Газета Спорт-Экспресс № 33 (3411) от 13 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 февраля 2004 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛИЧНОСТЬ

С ПРИВЕТОМ ОТ ВОЖДЯ НАРОДОВ

Марк РОЗИН.Мы познакомились по телефону и так три года и общались. Каждый раз Марк Борисович жаловался на тяжкие болезни, добавляя, что "крыша, слава Богу, на месте". И только перед 95-летним юбилеем, который он отмечает 19 февраля, я выехал для очного знакомства. И увидел не только "здоровый дух", но и крепкое тело.

ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"

РОЗИН Марк Борисович

Родился 6 (19) февраля 1909 года в Смоленске. Спортивный организатор. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны. Начальник отдела массового и детского футбола спорткомитета СССР (1948 - 1978). Один из основателей клуба "Кожаный мяч".

Когда-то о таких благоговейно говорили: "Он Ленина видел". Розин действительно видел Ленина. Один, наверное, из немногих живущих на свете. А еще в 30-е организовывал знаменитую московскую команду "Крылья Советов", с 38-го работал в Спорткомитете СССР, в войну был комиссаром дивизионной разведки, собрал партизанскую дивизию на Брянщине (местные называли его "бургомистром"), потом организовал "Кожаный мяч", ездил со сборными СССР руководителем делегации, а когда вышел на пенсию, инспектировал матчи.

С ЧЕМОДАНОМ АРТЕМЬЕВА

- Пережил две революции. Помню, юнкеров стреляли - мы мальчишками ходили смотрели. На Красной площади видел, как Ленин отправлял войска на фронт. А в футбол начал играть еще в школе номер 9 имени Эдисона. Престижная была школа - со мной учились сын Сталина Яков, артист Плятт, Вероника Полонская... Сыновья Троцкого были в классах постарше.

- Какой был тогда футбол?

- В 20-е годы мы ходили пешком с Красной Пресни смотреть футбол на стадион КФС - там, где сейчас манеж Знаменских. Часа полтора топать. Футбол был совсем другой. Защитники стояли и отбивались. Даже знаменитые Александр Петрович Старостин или Михаил Рущинский дальше средней линии не выходили!

- С мячами, формой проблемы тогда, наверное, были?

- Были. Но в 20-е уже открывались спортивные магазины. И там работали футболисты. Например, знаменитый полузащитник, а потом тренер Костя Квашнин был директором магазина в переулке рядом с Петровкой, а продавцами работали другие игроки его команды. Бутсы тогда делали на заказ. Была мастерская на Сивцеве Вражке - там и я себе заказал. А вот для "Красной Пресни" бутсы шил Артемьев Иван Тимофеевич.

- Вы и с братьями Артемьевыми были знакомы?

- Я жил рядом с ними. А Петру Тимофеевичу (капитан сборной СССР в 1926 году - Прим. А.Б.) носил чемодан на стадион. Он работал в бюро райкома комсомола, отвечал за работу с молодежью. Кабинет его был на бирже труда подростков (там, где сейчас Некрасовская библиотека). Выстраивались к нему сотни мальчишек! Пришел и я, когда окончил школу. Он нас с одним парнем отправил в ученики к парикмахеру Петухову. Тот нас обматерил - на кой вы нужны! - и поставил полы мыть. Тогда Артемьев определил меня на завод ДУКС. Затем в 30-м я перешел на авиамоторный завод имени Фрунзе. Работал фрезеровщиком а потом по комсомольской линии (комсомольцев было на заводе 2000 человек) отвечал за самодеятельность и спорт. В моем ведении была и команда "Крылья Советов". Хорошая была команда. У нас Саша Севидов играл, Николай Чернов, вратари Александр Головкин и Петр Архаров...

В "ОЧКО" НА ТРОФЕЙНЫЕ ДЕНЬГИ

- Вот забавный случай, - продолжает Розин. - В войну футболисты "Крылышек" были освобождены от армии (кроме Баскова Ильи - он погиб, был шофером у командующего фронта). А я был комиссаром дивизионной разведки. В июле 41-го набирал разведчиков... в тульской тюрьме! Конечно, не из рецидивистов. Забросили нас за линию фронта. Зимой 41-го взяли немецкий штаб, и нас представили к ордену Ленина. Но командир дивизии сказал: "Что?! Да этот орден доярки получают!" И всем дали Красного Знамени. И вот в 42-м я прилетел получать награду. А в общежитии, где мы остановились, как раз жила наша команда "Крылья Советов". Со мной было две сумки, набитые деньгами, - мы их забрали из управы, которую разгромили, и привезли сдавать государству. Сколько там было, не знаю - сбился со счета. Так вот. Пришел - футболисты играют в карты, в "двадцать одно". Уговорили и меня, хотя я никогда не играл (у меня отец - картежник, проигрывал все, поэтому я эти карты не перевариваю). Ну, я как начал срывать банки! Обыграл их вчистую! Севидов подходит: "Марк Борисыч, мы же только получку получили..." Отвалил я им денег, сколько они проиграли, да сверху дал столько же! После, когда с Сашкой встречались, вспоминали, смеялись... У него в Молдавии сын Юра, в 16 лет играл в команде. Я Сашке говорил: "Зачем ты его мучаешь? Рано ему еще!"

- Что значит "мучаешь"?

- Пацан ведь! Я, когда работал в детском футболе, бился за то, чтобы в команды мастеров не брали несовершеннолетних. Потому что большой футбол, если туда придешь раньше времени, может сломать - и физически, и морально. Сейчас в особенности. Вот посмотрите: Марат Измайлов - сплошные травмы!

"РАСПИШИТЕСЬ ЗА СТРЕЛЬЦОВА"

- Насчет "физически" - ясно, а вот морально...

- Да попадают в компанию, где денежки уже... А сами еще не готовы. Вот Стрельцов - тоже жертва. Я же был председателем партийной комиссии по расследованию этого дела. Какая ерунда, что якобы Фурцева его посадила, потому что на дочке ее не хотел жениться! А дочке-то было тогда 15 лет! Со Стрельцовым наши пути не раз пересекались. Впервые я увидел его в команде "Фрезер". Пацан - но играл уже за первую мужскую. Одной ногой всех делал! Потом я с "Торпедо" поехал в Швейцарию. Там посещали часовой завод - и всем подарили часы. Ребята их загнали, когда вернулись. У меня, правда, остались - до сих пор ходят! Эдик и говорит директору фирмы: "А если я ими по воротам ударю - не остановятся?" Тот: "Нет! Вот мои часы, золотые!" Приехали на тренировку, швейцарец привез кинооператоров - рекламу, наверное, хотел снять. Стрельцов подбросил и - по воротам! Не сломались. Там же, в Швейцарии, Эдик пропал однажды. Искали его, искали, а он полдня сидел слушал пластинки в магазине. Такой наивный был пацан...

Следующая встреча была уже после тюрьмы. Еду руководителем делегации сборной. Стрельцов в списке. Завтра вылетаем, а сегодня вдруг вызывают... Какой-то лейтенант: "Вы руководитель делегации?" - "Да". - "Так вот. Вы должны дать подписку, что отвечаете за Стрельцова!" - "Так я за всех отвечаю!" - "Нет. Тут дело особое". - "Но вы же ему разрешили! Что ж перестраховываетесь? Я тогда с командой не еду!" - "Как не едете?" - "Не еду!" Он ушел, потом возвращается: "Мы тут посоветовались - не надо расписки..." Я полетел, но на сердце, сами понимаете... Никому не сказал, только Алику Шестерневу, парторгу сборной: "Алик, прошу - будь с ним рядом!" - "Ну, конечно, какой разговор!" Приехали во Францию. Пошли в кино - фильм какой-то про вурдалаков смотрели. Кино кончилось, все вышли к автобусу - Стрельцова нет! Что было у меня на сердце, вы не можете себе представить! Все, думаю, партбилет на стол. Искали, искали, а он, оказывается, рядом, в садике сидел. Забылся, говорит...

Потом на сборе в Югославии они с Ворониным захотели съездить к кому-то в гости, пришли ко мне, денег попросили - я деньгами заведовал. Качалин узнал - такой скандал устроил! Но они вернулись трезвые. И деньги вернули. Нас, говорят, тянуло, конечно, загулять, но решили вас не подводить.

- Каждый выезд за границу - сплошные проверки...

- Вызывали на комиссию, всех спрашивали, кто такой Ленин и как его зовут. Вы смеетесь, а так было... Вызывали в ЦК КПСС, говорили, как себя вести, как ходить, кого за руку водить и прочее. Полетели в Южную Америку, коммерческий выезд, - дают инструкцию: денег вы должны привезти столько-то, игрокам выдать столько-то... Мы получали свой процент от выручки с матчей, и денег у меня была куча. Ведь на ту же "Маракану" полный стадион собрался. Но ребятам выдавал, как предписано было, гроши какие-то. Сидим на стадионе - не на что даже воды купить!

КОНВЕРТ ОТ КОММУНИСТОВ

- Приехали со сборной Якушина в Италию. Коммунисты одного городка рядом с Римом нас пригласили сыграть с местной командой. Пока ребята играли (вратаря Кавазашвили в нападение поставили!), я этим коммунистам про жизнь в СССР рассказывал. Потом перед отъездом девушка-переводчица мне конверт протягивает. Я и не раскрывал его даже, а приехали в Рим, посмотрел - там деньги! Это же целый скандал! Володю Егорова, тренера сборной по хоккею, за такую же историю разбирали по партийной линии. Я - к переводчице. А она на Якушина ссылается. Якобы он сказал: "Нам подарки не нужны, дайте деньгами". В Москве я эти деньги из конверта сдал под расписку (справку до сих пор храню), у ребят же их вычли, а потом другие начислили. В общем, скомбинировали...

- Подарки хоть не отбирали?

- Нет. В одном городе в Южной Америке мэр был украинец - родители его в Нежине родились. А у нас Володя Капличный из тех мест. Так мэр нас просто засыпал подарками! Не знали, как это все до Москвы довезти! Вон, видите поднос? От мэра.

Вот еще история. Игры в Южной Америке организовывал менеджер Ланс - был такой швейцарский деляга. Балалайки мы туда везли как подарки, Пеле одну на "Маракане" вручили... Сборная была отличная - Мунтян, Бышовец, Хмельницкий, Метревели... Прилетаем в Колумбию. А там такой порядок: надо при въезде оставлять отпечатки пальцев. Но до этого в Колумбию летало московское "Динамо", руководитель разрешил взять у игроков отпечатки, и ему потом строгий выговор записали. Поэтому я еще в Москве сходил в их посольство и сказал: "Передайте, что мы отпечатки пальцев снимать не дадим". Хорошо, говорят. Но уже там, в аэропорту, вдруг узнаем: отпечатки снимать надо. Пошли к генералу. Я говорю: "Мы не имеем права, нам запрещено!" Он: "А мы не имеем права вас пропускать!" - "Тогда мы играть не будем!" А билеты все уже проданы. В общем, дал Ланс генералу большую взятку, и нас пропустили.

ДВА ПАСПОРТА МЕСХИ

- Игры с басками помните?

- Конечно. Судья Космачев (он судил один из матчей) у нас в спорткомитете потом бухгалтером работал. Так он рассказывал много лет спустя, как принимали испанцев, как девок каких-то подкидывали, чуть ли не оргии устраивали накануне игр. Но они все равно выигрывали. А перед последним матчем его вызвал Косарев - секретарь ЦК ВЛКСМ, страшный болельщик "Спартака" - и сказал, как надо судить. И что ему за это будет. Это был приказ. Я видел игру. Испанцев косили, из "вне игры" забивали.... Позже Андрей Петрович Старостин встретился с кем-то из этих басков в Южной Америке, смеялся: "Простите! Так уж получилось..."

- "Кожаный мяч" - ваша идея?

- Название придумала "Пионерская правда". А идея пришла Михаилу Павловичу Сушкову. Он еще до революции играл! Сушков организовал команду во дворе, потом пришел ко мне с предложением. Я говорю: "Давай!" Начинали с дворов, а закончили республиками. Полные стадионы собирались на финальные игры!

- Но была, говорят, проблема подставок?

- Выявляли, боролись. И не только в "Кожаном мяче". Миша Месхи играл в детской команде. Потом вырос, приехал в сборную. Я смотрю в паспорт: 37-й год рождения. "Подожди, - говорю, - Миша, ты же был другого года!" - "Ну, Марк Борисович, у меня тогда другой паспорт был!"

"МАФИЯ" ПРОТИВ АРМЕНИИ

- Договорняков, наверное, много видели, как инспектор?

- А как доказать? Вот вратарь был такой Гурбич - признался, что ему заплатили и он пропустил. Вот это факт. Его и тренера убрали. Атак... В Баку играет ЦСКА. Вижу: сдает матч. Входит после игры в судейскую Базилевич: "Товарищи судьи, как думаете, не сдала моя команда игру?" Он меня не видел, я спиной стоял. Тут я обернулся - он аж побелел: "Олег, как же тебе не стыдно! Ты судей спрашиваешь про свою команду! Какой же ты тренер тогда?"

Разное случалось... В Ереване играл Киев, который уже занял за пару туров до конца первое место. А "Арарат" был на грани вылета. "Карпаты" тоже валились. Приезжаю на стадион, захожу к киевлянам. Вижу, люди какие-то подозрительные. Спрашиваю Буряка: "Что за ребята?" "А это, - говорит, - за нами следить приехали". Оказывается, первый секретарь ЦК партии Украины Щербицкий вызвал команду и сказал: "Сдадите игру армянам - пеняйте на себя!" Ведь тогда бы Львов вылетал. Лобановский в Ереван не приехал - сослался на болезнь. Начинается игра. На трибунах ужас что творится! Киев забивает. Во втором тайме еще один. В общем, армяне горят. И вдруг сверху с трибун летит человек. Упал, разбился в кровь, бежит на Вальку (судья Валентин Липатов. - Прим. А.Б.) . Его оттащили. Следом другой летит. Поймали, накостыляли. Потом выяснилось: это был начальник милиции - вроде хотел первого остановить. После матча началась в проходе драка игроков. Армяне: "Мы же вас просили, деньги вам обещали, а вы!" Мне сказали, что действительно прямо во время игры были такие просьбы...

Вечером - звонок. Нас с Толей Четырко, наблюдателем от федерации, приглашает на ужин Саркисов, председатель Верховного совета Армении. Едем к нему на дачу. Огромный стол, коньяк, закуска, семья, председатель профсоюзов сидит... Саркисов нас встречает хорошо. Но сдержаться не может: "Как же так! Наша республика такая маленькая. И вот вылетаем!" Я говорю: "Так получилось. Но ваши ребята очень недостойно себя вели. Драться начали, на поле предлагали деньги. Мне как инспектору надо бы записать, но не буду, раз не был очевидцем!" Он: "Да вы знаете, кто я такой? Я заместитель Брежнева! Вы тоже из этой мафии! С ними заодно!" Поднимаюсь: "Кто вам дал право так со мной разговаривать? Я сейчас отсюда пешком иду в Ереван. Но имейте в виду - у вас будут большие неприятности!" Тут его жена, дети бросились нас успокаивать... Мы с Толей Четырко как вспоминаем - смеемся. Он меня еще спрашивал потом: "Как же ты не испугался?" - "Так я же разведчик!"

ВИНО ДЛЯ ВОДОПЬЯНОВА

- В Спорткомитете вы с 38-го...

- Да. Пришел, когда всех сажали. Первые месяцы только и делал, что голосовал: кто враг народа, кто не враг. Начал работать в отделе кадров - и представляете, первое поручение: поехать на Кавказ и снять с работы председателей спорткомитетов. Приезжаю в Грузию, прихожу в спорткомитет, представляюсь, потом отправляюсь в гостиницу - а в номере ящик вина и корзина фруктов. Я - назад: подкупают! Провокация! Но оказалось, что в соседнем номере жил летчик Водопьянов: принесли ему, но номера перепутали.

Еще история в Грузии была. Приехал туда в командировку. Тренером "Динамо" Тбилиси работал Алексей Андреевич Соколов, я у него учился в институте. Зашел. Он вызвал игрока Шота Шавгулидзе. Говорит: "Марк - мой друг. Надо его занять!" "Хорошо, - говорит Шота. - Завтра поедем в деревню, там у моих родных свадьба". Поехали. А там уже пять дней вся деревня гуляет. Посадили меня за стол. "Надо их поздравить, - говорит Шота. - Скажи тост!" Я сказал: "Поздравляю, желаю здоровья..." Совсем короткая речь. Он переводил минут десять. Наконец, закончил. И тут два аксакала идут с огромным рогом вина. Я тогда вообще не пил, но Шота шепнул: "Ни в коем случае! Выпить надо, и обязательно до конца!" Выпил и... очнулся уже в Тбилиси. Потом оказалось, он там напереводил: мол, Сталин узнал о свадьбе и оказал великую честь деревне - прислал меня поздравить жениха и невесту..

Андрей БУРЯК