Газета Спорт-Экспресс № 18 (3396) от 27 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 января 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

ГОСТЬ "СЭ"

Хорхе СИТЕРСПИЛЕР

НЕ НАЗЫВАЙТЕ МАРАДОНУ МОИМ КЛИЕНТОМ

Этого гостя в редакции "СЭ" ждали с особым интересом. Футбольные агенты - не такие публичные фигуры, как игроки, тренеры или президенты клубов, поговорить с ними удается не каждый день. А тут еще и агент из Аргентины, один из самых авторитетных в международном футболе - достаточно взглянуть на переданный нам список футболистов, с которыми работает его фирма. Любопытство подогревала и информация о том, что в свое время Хорхе Ситерспилер работал с самим Диего Марадоной - более того, дружит с ним много лет, с детства.

Приехав в редакцию, аргентинец первым делом закурил толстенную сигару - как и положено важным персонам. Затем попросил включить подаренную нам юбилейную видеокассету, выпущенную к 25-летию его агентской деятельности. И настоял, чтобы обертка от подарка была брошена на пол через плечо, объяснив, что это на счастье - таков аргентинский обычай.

Пока на экране творил футбольные чудеса Диего Марадона, его давний друг и первый агент, попыхивая сигарой, отвечал на вопросы журналистов "СЭ".

- Что привело вас в Россию?

- На мой взгляд, ваш футбол сегодня - реальная сила. И настало время, чтобы установить серьезные отношения между российским и аргентинским футболом. Кстати, до тех пор, пока я не начал сотрудничать с мюнхенской "Баварией", в ней не было ни одного аргентинского футболиста. Я подумал: "Это же нонсенс, чтобы в таком солидном клубе не играли аргентинцы!" Полгода назад мы с партнерами привезли в Германию Мартина Демикелиса из "Ривер Плейт". К чему я про "Баварию"? К тому, что в ваших ведущих командах - "Локомотиве", ЦСКА, "Динамо" - тоже до сих пор нет ни одного футболиста с моей родины. Цель поездки - найти возможность исправить это упущение.

ОБЕЩАЮ УДИВИТЬ

- Насколько вы знакомы с нашим футболом?

- Меньше, чем хотелось бы. Конечно, есть сведения о сильнейших клубах, ведущих игроках, но я хочу знать намного больше. Не волнуйтесь: работу в каждой стране я начинаю с тщательного изучения всей доступной информации. Отныне вооружусь календарем и буду пристально следить и за вашим чемпионатом, и за игрой российских клубов в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. Если мы встретимся через год-два, вы будете поражены, каким я стану специалистом по России!

- Осведомлены ли вы о месте российского футбола в европейской и мировой табелях о рангах, о том, какого уровня игроки здесь нужны?

- Вполне. К тому же футбольный язык интернационален, его понять легко, в какой бы стране ты ни находился. Важно уловить особенности того или иного рынка. Когда начинаю переговоры с представителями какого-либо клуба, стараюсь вникнуть в их образ мышления, думать и принимать решения так, как это делали бы они. Конечно, большое значение имеет позиция тренера клуба. Тренеры и агенты должны работать совместно. А еще хочу пригласить первых лиц российских футбольных клубов к нам в Аргентину - пусть тоже посмотрят своими глазами, что такое наш футбол и что он может им дать.

- Вы работаете с игроками высокого уровня - такими, как Гульельминпьетро из "Болоньи", Крус из "Интера". Считаете, российские клубы смогут приобрести ваших футболистов?

- Нужно помогать игрокам идти вперед, развиваться. Посмотрите на Шевченко, хотя он украинец, а не россиянин. Какой огромный шаг вперед он сделал! И как теперь блистает в "Милане". Европейский рынок переполнен, игроки не имеют возможности себя проявить - для этого им попросту не хватает места. В Южной Америке больше классных игроков, чем вакансий в суперклубах. Почему бы не предложить их России, где они могут и заработать, и принести пользу, и сделать себе имя? Но я приехал вовсе не для того, чтобы завтра же начать заключать контракты. Когда моя фирма выходит на тот или иной рынок, мы делаем это не ради сиюминутной выгоды, а ради долгого и плодотворного сотрудничества.

Не забывайте и о том, что каждому футболисту требуется время для адаптации. Марадона привыкал к "Барселоне" целых три месяца! Платини первое время в "Ювентусе" не показывал игры привычно высокого уровня. Аналогичные проблемы были у Креспо в "Парме". А Крус? Можете себе представить, в "Болонье" деньги, потраченные на него, считали выброшенными на ветер. Словом, для того, чтобы найти хороший вариант и для клуба, и для меня как агента, необходимо собрать и проанализировать кучу информации.

- Кто посоветовал вам обратить внимание на Россию?

- Никто. Я сам решил: пора.

- Двадцать пять лет работаете агентом - и только теперь вдруг решили приехать к нам?

- У меня большое агентство. Мы уже наладили сотрудничество с Италией, Испанией, Германией. Теперь, думаю, настал хороший момент для выхода на российский и арабский рынки. Присутствующий здесь Густаво Герти, директор нашего международного отдела, отвечающий непосредственно за итальянский рынок, приехал со мной, чтобы оказать мне в России юридическую поддержку. Ведь я хочу работать отдельно с каждым клубом, с каждым президентом, с каждым спортивным директором.

- Сколько у вас игроков?

- Сегодня - 120. Но я же не один работаю. Есть много агентов, которые действуют от имени нашей конторы по соглашению.

- С игроками из каких стран работаете?

- Кроме Аргентины это Парагвай, Чили, Эквадор, Перу. Есть у меня партнер и в Уругвае - известный агент Пако Касаль.

- Нам вы принесли рекламный проспект и видеокассеты, а с чем приходите к президентам клубов?

- О, не переоценивайте этот проспект. Он рассказывает лишь о части деятельности моей конторы, о том, чего уже удалось добиться. Хотелось бы, чтобы обо мне судили не только по прошлым свершениям, а и по тому, что сделаю в будущем. Да, что-то получилось. Но это было вчера. А с этого дня начинаю работать над своим будущим в России.

- Откуда берете информацию об игроках?

- Получаю по своим каналам, а при личных встречах с руководителями клубов детально выясняю, в ком нуждаются их команды.

- Много отделов в вашей фирме?

- Довольно много: есть подразделения, отвечающие за высший дивизион, за второй, за молодежный футбол, есть международный отдел. Кто-то занимается Америкой, группы людей работают в Мексике и Германии, к последней подключены Голландия и Швейцария. 70 селекционеров отсматривают игроков на матчах. Недавно создали новый отдел - арабского рынка, а сейчас занимаемся созданием группы, которая будет отвечать за Россию и бывшие союзные республики.

- Сколько человек в вашем агентстве?

- 29. Многие из них служат в фирме давно, кое-кто - уже почти четверть века! У нас прекрасные отношения, иногда даже вместе проводим отпуск. Эти люди - моя команда. Без них я ничего не могу.

МАМА КОРМИЛА ДИЕГО И ВСЮ ЕГО КОМАНДУ

- Что побудило вас связать жизнь с футболом?

- Если скажу, что родился в футбольных раздевалках, это не будет преувеличением. Мой старший брат играл в футбол. Я был на всех матчах его команды, он повсюду возил меня с собой как талисман. Брат умер в 22 года... В 15 лет я стал секретарем молодежной команды родного города, потом перешел в менеджеры, а затем начал продавать игроков. Карьера пошла достаточно быстро, я стал самым молодым агентом в Аргентине. Мне было лишь 19. Таким образом, всю жизнь дышу футболом.

- Раз уж мы заговорили о детстве - помните, как познакомились с Марадоной?

- Прекрасно помню. Марадоне было 10 лет, мне - 12. После того как умер брат, я полгода не мог ходить на футбол и думал, что вообще никогда в жизни не вернусь на стадион. Но однажды друг уговорил сходить на матч детских команд "Аргентинос Хуниорс" и "Ривер Плейт". "Хуниорс" выиграли - 4:0, и все 4 мяча забил Марадона. А возглавлял его команду Франческо Корнехо, который в свое время тренировал моего брата. С того самого дня я стал их болельщиком. Замечательный тогда период у "Аргентинос Хуниорс" был - 250 матчей без единого поражения! Они выиграли молодежный чемпионат 8-го и 9-го уровней.

Я жил через дорогу от стадиона. Большинство ребят в команде были из бедных семей, вечно ходили голодные и с удовольствием заглядывали к нам домой перекусить. Постепенно это стало традицией: в пятницу мама становилась к плите, а в субботу, после матча, команда приходила к нам на обед.

- Марадона в том числе?

- Да, он ведь тогда был очень беден. Жил в нищем районе.

- А как вы стали его агентом?

- Очень просто. Я тогда учился на бухгалтера. Однажды Марадона сказал: "Раз ты так во всем разбираешься, займись моими делами". А в то время у нас агентская отрасль была плохо развита, и в случае чего игрокам даже обратиться было не к кому. Так Диего стал моим первым клиентом, а я - его первым агентом. Ему было 17,мне - 19.

- Как долго вы работали с Марадоной?

- До 1986 года, когда стал главным менеджером сборной Аргентины.

- Значит, вы, как и Марадона, чемпион мира?

- Не стоит преувеличивать мою роль. В Мексике я всего лишь отвечал за организационные вопросы. Главные творцы победы - всегда футболисты. Все остальные, в том числе менеджеры и агенты, должны понимать: они по большому счету обслуживающий персонал. Я не люблю хвастаться перед журналистами своими успехами. Пусть лучше за меня говорят мои дела.

- Какой он все-таки, Марадона? Чего только о нем не писали и не говорили...

- Если брать футбол, то он, на мой взгляд, самый великий игрок в истории. При том что до конца, как мне кажется, себя так и не реализовал. Если же говорить о нем как о личности, то, поверьте, на деле он очень простой человек. В семье, с друзьями - скромник, но в команде, на поле, в раздевалке всегда был настоящим лидером. А все его проблемы - они слишком личные, чтобы их обсуждать. Счастлив, что нас свела судьба. Марадона и без меня был бы Марадоной, а вот я без него едва ли стал бы тем, кем стал.

- Сигару, которую вы курите, часом, не он вам с Кубы прислал?

- (Смеется.) Нет, она из Доминиканской Республики. Кубинские, на мой вкус, крепковаты. А если серьезно, то мы с Диего знаем: если одному из нас что-то понадобится, другой в любой момент сделает все, чтобы помочь. Мы давно не сотрудничаем, но наши отношения - с тех, юных лет - переросли рамки футбола. Я считаю его своим братом, человеком, с которым мы всегда готовы были делить все. (Смеется.) Кроме женщин, конечно, - иначе как бы мы работали вместе?!

- Вы можете охарактеризовать Марадону одним словом?

- Это невозможно. Диего умел на поле все, но при этом постоянно стремился доказать, что совершенству нет предела. Вряд ли в обозримом будущем появится еще один такой футболист.

ТРИ МИЛЛИОНА НА УЛИЦАХ

- Часто общаетесь?

- Как вы знаете, Марадона давно обосновался на Кубе. А я полгода провожу в Аргентине, полгода - в Европе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с момента нашей последней встречи прошло уже несколько лет. Впрочем, долгая разлука не может повлиять на нашу дружбу. На праздник, посвященный двадцать пятой годовщине моей профессиональной деятельности, сам Диего приехать не смог. Зато там были его родители, которым я подарил специальный кубок - в знак благодарности за то, что они вырастили такого сына. Аналогичный приз вручил президенту Федерации футбола Аргентины, вице-президенту ФИФА Хулио Грондоне, который мне очень помог на первых порах.

- Правда ли, что Марадона не попал на чемпионат мира 1978 года из-за конфликта с капитаном той сборной Аргентины Даниэлем Пассареллой?

- Нет. Они всегда ладили друг с другом и, насколько я знаю, до сих пор поддерживают хорошие отношения. А в том, что Марадона пропустил то мировое первенство, виноват... его возраст. Хотя, на мой взгляд, даже 18-летний Марадона пригодился бы сборной.

- Несколько лет назад президент "Уралана" Кирсан Илюмжинов объявил, что хотел бы видеть Марадону в рядах своей команды и даже ведет переговоры.

- Правда? Честно говоря, впервые об этом слышу.

- Чем вы занимались после триумфального для сборной Аргентины ЧМ-86?

- Пять лет отдыхал от футбола. А в 92-м по совету бывшего одноклубника Марадоны Мигеля Бриндизи вернулся к работе футбольного агента. С тех пор с Божьей помощью мое агентство совершило около 300 сделок.

- Какое футбольное событие запомнилось вам больше всего?

- Никогда не забуду, как в Аргентине встречали сборную, ставшую чемпионом мира. Тогда, в 86-м, на улицы Буэнос-Айреса вышли три миллиона человек. Я ехал вместе с командой в автобусе и видел, что творилось вокруг. Это невозможно описать словами! А еще прекрасно помню, какой невероятный прием устроили Марадоне болельщики "Наполи", когда Диего приехал играть в Неаполь.

НИ СЛОВА О БРАКАМОНТЕ

- Наверное, Марадона был самым трудным вашим клиентом? Ведь очень непросто вести дела друзей...

- Диего был для меня не столько клиентом, сколько другом, братом. Марадона - часть моей души, моего сердца. И коммерция тут ни при чем. Так что работать с Марадоной мне, наоборот, было легче. Ведь, помогая такому человеку, ты делаешь это для него со всей страстью. Вот в начале беседы вы спросили: "Что привело вас в Россию?" Отвечаю: я чувствую страсть, желание реализовать себя и на вашем рынке. Для меня это очень важно. Некоторые агенты торгуют игроками и живут исключительно днем сегодняшним. У меня другой подход. В нашей фирме мы привыкли думать о будущем. Плотно работаем с молодыми футболистами, которые постепенно прогрессируют и вырастают в звезд. Например, Крус, дела которого я веду уже десять лет. То же самое касается и Гульельминпьетро. Сейчас в юношеской сборной Аргентины играет 17-летний Ариэль Кольсиела. Талантище! А нашел я его четыре года назад в глухой деревушке в 2000 километров от Буэнос-Айреса. Вообще, среди наших подопечных немало совсем юных дарований по 11 - 13 лет.

- Сталкиваетесь с конкуренцией со стороны других агентов?

- Да, но ни с кем проблем у меня не возникает. К конкурентам нужно относиться с уважением - чтобы уметь работать лучше, чем они.

- Знакомы ли вам такие фамилии, как Бракамонте, Густаво Пинто, Лильо, Пусинери?

- Да, я знаю этих футболистов. Но об их достоинствах и недостатках рассуждать не буду. Слишком уважаю моих коллег, которые сотрудничают в Аргентине с упомянутыми вами игроками.

- В прошлом году на переговоры в московский "Локомотив" приезжал аргентинский нападающий Альфредо Морено из "Бока Хуниорс". Вы имеете к нему какое-то отношение?

- Признаться, в первый раз о нем слышу.

- "Локомотив" давно пытается освоить аргентинский футбольный рынок. У вас есть контакты с этим клубом?

- Нет, об интересах "Локомотива" к аргентинским игрокам мне тоже слышать не приходилось.

- Тем не менее сегодня (в прошлый четверг. - Прим. "СЭ" ) у вас состоялась беседа с президентом "Локомотива" Валерием Филатовым, не так ли?

- Да, я действительно с ним встречался. О подробностях позвольте умолчать. Впрочем, если сам президент "Локомотива" захочет поведать в прессе о нашем разговоре, мне будет приятно.

- А с кем еще в России планируете встретиться?

- Это секрет.

- Вы хотите только продавать игроков в Россию или готовы работать и в обратном направлении?

- Почему бы нет?

ПОЛСОТНИ РЕПОРТЕРОВ НА ТРЕНИРОВКЕ

- Какой чемпионат, на ваш взгляд, самый сильный в мире?

- Тут двух мнений быть не может - итальянский.

- А что скажете об аргентинском первенстве?

- Думаю, оно ни в чем не уступает испанскому и английскому. А вот российское, полагаю, превосходит.

- Если честно, для нас прошлогодний выигрыш "Бока Хуниорс", пусть и по пенальти, Межконтинентального кубка стал неожиданностью.

- А я вот ничуть не удивился. Дело все в менталитете аргентинских футболистов, которые не жалеют себя и всегда выкладываются на поле целиком.

- Именно поэтому ваши соотечественники легко адаптируются в Европе?

- Вы правы. В той же Италии, где такой трудный чемпионат, аргентинцы чувствуют себя гораздо лучше и увереннее, чем, скажем, наши соседи-бразильцы. В среднем по статистике из четырех легионеров, выигрывающих "скудетто", трое - из Аргентины и лишь один из Бразилии.

В нашем национальном чемпионате выступать очень тяжело. Прежде всего потому, что к футболу в Аргентине приковано огромное внимание. Журналисты оказывают на игроков чудовищный психологический прессинг. В любом клубе на каждой тренировке дежурят минимум 50 репортеров! Что уж говорить об официальных играх... Особый интерес вызывают, конечно, дерби - такие, как "Бока Хуниорс" - "Ривер Плейт". О, это всегда событие! На трибунах свободных мест не увидишь. Без преувеличения могу сказать, что футболом в Аргентине живет вся страна - от матча к матчу, от тура к туру У нас семь радиостанций, которые с утра до вечера говорят только о футболе! А на телевидении ему посвящено 10 специальных программ. Какой канал ни включишь - повсюду футбол. Не только отечественный, но и итальянский, испанский, французский... Разумеется, показывают Лигу чемпионов и Кубок УЕФА. Когда приедете в Аргентину - сами убедитесь, что значит футбол для нашей страны.

- И как она пережила фиаско сборной на ЧМ-2002, когда та не смогла даже выйти из группы?

- Это была трагедия. Конечно, все ждали иного результата. К сожалению, ведущие футболисты, выступающие в зарубежных клубах, не успели набрать оптимальную форму. Поверьте, если все найти игроки приедут в сборную заранее и сумеют нормально подготовиться, я не вижу, что могло бы помешать Аргентине снова стать лучшей командой планеты.

КАК ПИТЬ ВОДКУ, ЗНАЮ

- Напоследок позвольте поинтересоваться: что за две красные веревочки висят на вашем левом запястье?

- Пару лет назад их подарили мне мамы двух моих друзей. На счастье. Это у нас традиция. Каждая веревочка завязана на три узелка, и когда в жизни случается что-то очень хорошее, один из них надо отрезать. Правда, пока я ни разу этого не делал.

- Неужели повода до сих пор не представилось?

- Просто считаю, что теперь они меня оберегают от сглаза. Я никогда ничего не прошу у Господа, кроме здоровья - для меня и моей семьи.

- Не замерзли в Москве?

- Нет. Я был закутан в теплую одежду с головы до ног.

- А русской водки для "сугрева" не пробовали?

- Что такое водка, я прекрасно знаю. Мои родители - из Польши, в Южную Америку они переехали много лет назад. И в свое время мама объяснила мне, как надо пить водку. В Аргентине ее обычно разбавляют соком или тоником. Но я-то знаю, как правильно...

Юрий БУТНЕВ,
Александр КРУЖКОВ,
Дина ЮРЬЕВА