Газета Спорт-Экспресс № 280 (3367) от 16 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 декабря 2003 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА

КОРОЛИ И КАПУСТА

Постулаты советской пропаганды теперь почти не помнят и совсем не принимают всерьез, что, впрочем, не мешает некоторым из них точно отражать действительность. Взять хотя бы вот этот, про Нью-Йорк - город контрастов. А увидеть классовую сущность столицы мирового капитала воочию мне помог хоккей с шайбой. Куда же нам тут без него.

Поводом для прохождения курса спортивной политинформации стало 48-часовое пребывание в Большом Яблоке, за время которого мне удалось посетить оба местных хоккейных стадиона: на Манхэттене и на Лонг-Айленде - места жительства, соответственно, "Рейнджерс" и "Айлендерс", принцев и нищих НХЛ. Речь идет не о размерах кошельков хозяев, а о положении клубов в классовой пирамиде, где аристократичные "Рейнджеры" смотрят вниз на люмпенов с Лонг-Айленда через лорнеты и театральные бинокли. Социальные противоречия видны во всем.

"Мэдисон-сквер-гарден", прославленную арену "Рейнджеров", найти так же легко, как замок феодала: она расположена в самом сердце Манхэттена, рядом с Бродвеем, освещена неоном, увешана рекламой и так гордо возвеличивается над бренным миром, что покоящаяся в ее недрах ледовая площадка находится только на четвертом этаже здания. Лонг-айлендский "Колизей" величав лишь названием: он упрятан в глухой деревне, рядом с университетским городком, по окружающей его пустоши гуляют ветры и нетрезвые студенты, а что находится на четвертом этаже здания, не знает никто, ввиду отсутствия такового, равно как и третьего.

К "Мэдисону" лучше всего ехать на метро или идти пешком, как дервишу к мечети Омара: парковка в центре Манхэттэна обойдется долларов в 40. Фанерные знаки перед "Колизеем" предупреждают автолюбителей о 6-долларовой мзде, но в холодную погоду смотрители стоянок уходят куда-то греться, давая возможность рабочему люду сэкономить кровный бакс.

Журналистов в "Мэдисоне" встречают охранники, турникеты, металлоискатели, фотографирование и специальная адская машина для производства безумно крутых аккредитационных карточек - глянцевых, с цветной фотографией владельца и даже с нашейной цепочкой. В "Колизее" сидящая у дверей девушка от руки пишет фамилию репортера на бумажке с клейкой тыльной стороной и указывает пальчиком, как пройти в ложу прессы (причем неправильно). К концу второго периода аккредитация отклеивается и исчезает бесследно.

Пресс-центр "Мэдисона" напоминает зал ресторана "Арагви" - размерами, буфетом, атмосферой и обильностью русскоязычного контингента, тонко разбирающегося в классовой структуре общества. Взимаемые за еду 5 долларов перечисляются на благотворительные цели. Пресс-центр "Колизея" похож на купейный вагон скорого поезда "Одесса - Кишинев", а за подаваемое там картофельное пюре с явными признаками кожуры денег клуб не берет.

"Мэдисон" вмещает в себя несколько лож для прессы, в которые журналисты распределяются в зависимости от кастовой принадлежности их издания. Но и в "третьем классе" места комфортабельные и позволяют сполна насладиться зрелищем. В "Колизее" репортеры сидят на выступах в стене у самого потолка: по сути - на карнизах, подобно воронам. Над их головами висят телевизионные провода и болтаются осветительные установки.

Потолок "Мэдисона" украшен несколькими победными знаменами хоккеистов и баскетболистов. В "Колизее" знаков хоккейного отличия больше, а отправленных в отставку номеров - целых шесть, но отчетливо видно, что рисовали их вручную, причем наверняка - глухой и темной ночью.

Совершенно противоположны друг другу и обитатели обеих арен, и ненависть в их взаимоотношениях царит лютая. Рабочий класс Лонг-Айленда рычит в сторону бродвейских аристократов, громко радуется их неудачам и потрясает своими четырьмя Кубками Стэнли. Классовый враг тоже не обходится высокомерным "фи": на каждой игре "Рейнджерс" (с любым соперником) обязательно прозвучит клич, который можно перевести, как "Потвен - козел!": так энхаэловское дворянство привечает давно уже не играющую легенду "Островитян".

Такие вот социальные реалии наблюдаются в логове капитализма. А локаут, который всех уравняет, будет, между прочим, в октябре. Вот только Гэри Бэттмена в качестве Человека с ружьем я плохо себе представляю.

Нью-Йорк