообще, полагаю, дети должны развиваться многосторонне. В том числе и спортом. Мой старший сын занимался и хоккеем, и футболом, и в крикет играет, причем довольно хорошо. Младший сейчас увлекся каратэ, полюбил плавание.

Помню, когда мне исполнилось пять лет, наша семья эмигрировала из Македонии в Канаду. Желания заниматься каким-либо видом спорта у меня хватало, но отец был категорически против - главное сейчас, говорил он, учиться, учиться и учиться, нельзя терять время. Наверное, в первые годы эмиграции, когда нам пришлось очень трудно, это было правильно, но именно тогда я для себя решил, что своим детям обязательно разрешу посещать спортивные секции.

Мой отец хоккей не любил, точнее, не понимал его, никогда не смотрел телетрансляции, не говоря уже о матчах вживую. А я прекрасно помню, как до полуночи в один из дней 1967 года смотрел телевизор - тогда "Торонто Мэйпл Ливз" в последний на сегодня раз в своей истории завоевал Кубок Стэнли. Именно за этот клуб в НХЛ болел и продолжаю болеть.

Кроме того, всю жизнь с завистью смотрел на "Монреаль Канадиенс". Матч этого клуба с ЦСКА в 1977 году - просто фантастика! У моего двоюродного брата есть видеокассета с записью этой встречи, мы часто ее смотрим. Просто поэзия на льду!

Когда впервые увидел хоккей вживую, мне ужасно не понравилось. Сидели мы на самой верхотуре трибун дворца, откуда практически ничего не было видно. Разочаровался страшно! А уже позже, когда начал работать, точнее, подрабатывать во время учебы, хозяин нашего магазина получил несколько билетов в так называемый бокс или мини-ложу. Вид оттуда просто потрясающий! Плюс атмосфера всеобщего праздника. И я полюбил хоккей еще сильнее.

- Во многих крупных компаниях и фирмах существуют различные сборные - по футболу, волейболу, хоккею. Как с этим обстоит дело у вас?

- В нашем коллективе 25 человек, из которых 13 - мужчины. Хоккейную пятерку мы, может, и сформируем, но не более. Как-то встречались с банками. В одном матче уступили, а во втором победили. Просто пошли на хитрость. Играли в Сокольниках, где до нас тренировались юниоры "Спартака". И мы несколько усилились (смеется). А как по-другому? Самому старшему в составе соперников было 33 года, а в нашей команде одному 47, другому - 53...