ФОРМУЛА-1 |
55-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Первый этап. ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ |
Михаэль ШУМАХЕР
И ВСЕ РАВНО ОПАСНЫ ВСЕ
На протяжении нескольких десятилетий репортажи с этапов "Формулы-1" на австрийском телевидении бессменно ведет Хайнц Прюллер. Когда он собирался в Австралию, я попросил его организовать что-то вроде телемоста между корпунктом "СЭ" в Вене и Михаэлем Шумахером в Мельбурне. Разговор с шестикратным чемпионом мира состоялся сразу же после завершения гонки.
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
- Ваша победа в Мельбурне оказалась более чем убедительной. Поневоле возникает вопрос: есть ли у вас вообще соперники? И если есть, то кого из них вы считаете наиболее опасным?
- Опасны все. Тем более что позади лишь один этап из восемнадцати. Грош цена пилоту, если он по итогам лишь одной гонки станет кого-то списывать со счетов и делать прогнозы. Все еще может измениться - и неоднократно. Если помните, то год назад после трех "Гран-при" у меня было всего восемь очков. И лишь потом удалось переломить ход событий.
- Можно ли сказать, что нынешняя гонка была вашей с самого начала - и на сто процентов?
- Сказать-то можно все, что угодно. Да, гонка сложилась удачно. Но все-таки на первой половине дистанции меня подпирал сзади Рубенс Баррикелло. И достаточно было допустить всего одну ошибку, чтобы он вышел вперед. Такая ситуация была вполне реальной.
- Вы с Рубенсом с самого начала взяли какой-то невероятный темп, так что Фернандо Алонсо из "Рено", который погнался было за вами, скоро понял всю бессмысленность этой затеи.
- Да, он снизил скорость. А затем то же самое сделали и мы. Решили поберечь машины. Все-таки это был первый старт в сезоне, и неизвестно еще, как болиды повели бы себя при предельных нагрузках. В определенный момент я связался с боксом и попросил проверить, все ли в порядке с двигателем, не нужно ли сбавить обороты. К технике нужно относиться бережно.
- А как вели себя покрышки?
- Никаких претензий. Хотя, возможно, сказалось то, что в Мельбурне было довольно прохладно.
- Были ли у вас какие-то проблемы в ходе гонки?
- Они возникли буквально на пустом месте. Два гонщика из числа тех, кого я обогнал на круг, решили - из добрых побуждений - дать мне больше места для маневра. Но при этом они, к несчастью, стали тормозить именно там, где я этого, честно говоря, меньше всего ожидал. В результате возникла довольно опасная ситуация.
- Можно ли по первому старту сделать выводы о степени готовности соперников?
- Очевидно, что у Алонсо прекрасная машина, да и сам он находится в отличной форме. А вот то, что болиды "Уильямса" так сильно отстали, стало для меня сюрпризом. Но, может, были какие-то причины, которых я не знаю. Я видел, как Монтойя прокатился немного по траве, пропустив вперед себя нескольких человек, так что, вероятно, именно эта его ошибка и оставила меня без главных преследователей. Впрочем, в ходе гонки я мало что видел, поэтому не берусь судить о причинах неудач своих конкурентов.
- На 55-м круге вы резко снизили скорость. Почему?
- Пропустил Дженсона Баттона на БАРе. Он был сзади меня, отставал на круг, но его скорость была выше. И я не видел причин его придерживать.
- Приехала ли поболеть за вас ваша супруга? И вообще, как вы относитесь к женщинам за рулем?
- Нет, Коринна вынуждена была остаться дома. Что же касается женщин за рулем, то отношусь к ним хорошо. Обычно, правда, сам веду машину, но иногда доверяю это дело жене - она прекрасно справляется. Кстати, вот любопытная история. В прошлом году на тренировочной трассе "Феррари" в Фиорано я решил показать Коринне и моему менеджеру Вилли Веберу, каково приходится гонщикам во время состязаний - и покатал их по очереди на двухместном тренировочном болиде "Минарди". И, представьте, жена лучше перенесла этот эксперимент, чем Вилли, хоть он сам когда-то был гонщиком.
- "Формула-1" - это только для мужчин?
- Разумеется, нет. Тем более что женщины уже успели проявить себя в нашем виде спорта. Я бы и сам с большим удовольствием взял себе в напарники женщину - если, конечно, Коринна разрешит (смеется). Знаете, не вижу причины, почему женщины не могут быть гонщицами. Посмотрите на легкоатлеток. Их физические кондиции лучше, чем у многих наших пилотов. Вся проблема в том, что 99 процентов начинающих с картов гонщиков - это мужчины. На женщин остается лишь один процент - и, значит, шансы проявить себя в нашем деле у них минимальны.
- В нынешнем сезоне в пелотоне "Больших призов" есть только один гонщик, обладающий высшими титулами. Это - вы. Не одиноко?
- Мне и без чемпионов мира вполне хватает серьезных конкурентов. А больше всего хлопот доставляет Баррикелло, который растет буквально на глазах. Недаром во время гонки в Мельбурне он оказался вторым. А мог, повторяю, оказаться и первым - не возникни у Рубенса некоторых проблем с тормозами.
- Накануне австралийского "Гран-при" многие эксперты предрекали вам и вашей команде "Феррари" очень трудный сезон и поражение в его конце. А с каким настроением вы отправлялись в Мельбурн?
- Настроение было прекрасным. Я не из тех людей, кто впадает в уныние даже тогда, когда дела идут неважно. А тут и вовсе все шло как по маслу. Новая машина появилась на свет без мучений - и сразу же заслужила мое доверие. В ходе тестов стало ясно, что F-2004 лучше своего предшественника. Но насколько лучше, это уже выяснилось в Мельбурне.
- В "Формуле-1" вы достигли всего, чего можно было желать. Что вдохновляет вас вновь и вновь выходить на старт?
- Меня часто спрашивают, почему я не завершаю карьеру, мол, уже всего добился. Но зачем завершать то, что я люблю и что умею делать лучше всего? Не вижу причин уходить на покой еще и по той причине, что еще достаточно быстр на трассах. Это, естественно, не значит, что я и в будущем буду бесконечно побеждать, но начну думать о завершении карьеры только тогда, когда больше не будет шансов подниматься на пьедестал почета. Но надеюсь, что это еще не скоро случится.
"Формула-1" для меня на 99 процентов это упорный труд, высокое напряжение, концентрация всех своих возможностей. Страх же - только один процент... Я продолжаю ездить не ради статистики, не ради каких-то рекордов. У меня и в мыслях нет доказать кому-нибудь, что я лучше, скажем, Фанхио. Уверен, он в любом случае лучше меня, хотя бы только потому, что был пионером в нашем деле. Не возникало у меня желания и опережать по количеству поул-позишн Сенну, как это мне пытаются приписать.
Еще раз подчеркиваю, никогда не имел намерений соревноваться с прошлым. Мне просто хочется самому сидеть за рулем. И быстро ехать.