Газета Спорт-Экспресс № 29 (3407) от 9 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 февраля 2004 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

НА РАЗМЫШЛЕНИЯ - ТОЛЬКО МЕСЯЦ

Два заключительных дня будапештского чемпионата принесли российским фигуристам золотую и бронзовую награды. Татьяна Навка и Роман Костомаров впервые в жизни победили в турнире танцоров, а вице-чемпионка Европы-2003 Елена Соколова стала третьей в состязаниях женщин. Всего на счету нашей команды по две медали каждого достоинства.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Будапешта

ПРОВАЛЕННЫЙ ДЕБЮТ

Как говорил Штирлиц, запоминается последнее. Последней неприятностью для нас на чемпионате Европы стали итоги женского финала. Дебютантки сборной 17-летние Кристина Обласова и Татьяна Басова заняли соответственно 16-е и 18-е места, а это означает, что на следующем первенстве континента Россия будет представлена всего двумя одиночницами. Так что руководству команды нужно срочно задуматься о перестановках в составе.

- И от Кристины, и от Тани ждали другого выступления, - сказал работающий с ними наш знаменитый тренер Виктор Кудрявцев. - Несмотря на отсутствие опыта участия во взрослых соревнованиях, они обязаны были быть в десятке. Даже если брать во внимание чрезмерно жесткое судейство, на которое, знаю, ссылается Обласова, это непростительный провал. Такое катание можно оправдать, когда дебютанту 14 лет. У нас же не тот случай. Тем более что Обласова еще три года назад была чемпионкой мира среди юниоров.

Замена есть. Очень велик шанс, что на чемпионат мира в Дортмунд может быть допущена еще одна ученица Кудрявцева - Юлия Солдатова. Начала серьезно тренироваться Ирина Слуцкая, которая, по ее словам, полна решимости претендовать на место в команде. Есть, наконец, Виктория Волчкова, которая сразу после чемпионата России ушла от Елены Чайковской к Марине Кудрявцевой. По некоторым данным, новому тренеру предлагали даже обсудить участие фигуристки в чемпионате Европы, но Кудрявцева отказалась наотрез, сказав, что с подобными программами Волчкова совершенно неконкурентоспособна. А что будет после смены композиций, судить рано.

Так что Соколова оказалась в Будапеште единственной российской одиночницей, к которой в субботу не было ни единой претензии. Два каскада 3+3 (лутц-тулуп и сальхов-тулуп), а также чисто выполненная программа в целом (правда, с двойным лутцем вместо тройного) принесли Елене второе место в произвольной композиции и третье в общем зачете.

Программа, правда, была прошлогодней, что всегда является минусом для спортсменки такого уровня. Соколова сделала новую произвольную композицию ("Не отрекаются, любя") и даже выступала с ней, но на отказе от нее настоял тренирующий и Елену Кудрявцев.

- Я с самого начала понимал, что музыка "Не отрекаются, любя" для Соколовой не подходит, - объяснил он. - На первых же прокатах очень внимательно смотрел, как воспринимает композицию публика, - и только утвердился в своей правоте. Лена потрясающе умеет зажечь публику. А вот с лирикой отношения сложнее - не ее это. Поэтому и принял волевое решение: сказал, что с этой музыкой Соколова кататься не будет. Времени на новую постановку у нас уже не было, так что ограничились тем, что усилили старую программу по элементам.

О неудачном выступлении вице-чемпионки Европы в короткой программе я уже писала. Сама фигуристка не пыталась оправдаться. Призналась, что излишне осторожничала, вот и не сумела настроиться на борьбу. Но и не унывала:

- Когда я побывала на опере "Князь Игорь" в театре, сразу поняла суть роли, которую предстоит катать: мне надо во что бы то ни стало соблазнить князя, заставить его предать родину. А в этот раз соблазнить не получилось. Наверное, отчасти был виноват первый стартовый номер. До последнего думала о том, что надо сделать каскад из двух тройных, однако не вышло. Видимо, раздумья помешали.

Соколовой нельзя не отдать должное. После того как год назад она ворвалась в элиту, выиграв серебряные медали на европейском первенстве в Мальме и на чемпионате мира в Вашингтоне, спортсменку, случалось, упрекали в недостатке артистизма. Но в бойцовском характере ей не откажешь. Поэтому в успешном выступлении своей подопечной в финале Кудрявцев почти не сомневался.

- Лене было нечего терять. Цель бороться за золото после короткой программы ушла, так что оставалось реабилитировать себя перед публикой и судьями. Я знал, что она не дрогнет. Вот только окончательное распределение мест в произвольной программе должно было, на мой взгляд, быть иным. Юлия Себестьен с таким прокатом ни в коем случае не могла выиграть даже у Ляшенко.

Победа в произвольной и, как следствие, в чемпионате в целом, первая за всю историю венгерского женского одиночного катания, досталась Себестьен только благодаря родным стенам. Эта фигуристка, обладающая, вне всякого сомнения, самыми мощными и красивыми прыжками в мире, на сей раз дрогнула: ограничилась каскадами 3+2 и сдвоила один из тройных. Если бы судьи руководствовались соображениями Кудрявцева, то чемпионкой стала бы Елена Ляшенко. Но у них были иные соображения.

Возможно, по мнению арбитров, Ляшенко просто не хватило веса предыдущих заслуг. 27-летняя украинка лишь в этом сезоне стала показывать по-настоящему стабильное катание. До этого ей удалось только однажды - в 1995-м - стать бронзовым призером на чемпионате Европы в Дортмунде. Не в пользу Соколовой (помимо шестой позиции в короткой программе) могло сыграть неудачное начало сезона. Елена то поправлялась, то худела (скачки веса были следствием большого количества инъекций всевозможных препаратов при лечении травмы), не попала в финал "Гран-при". Короче, судьи решили, как решили.

Венгрия вообще произвела фурор в женском катании. Куда сенсационнее, чем победа Себестьен, выглядело 4-е место 18-летней дебютантки взрослого турнира Виктории Павуйк, показавшей прекрасное катание с полным набором тройных прыжков и каскадов. Не попасть в число призеров этой спортсменке помешало лишь то, что уровень выступлений всех спортсменок сильнейшей группы был таким, что даже столь опытные тренеры, как Кудрявцев, не брались предсказать, как может сложиться женская борьба в Дортмунде. Тренер, правда, подчеркнул, что они с Соколовой намерены участвовать в этой борьбе самым активным образом.

ФЛАГ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Победа в танцевальном турнире Татьяны Навки и Романа Костомарова считалась сама собой разумеющейся еще до начала чемпионата. А тут еще третье место в оригинальном танце прошлогодних вице-чемпионов Европы Албены Денковой и Максима Ставийского полностью обезопасило россиян от возможности проиграть. Болгарский дуэт допустил незначительную ошибку в дорожке шагов, что обычно прощают танцорам такого уровня, но готовность, с которой ухватились за оплошность судьи, для всех, кто хоть немного знаком с танцевальной кухней, выглядела вполне недвусмысленной. В какой-то степени это подтвердил и уже экс-чемпион Европы Илья Авербух:

- Подводные течения видны невооруженным глазом. Третье место Албены и Максима обезопасило не только российский дуэт - от болгар, но и украинский - от французов. Однако это, как вы понимаете, недоказуемо.

Доказать действительно невозможно, но наблюдать интересно. Год назад на чемпионате Европы в Мальме мне довелось выслушать занятные рассуждения одного человека, косвенно задействованного в судейской работе. Мол, золото Лобачевой и Авербуха было подстраховано поддержкой болгарского судьи в обмен на серебро Денковой и Ставийского. А Навка с Костомаровым остались третьими, хотя на том чемпионате они ничем не уступали соперникам. "Увидишь, - сказал тот человек, - как только Лобачева и Авербух оставят любительский спорт, болгары тут же перестанут выигрывать у российской пары. Не та у них страна. Тем более что Албена с Максимом тренируются в Одинцове у российского тренера, которому создают там все условия для работы. Но могут ведь и перестать создавать..."

Ни в коем случае не хочу сказать, что результаты первой тройки будапештского танцевального турнира оказались подтасованными. Однако очевидно, что по-настоящему недосягаемыми лидерами Навка и Костомаров пока не являются. Спас российский флаг. Катайся под ним болгары, золото досталось бы им.

Выступление этих двух дуэтов в произвольной программе, как отметил Авербух, сидевший за комментаторским столиком, было равным настолько, что даже компьютеры первоначально высветили на мониторах соотношение 4:5 не в пользу россиян. И тут же эта информация пропала...

В ТАНЦАХ НАХРАПОМ НА ПЬЕДЕСТАЛ НЕ ВЪЕХАТЬ

Лучшего (и к тому же совершенно беспристрастного) собеседника для обсуждения итогов танцевального финала, чем Авербух, пожелать было невозможно. Поэтому я и обратилась к нему за общим комментарием.

- Я согласен с тем, как распределились места на пьедестале, - сказал он. - Но вместе с тем не могу не признать, что уровень танцев в целом снизился. Это видно даже из судейских оценок. Ведь нам с Ириной всего год назад выставляли "шестерки". Или вот еще что бросилось в глаза: во время танцевального финала зал впервые за все дни чемпионата был переполнен, но никому не пришло в голову аплодировать чемпионам стоя, как это было после состязаний мужчин.

Имеет место и кризис жанра. Если руководствоваться реакцией публики, то ей больше всего понравился английский дуэт - брат и сестра Керр. Они заняли 10-е место, что само по себе прекрасный результат для дебюта. Но самое главное - Керры уже имеют свое лицо, демонстрируют свои личные и довольно интересные находки. А вот три пары в сильнейшей разминке - болгары, украинцы и французы - делали одну и ту же поддержку, которую, между прочим, вообще придумали не танцоры, а парники Леонова и Хвалько (Елена Леонова и Андрей Хвалько - двукратные чемпионы мира среди профессионалов. - Е.В.) . Ерунда вроде, но в какой-то степени она говорит о том, что спортсмены и тренеры идут по пути наименьшего сопротивления. На протяжении финала меня не покидало ощущение, что все это я уже видел. Молодцы Навка и Костомаров, не ставшие работать в драматическом жанре, который, если честно, уже сидит в печенках.

- Тем не менее многие упрекают чемпионов в том, что их танец недостаточно сложен технически.

- Таня и Рома действительно могли бы сделать его более сложным. И расклад судейских голосов в финале - серьезный звоночек. У этого дуэта есть одно неоспоримое преимущество: они очень красивые партнеры. Но на одной эстетике долго не продержаться. Впрочем, не думаю, что Навке и Костомарову будет сложно побороться за золото в Дортмунде. Более того, я почти уверен, что они его завоюют. Сложнее предугадать, кто займет там второе и третье места. К борьбе за медали наверняка подключатся американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто. Хотя чемпионаты мира в Европе, как правило, складываются для представителей США не очень успешно: они привыкли к иной поддержке зала.

- А что скажете о втором эшелоне танцоров?

- Хорошо смотрелся израильский дуэт Галит Хаит и Сергей Сахновский. Ребятам, правда, до сих пор аукается чемпионат мира-2002 в Нагано, на котором они не совсем справедливо получили бронзу. Но об этом же нельзя сказать официально. Поэтому запущен некий стереотип, что израильтяне не умеют кататься. Умеют они кататься. И лицо свое у них есть. И очень сложный произвольный танец. Французский дуэт тоже хорош, но класс у Гали с Сергеем повыше.

Если говорить о втором и третьем российских дуэтах, то их результаты - 7-е и 8-е места - более чем достойные. Красивая пара Оксана Домнина - Максим Шабалин. Поразили Светлана Куликова и Виталий Новиков: за столь короткое время совместной работы выйти на такой уровень... Особенно понравился их рок-н-ролл - это был один из самых точных оригинальных танцев. По крайней мере я вижу рок-н-ролл именно так. Занять более высокое место они, будучи дебютантами, вряд ли могли: сперва нужно "обрасти мясом" в этой среде. Как "обросли" итальянцы Файелла - Скали.

- Вы говорите это, как человек, который сам много лет простоял в танцевальной очереди?

- Да, наверное. Но то же самое вам скажет любой танцор. Нельзя в танцах нахрапом въехать на пьедестал почета. Такое случилось лишь однажды, когда Анжелика Крылова и Владимир Федоров с первой попытки стали бронзовыми призерами чемпионата мира. Но поскольку это было сделано, скажем так, несколько искусственно, то через год их отодвинули на 6-е место, а потом пара вообще распалась.

ЧТО БУДЕТ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА?

Непредвиденные неприятности российской сборной в Будапеште, следствием которых стали всего две золотые медали - неплохой, но все же слегка разочаровывающий результат, - отнюдь не повод для пессимизма. Хочется верить, что за месяц, оставшийся до чемпионата мира, все наладится. Сколько бы ни говорилось о подавляющем превосходстве китайских пар, нам есть что им противопоставить. В конце концов, где гарантия того, что чемпионы мира Шень Сюэ - Чжао Хонбо сумеют выступить столь же вдохновенно, как год назад в Вашингтоне, где фигуристы подняли публику с мест за 40 секунд до конца программы? Такие прокаты скорее исключение, чем норма. Поэтому и помнятся долго.

Брайан Жубер заслуживает восхищения уже потому, что он стал тем самым спортсменом, которому удалось вернуть интерес к состязаниям одиночников-мужчин. Но если отбросить эмоции, то нельзя не видеть: кататься столь же мощно и вдохновенно, как умеет Евгений Плющенко, француз еще не готов. Собственно, разговоры о чудодейственном влиянии на Жубера олимпийского чемпиона Солт-Лейк-Сити Алексея Ягудина - не более чем неосознанное желание новой интриги в мужских турнирах с их приевшимся однообразием.

Ягудин, которому удалось дозвониться в Кливленд, где в дни чемпионата гастролировали Stars on Ice, и сам сказал:

- Мне было крайне интересно работать с Брайаном. Но это продолжалось не настолько долго, чтобы говорить о серьезных результатах. У нас не было возможности ни вносить изменения в технику прыжков, ни разучивать что-то новое. Удалось, как мне кажется, добиться несколько другого подхода к катанию: Брайан стал скользить между прыжками, тогда как до этого большей частью просто бегал. Я бы очень хотел приехать в Дортмунд в дни, когда там будут соревноваться мужчины. Пока эти планы выглядят реальными, и я даже заказал билеты. После окончания своего тура вновь займусь тренерской работой с Жубером. На этот счет у меня уже есть договоренность с Французской федерацией фигурного катания. Но делаю это вовсе не для того, чтобы, как иногда пишут, подготовить соперника Плющенко. Просто благодаря этой работе, которая оказалась для меня потрясающе интересной, наконец перестал испытывать ностальгию по любительскому спорту. А ведь она мучила меня весь прошлый год.

Чемпионат Европы по фигурному катанию. Будапешт. Танцевальные дуэты. Произвольная программа. 1. Татьяна НАВКА/Роман КОСТОМАРОВ (Россия) - 1,0. 2. Албена Денкова/Максим Ставийский (Болгария) - 2,0.3. Елена Грушина/Руслан Гончаров (Украина) - 3,0. 4. Изабель Делобель/Оливье Шенфельдер (Франция) - 4,0. 5. Галит Хаит/Сергей Сахновский (Израиль) - 5,0. 6. Фредерика Файелла/Массимо Скали (Италия) - 6,0. 7. Оксана ДОМНИНА/Максим ШАБАЛИН - 7,0. 8. Светлана КУЛИКОВА/Виталий НОВИКОВ (все - Россия) - 8,0.

Итоговый зачет. 1. НАВКА/КОСТОМАРОВ - 2,0. 2. Денкова/Ставийский - 4,6. 3. Грушина/Гончаров - 5,4. 4. Делобель/Шенфельдер - 8,0. 5. Хаит/Сахновский - 10,0. 6. Файелла/Скали - 12,0. 7. ДОМНИНА/ШАБАЛИН - 14,0. 8. КУЛИКОВА/НОВИКОВ - 16,8.

Одиночное катание. Женщины. Произвольная программа. 1. Юлия Себестьен (Венгрия) - 1,0. 2. Елена СОКОЛОВА (Россия) - 2,0. 3. Елена Ляшенко (Украина) - 3,0. 4. Виктория Павуйк (Венгрия) - 4,0. 5. Каролина Костнер (Италия) - 5,0. 6. Сюзанна Пойкио (Финляндия) - 6,0... 15. Кристина ОБЛАСОВА - 15,0. 16. Татьяна БАСОВА (обе - Россия) - 16,0.

Итоговый зачет. 1. Себестьен - 1,5. 2. Ляшенко - 4,0. 3. СОКОЛОВА - 5,0. 4. Павуйк - 5,5. 5. Костнер - 7,5. 6. Пойкио - 8,0... 16. ОБЛАСОВА - 22,5... 18. БАСОВА - 24,0.