ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
БРИГАДА "СЭ" ПЕРЕДАЕТ ИЗ ТУРЦИИ |
Властимил ПЕТРЖЕЛА
СИНДРОМ ДОСТИГНУТОЙ ЦЕЛИ НАМ НЕ ГРОЗИТ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Кадрие |
ДВА СОСТАВА НЕ ДАДУТ ДРУГ ДРУГУ РАССЛАБИТЬСЯ
Отель Attaleia Holiday, в котором остановился "Зенит", не имеет главного жилого здания. По всей территории разбросаны двухэтажные домики на 4 комнаты. Властимил Петржела расположился в том, что поближе к ресторану и тренажерному залу. Из окон открывается вид на море, откуда в эти дни дует штормовой ветер. А балконная дверь сродни волнорезу, который с задачей, впрочем, справляется не всегда.
Слухи о том, что чех раздобрел в отпуске, несколько преувеличены. Главный тренер вице-чемпионов России по-прежнему подтянут и импозантен. Правую руку украшают два браслета, левую - швейцарские часы, на шее висят две цепочки с золотыми кулонами разного дизайна. Довершает портрет тренера в турецком интерьере следующий штрих: мелодия его мобильного телефона - не что иное, как знаменитый вальс из фильма "Берегись автомобиля". Не исключено, что русская музыка каким-то образом помогает ему учить наш язык.
- Да-а, этот дождь с ветром совсем некстати, - качает головой Петржела. - Тренироваться невозможно, а ведь в сезоне нас ждут большие дела.
- Не боитесь последствий синдрома достигнутой цели - команда, выигравшая что-то серьезное, на следующий год не может найти мотивацию для повторения?
- В "Зените" такого не будет. Кержаков и Аршавин уже пережили звездную болезнь, подхваченную после 2001 года. Мы работали над тем, чтобы ее вылечить, - получилось. Сейчас "Зенит" - очень хорошая команда. На каждую позицию претендуют два человека, чего не было в прошлом году. Они не дадут друг другу работать спустя рукава. Потому что одиннадцать наших вторых не слабее одиннадцати первых.
- В команде действительно не осталось людей, которым грозит рецидив звездной болезни?
- Приходя в "Зенит", я вообще не знал, что здесь кто-то слишком высоко летает. Потом стал замечать: есть люди, которые говорят значительно больше, чем делают. В прошлом году они "выздоровели" - во втором круге мы были уже одной командой. Кто сейчас может подхватить вирус, даже не знаю. Быстров? Он совсем мальчик, но мы его ругаем на всякий случай, чтобы подобного не произошло. Денисов? Он очень амбициозен, работает на совесть, хочет стать лучшим в команде. Власов тоже почти ребенок, но рвется играть, хотя знает, что у него в конкурентах такие мастера, как Спивак и Ширл. В любом случае очень не люблю такого рода "болезней" в команде и постараюсь принять меры сразу, если такое случится.
- Вы сказали: "Ругаем Быстрова на всякий случай". Это единственный способ борьбы с зазнайством?
- Могу вызвать игрока к себе и поговорить один на один. После серьезной беседы тренера с футболистом проблем обычно не бывает.
НАДО СТАРАТЬСЯ ВЫИГРАТЬ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ТУРНИРА
- К чему следует стремиться игрокам "Зенита" после прошлогоднего второго места?
- К победе в четырех турнирах с нашим участием: в чемпионате России, Кубках страны, премьер-лиги и УЕФА.
- Вы считаете реальной борьбу за золото в национальном первенстве?
- В прошлом году нам ставилась задача занять место не ниже пятого, а мы оказались на втором. Да, есть в России и богатые, и сильные команды, но зачем нам заранее пасовать? Не вижу смысла.
- Вы довольны наличием в "Зените" двух равноценных составов. А что скажете о силе и слабости игровых линий команды?
- Если говорить о вратарях, то Малафеев - один из лучших голкиперов России, а Чонтофальски, занимавшийся в отпуске по моим рекомендациям, уже не тот, что был в прошлом году, поверьте. Он готов играть и конкурировать с коллегой. Оборону "Зенита" считаю лучшей в России. В полузащите собраны молодые и очень талантливые игроки, ну а в нападении у нас есть Кержаков. Его потенциал известен всем, и если он будет в два раза больше работать, станет суперфорвардом. Радует, что Кержаков чувствует конкуренцию со стороны молодых нападающих - это полезно для "Зенита". И в Раменском, и во Владикавказе, и в Казани мы побеждали без него, а значит - у нас есть кому забивать. К тому же пришел Кинцл, умеющий завершать атаки.
- Вы хотите сказать, что в вашей команде нет слабых мест?
- Я хочу сказать, что в моей команде нет слабых игроков.
- В прошлом году Петржела был для России загадкой. Теперь его знают. И стиль игры его команды - тоже. Вы намерены это учитывать?
- Учтем. Не впервой. Когда мы выиграли в двух первых турах у "Сатурна" и "Локомотива", все поняли: с нами надо действовать от обороны. И принялись нас побеждать. Пришлось перестраиваться, менять тактику и исполнителей. Нормальное явление в футболе.
ЖЕНА ОБЕЩАЛА ПРИЕЗЖАТЬ В ПЕТЕРБУРГ КАЖДЫЙ МЕСЯЦ
- Тренерский хлеб в России дается вам тяжелее, чем в Чехии?
- Прошлый год был самым тяжелым в моей жизни. Я пришел в команду, игроки которой совсем не понимали или понимали плохо. Это сейчас некоторые даже могут общаться со мной по-чешски, не говоря уж о русском, а тогда... Наметились проблемы из-за отношения старожилов к новичкам-иностранцам. Затем я сам пообещал выгнать из команды Кирицэ, если он не выучит русский, - и румын меня понял. Все время ощущалось сильное давление прессы. Понимаю, что нечто похожее происходит с тренером любого клуба, но в моем случае дело доходило до прямых публичных оскорблений. Меня сравнивали с темным, дремучим человеком, который ничего не понимает в футболе. Впрочем, не будем о плохом - почти со всеми своими критиками уже помирился.
- А друзья, не связанные с футболом, у вас в России появились?
- Без футбола мы так или иначе не познакомились бы, но я понимаю, о чем вы говорите. Да, есть два человека, с которыми могу сходить поужинать или в магазин, которые помогают мне в бытовых вопросах. Например, заплатить за Интернет. Один из них, кстати, журналист. Но вечная нехватка времени и мое постоянное пребывание на базе не позволяют назвать наши отношения дружбой в полном смысле слова. А с Боровичкой я дружить не могу. Владимир - очень хороший человек, но он мой помощник, а значит, дружеские отношения между нами невозможны.
- Жена не устала от вашей российской командировки?
- Это большая проблема, которую мне еще только предстоит решить. Зузанне очень тяжело. В Чехии она никак не может привыкнуть, что меня нет рядом, а ей самой трудно пока освоиться в России. Зато мне тяжело в отпуске: жена чуть ли не порхает вокруг меня, стремясь угодить любому желанию. Когда расставались с ней не так давно, Зузанна пообещала приезжать в Санкт-Петербург каждый месяц.