ХРОНИКА |
В ноябре 2002 года приказом главкома Сухопутных войск, заместителя министра обороны России Николая Кормильцева начальником Центрального спортивного клуба армии была назначена Ольга Смородская. Вскоре после этого она посетила редакцию "СЭ", где четко сформулировала цель, которая перед ней поставлена: "Необходимо обеспечить нормальное управление клубом. С одной стороны - прозрачное, с другой - ориентированное, главным образом, на развитие спорта высших достижений".
Ольга СМОРОДСКАЯ
МЫ СДЕЛАЛИ ПРОЗРАЧНЫМИ ВСЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ ЦСКА
НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ САБОТАЖА
- Получается ли, Ольга Юрьевна? - поинтересовался корреспондент "СЭ" у Смородской при новой встрече.
- На мой взгляд, за это время нам коренным образом удалось изменить ситуацию в ЦСКА. Причем по всем направлениям. Приведена в соответствие с законодательством юридическо-правовая форма клуба. Отныне мы - Федеральное государственное учреждение Министерства обороны. А то до этого ЦСКА жил по положению Минобороны СССР 1987 года! Очень важно, что решили проблемы с арендаторами и добились полной прозрачности всех финансовых потоков клуба.
Кроме того, ни одна наша спортивная база не осталась без модернизации. Где-то сделали чуть больше, где-то - чуть меньше. Но, кажется, в ЦСКА уже все поняли: у нас никогда не будет неработающих тренажеров, сломанных подъемников для боксерских груш, устаревшего электронного оборудования в зале фехтования и т.д. В таком великом клубе, как ЦСКА, все должно функционировать и быть самого высокого качества.
- Одним из ваших первых шагов на посту начальника ЦСКА стал ремонт в армейском манеже, где было уложено суперсовременное олимпийское покрытие "Мондо"...
- Да, и аналогов в России нашему легкоатлетическому манежу нет. Без ложной скромности могу сказать, что нет отныне равных и фехтовальным залам ЦСКА, которые также заметно обновили. Во всех залах борьбы поменяли ковры, татами и маты, в бассейне - трамплины, а на крытых теннисных кортах уложили новое покрытие "терафлекс".
Как результат - теперь в ЦСКА проводится значительно больше соревнований. Мы совершили прорыв в отношениях с Госкомспортом, ОКР, спортивными федерациями, которые повернулись к нам лицом. После длительного перерыва нам доверили организовать чемпионат России по теннису, второй раз проводим юношеское первенство страны по легкой атлетике и турнир "Русская зима". В апреле в УСК ЦСКА состоится чемпионат мира по батуту. В те же сроки баскетбольному ЦСКА предстоял официальный матч, и у нас возникли некоторые сложности. К счастью, сумели урегулировать и этот вопрос.
- Вы не скрывали, как тяжело вам было на первых порах. Говорили даже, что имел место скрытый саботаж со стороны подчиненных. Трудности, похоже, позади?
- Если честно - не совсем. Балласт в клубе есть, по-прежнему случаются и элементы саботажа. Однако расстаться со многими из тех, с кем хотела бы, не могу. Особенно это касается старших офицеров - подполковников, полковников. ЦСКА - организация армейская, в ней свои законы и нюансы. Уволить отсюда военнослужащего непросто.
33 СУДЕБНЫХ ИСКА
- А почему в прошлом году своего мужа - мастера спорта международного класса по водному поло, который в последнее время трудился в преуспевающей нефтяной компании, - вы решили пригласить на должность руководителя плавательного бассейна ЦСКА?
- Мне срочно был нужен туда надежный человек. Я попросила мужа о помощи, и он эту тему, что называется, закрыл. Ведь ситуация с нашим бассейном оказалась крайне неприятная. С 1997 года он фактически был захвачен коммерческой структурой "Гринвей клуб". Дошло до того, что наши выдающиеся пловцы вынуждены были тренироваться в "Олимпийском". Мы возбудили судебное производство, ибо за столько лет по договору аренды от "Гринвей клуба" на счета ЦСКА ни разу не поступила оплата! Тяжба растянулась на год. Когда же наконец мы выиграли последний судебный процесс и пришли в бассейн с приставами, нас туда не пустили. "Решение суда? Ну и что?" - услышали мы. Пришлось вызывать охрану, только благодаря которой и смогли проникнуть внутрь. Всего же за 2003 год по различным поводам мы подали 33 иска - и ни одного дела не проиграли.
Кстати, 23 февраля плавательному бассейну ЦСКА исполняется 50 лет. И у нас есть люди, которые служат там со дня его основания! Мы устроим для них юбилейный вечер, обязательно пригласим и наших прославленных ветеранов.
- Насколько ваши ожидания перед приходом в ЦСКА совпали с действительностью?
- Иллюзий я не питала. Понятно, что был бы ЦСКА прозрачным, благополучным клубом - никто меня сюда не позвал бы. Я столкнулась с клубком разнообразных проблем. Сидела и думала, за какую же ниточку потянуть, где тот локомотив, который сумеет вытащить все остальное.
- Клубок распутали?
- Считаю, что да. Полностью. Главное - уже отлажена четкая система, кто и за что в клубе отвечает.
ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ СДАЕМ В АРЕНДУ НОЧЬЮ
- Как Министерство обороны реагирует на перемены в армейском клубе?
- Все позитивные изменения, которых за этот год удалось добиться в ЦСКА, без поддержки министра обороны и начальника Генерального штаба были бы невозможны. С их стороны мы постоянно чувствуем реальное внимание и заинтересованность. Вот только отечественный спорт сейчас организован так, что, кроме Министерства обороны, остальным структурам до ЦСКА, увы, дела нет.
- За счет чего ЦСКА зарабатывает деньги?
- Мы оказываем платные услуги населению. Правда, на этот счет появилось много спекуляций. Хочу расставить точки над i. В СДЮШОР ЦСКА все без исключения дети занимаются бесплатно. Так было, есть и будет. Но если ребенка туда зачислили, а спустя пару лет он перестал соответствовать этому уровню, его теперь никто из ЦСКА не выгоняет. Он может продолжать тренироваться для своего удовольствия. Разумеется, уже в другой группе на коммерческой основе. За символические, подчеркиваю, по нынешним меркам деньги - в районе 200 рублей в месяц. В аналогичную сумму обходятся занятия и в группах начальной подготовки.
Полагаю, это справедливо. В ЦСКА не просто спортивные секции - а школы олимпийского резерва! И немалые бюджетные средства мы должны тратить действительно на талантливых детей, которые имеют шанс вырасти в будущих спортсменов.
Загвоздка вся в том, что, развивая спорт высших достижений, ты имеешь команду мастеров, дубль, детскую школу - и комплекс в итоге занят чуть ли не круглые сутки. Конечно, можно пойти иным путем - сделать ставку не на 34 вида спорта, как сейчас в ЦСКА, а, допустим, на 8. Освободившееся время отдать фитнесу, тогда эти 8 видов спорта навсегда забудут о финансовой неурядице. Но у нас-то их 34, и почти в каждом спортсмены минимум европейского класса. Но и детей отсечь нельзя - надо же готовить смену.
- Какой же выход?
- Во-первых, часть услуг мы оказываем ночью. Например, находятся желающие арендовать на ночь ледовый Дворец ЦСКА - для катания на коньках и игры в хоккей. Во-вторых, проводим различные коммерческие мероприятия в те дни, когда наши объекты пустуют - например, команда уехала на матч в другой город либо проводит сбор на базе. В общем, каждую свободную минутку стараемся использовать с толком. Так и живем...
- Вы упомянули о 34 видах спорта. Но раньше, по-моему, в ЦСКА их было на два меньше?
- Верно. К нам добавились мини-футбол и горные лыжи. В прошлом году в парковой зоне на Рублевском шоссе мы открыли детскую горнолыжную школу. Пригласили хороших тренеров. Лет через пять, надеюсь, и у нас появятся свои первые звездочки. Кстати, после капитального ремонта снова начал действовать и спортивный интернат ЦСКА, где собрано около 70 юных атлетов со всей страны.
ФИНАНСИРОВАНИЕ СПОРТА В РОССИИ ОРГАНИЗОВАНО НЕПРАВИЛЬНО
- Что представляет собой бюджет ЦСКА на 2004 год?
- Пока он не утвержден, так что сумму назвать не могу. Но в 2003-м бюджет составил около миллиона долларов. Это средний уровень финансирования, близкий скорее к минимальному.
- А какие цифры, на ваш взгляд, были бы оптимальными?
- В тридцать раз больше.
- Боюсь, в ближайшее время рассчитывать на это вам едва ли суждено...
- Да я и не рассчитываю. Даже нынешний - олимпийский - год ничего для ЦСКА с материальной точки зрения не изменит. Это печально. Вообще, по моему глубокому убеждению, финансирование спорта в России организовано неправильно.
- Смело сказано.
- Очевидно, что на весь спорт в стране Госкомспорту денег не хватает. Но ведь есть же еще региональные спортивные комитеты, однако их финансовые потоки ведомство Вячеслава Фетисова никак не контролирует, что мешает ему проводить реальную политику в области спорта. Уверена, это ключевой вопрос развития отечественного спорта!
Вот пример. У Госкомспорта свой бюджет, у Москомспорта - свой. И они, как те параллельные прямые из школьного учебника, никогда не пересекаются. Такого быть не должно. В прошлом году бюджет Госкомспорта составил 4,8 миллиарда рублей. А Москомспорта - более 5,5 миллиарда, из которых ЦСКА получил, наверное, миллионов шесть.
- Рублей? Долларов? Евро?
- (Усмехнувшись.) Рублей, рублей... К тому же сумма эта складывается за год из затрат на спортсменов ЦСКА, которых сам же московский комитет и вызывает на сборы. Ну так не вызывайте! Пусть они спокойно тренируются в армейском клубе, благо для этого у нас все есть. Но нет, спортсмены позарез нужны прежде всего Москомспорту - для зачета.
Ей-богу, у меня в голове не укладывается, как при столь мощном бюджете можно абсолютно не помогать нашему клубу? Хотя бы в виде стипендий талантливой молодежи, которую сами привлекаете на сборы. На ЦСКА, однако, внимания не обращают. Чему способствует в первую очередь неработающий закон о спорте.
- Но скоро собираются принять новый вариант этого закона.
- Его готовят в дикой спешке, он еще слишком сырой. Я читала этот документ - замечаний набралось страниц на десять. Говорила об этом в Госкомспорте на совещаниях, которые были посвящены обсуждению нового закона. "Учтем", - сказали мне. И... пока ничего не изменилось.
- А с Фетисовым беседовали?
- Не раз. Получила полную поддержку. Но воз и ныне там. Жаль, что богатый опыт ЦСКА не востребован ни в Совете по спорту при президенте России, ни в комиссии по разработке закона о спорте. А вот если бы региональным спортивным ведомствам было законом предписано оказывать финансовое содействие всем организациям, включая даже АО, которые приносят стране медали на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх, не замечать и не считаться с ЦСКА было бы нельзя.
- Олимпиада в Афинах - не за горами. Вы довольны, как идет подготовка армейцев?
- ЦСКА располагает отличными спортивными базами, и не только в Москве. И для меня, признаться, загадка, почему федерации зачастую предпочитают проводить сборы там, где условия гораздо хуже. Какая от этого польза? Я неоднократно поднимала данный вопрос на совместных коллегиях. Почему в ЦСКА не проводятся сборы по легкой атлетике, если армейский манеж объективно лучший в стране? Вместо этого команда едет в Волгоград, где нет олимпийской дорожки "Мондо", на которой пройдут Игры-2004, да и в остальном база не чета нашей.
МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ "ПЕСЧАНКА"
- Вас устраивает, как строятся отношения с тремя армейскими китами - ПФК ЦСКА, БК ЦСКА и ХК ЦСКА?
- В целом, да. Мы выстроили взаимоотношения "большого" ЦСКА с профессиональными клубами. Однако есть еще и нерешенные проблемы. Футбол и баскетбол сейчас радуют болельщиков ЦСКА. Надеюсь, преодолеют спад и хоккеисты.
- Вопрос, не претендующий на оригинальность, но актуальность от того ничуть не потерявший, - реконструкция стадиона на Песчаной когда-нибудь начнется?
- Конечно, футбольному клубу необходим свой стадион. Работа в этом направлении ведется давно. Но все упирается в правовые коллизии. Вышел новый закон о земле. Теперь всем федеральным государственным учреждениям, к коим относится и ЦСКА, земля оформляется в бессрочное пользование. Земля же на Песчаной находится в срочном пользовании - у нас подписан соответствующий договор с Москомземом. Обратились за переоформлением этого договора, чтобы привести его в соответствие с законом. В Москве, однако, подобная процедура до сих пор не разработана. Вот и ждем. Потому что нашему зарубежному инвестору, которого нашел Евгений Гинер, необходима полная ясность в вопросе о земле. Тем не менее надеюсь, что летом наконец-то приступим к строительству.
- Матчи баскетбольной Евролиги с участием ЦСКА по-прежнему не пропускаете?
- Да, и получаю от них огромное удовольствие. Только однажды не смогла прийти - заболела.
- Любопытно, а какой-нибудь вид спорта вы открыли для себя заново за минувший год?
- Легкую атлетику. Это что-то необыкновенное! Вырвалась на три дня в Париж, где проходил чемпионат мира. Лето, жара, пробки - но огромный стадион неизменно был переполнен. Даже из ложи VIP порой смотрела соревнования стоя - свободных мест не было ни там, ни на трибунах. Откровенно говоря, и не представляла, что легкая атлетика - настолько красивое, захватывающее зрелище.
- Если бы к вам "прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете" - о чем вы его попросили бы?
- Себе - здоровья. А то потеряла его тут уже немало. Клубу же нашему попросила хотя бы чуть-чуть внимания со стороны различных спортивных функционеров. И тогда, поверьте, он вообще расцветет.
Александр КРУЖКОВ