ВОЛЕЙБОЛ |
Геннадий ШИПУЛИН
СОРНЯКИ НАДО ВЫРЫВАТЬ С КОРНЕМ - ИНАЧЕ ХОРОШЕГО УРОЖАЯ НЕ СОБРАТЬ
После того как мужская сборная России в великолепном стиле выиграла отборочный турнир в Лейпциге и завоевала путевку на Игры-2004, главный тренер нашей команды дал интервью корреспонденту "СЭ"
С Шипулиным за годы знакомства мы беседовали и не сосчитать сколько раз. Одних только интервью я взял у него не один десяток. И неизменно Геннадий Яковлевич был со мной очень откровенен. Остался верен он себе и в Лейпциге, где его подопечные одержали 5 побед за 5 дней, не отдав конкурентам ни одной партии!
- Только пусть никто не думает, что соперники у нас были простые, - начал очередной разговор Шипулин. - А то наверняка найдется кто-то, кто скажет: мол, в Лейпциге не было ни чемпионов мира бразильцев, ни чемпионов Европы итальянцев, ни олимпийских чемпионов сербов, которые уже завоевали себе путевки на Олимпиаду. Так вот, с таким волейболом, какой продемонстрировала наша команда во всех матчах отборочного турнира, она вполне могла бы обыграть и эти три лучшие сборные мира. Мы ведь их уже побеждали - на таком же кураже, как сейчас. А по поводу "слабых" соперников в Лейпциге могу напомнить: каждой из пяти команд, с которыми нам пришлось встретиться, Россия в последние годы уступала, а порой и не раз. Болгарам - на чемпионате мира и последнем финальном турнире Мировой лиги, полякам и немцам - на групповых этапах той же Мировой лиги, французам - на чемпионате мира-2002, голландцам - на последнем чемпионате Европы здесь же, в Германии, причем всухую.
- Кстати, если у сборных, которых вы только что назвали, составы по сравнению с ЧЕ-2003 практически не изменились, то у нас он обновился почти на треть.
- Перед нами была дилемма: или решиться на коренную реконструкцию команды, или продолжать "кувыркаться" с теми же хорошо знакомыми игроками. Для меня было очевидно: сорняки надо вырывать с корнем, иначе хорошего урожая не собрать. И я пошел на кардинальные меры. Перво-наперво исключил из команды тех, кто отбывал номер на площадке, для кого защищать честь страны было в тягость. А на освободившиеся места пригласил ребят, которые хотят играть.
Между прочим, мой помощник Борис Колчинс, с которым мы всегда понимали друг друга с полуслова, не во всем поддерживал меня. В частности, он был против кандидатуры Алексея Вербова. Колчинс не верил, что за столь короткий срок можно сделать из волейболиста-пляжника классного игрока такого сложного амплуа, как либеро. Прежде чем отважиться на этот шаг, я долго беседовал с Вербовым и поверил парню. А он поверил мне. Меня подкупило желание Вербова работать и учиться, в том числе у аргентинского либеро "Локомотива-Белогорья" Пабло Меаны - большого доки в своем деле. Некоторые члены президиума ВФВ тоже отговаривали меня брать молодого игрока, говорили, что он подведет в ответственный момент. Чем все обернулось, вы видели. Никогда еще в нашей сборной не было игрока, который бы так здорово действовал в защите. Да и на приеме Вербов прогрессировал от матча к матчу, а к Афинам еще прибавит. После финала в Лейпциге Колчинс признал мою правоту.
Сложнее было со Станиславом Динейкиным. Мне пришлось исправлять собственную ошибку. 4 года назад я поступил неправильно, поверив своим помощникам, в результате чего вместо Динейкина, прошедшего весь цикл олимпийской подготовки, в Сидней поехал совсем другой игрок, который оказался там не нужен. Очень рад, что Стаc все понял и принял новое приглашение в сборную. Сегодня его место в олимпийском составе ни у кого не вызывает сомнений.
- Врач команды Владимир Костюченков рассказывал, что все игроки относятся к Динейкину с огромным уважением, признают его авторитет. Такой "дядька" очень нужен в любой команде, а в той, где немало молодых волейболистов, особенно. Но вы не упомянули еще одного игрока, включение которого в состав было сопряжено с определенным риском. Я имею в виду Тараса Хтея.
- Да, тут мне тоже пришлось наслушаться всякого в свой адрес. Но я видел, как серьезно Хтей относится к тренировкам, как он рвется на площадку. А отговаривали брать его меня потому, что в последние два года в стартовой шестерке на площадку выходил Павел Абрамов. Но мы не видели его в сборной 4 месяца - Абрамов взял да и улетел в Японию. А Тарас - человек очень ответственный. Я почти не сомневаюсь в том, что он еще усилит свою игру и поможет сборной. Ни в коем случае мы не отказываемся от услуг и других кандидатов - например, Игоря Шулепова. Если бы не болезнь, он наверняка сыграл бы в Германии. На сбор перед Олимпиадой пригласим еще одного пасующего, хотя искусственно раздувать состав не будем.
- Есть ли уже план подготовки к Афинам?
- Пока только в сыром виде. Мы дадим ребятам отдохнуть после трудного сезона, а затем приступим к целенаправленной работе. Возможно, где-то на юге. Руководители национальной федерации говорили, что в районе Сочи есть новый зал, отвечающий всем требованиям. Тренажерный комплекс там тоже имеется.
- А не боитесь, что из-за неучастия в Мировой лиге сборной может не хватить игровой практики?
- Нет. Та группа, которую нам предложили - с Бразилией, была бы еще более плохим вариантом. А сейчас у нас уже есть приглашение от чехов, готовых организовать турнир. Наверняка захотят встретиться с нами американцы, которые заранее приедут в Европу. Не исключаю, что и мы сами с помощью спонсоров сможем провести соревнования с небольшим призовым фондом. Скажем, Кубок "Внешторгбанка". На такой турнир, не сомневаюсь, приедут все сборные, которых мы пригласим.
Лев РОССОШИК |
Лейпциг - Москва |