ШАХМАТЫ |
Петер ЛЕКО
ПЕРЕД МАТЧЕМ С КРАМНИКОМ ПОЛИТИКА И ГАЗОНОКОСИЛКИ ИСКЛЮЧЕНЫ!
Этот разговор с претендентом на титул чемпиона мира по классическим шахматам Петером Леко (Венгрия) состоялся сразу после окончания супертурнира XX категории в Линаресе
Петер спустился в холл отеля "Анибал" вместе со своей женой Софьей и ее отцом гроссмейстером Аршаком Петросяном, который является тренером претендента. Большая часть беседы проходила на русском языке. В трудных случаях Петер переходил на венгерский. Софья Леко переводила.
АВТОГРАФ ТАЛЯ
- Кто, когда и как научил вас играть в шахматы?
- Это было в августе 1986-го. Мне было шесть с половиной, мы отдыхали на море. Я очень много играл в пляжный футбол. И отец, чтобы немного меня отвлечь от него, показал, как ходят шахматные фигуры.
Показал - и все. Не могу сказать, что мне шахматы как-то сразу очень понравились. Я продолжал все свободное время играть в футбол. Но иногда, чтобы угодить отцу, играл с ним одну-две партии в шахматы. Как-то сыграл с его другом. Этот человек имел более глубокие понятия о шахматах, чем мой отец, он обратил внимание на мои попытки комбинировать и спросил: "Ты занимаешься теорией?" Я ответил: "Нет. Даже не знаю, что это такое". Он сказал: "У тебя талант! Тебе надо пойти в шахматный клуб!"
Спустя год в югославской Суботице, где тогда жила наша семья, проходил межзональный турнир. Играли Таль, Шорт, Рибли, Сакс, Чернин... Я набрался смелости, подошел к Талю и взял у него автограф. Не могу сказать, что именно этот случай сыграл в моей жизни какую-то исключительную роль, но в семь с половиной лет я уже знал, что есть такая профессия - шахматист. И что это уважаемая профессия. Таль в Югославии был невероятно популярен...
УЧИТЕЛЯ - КЛАССИКИ
- Самый трудный шаг, как мне кажется, это переход от любительских занятий шахматами от случая к случаю к профессиональным, постоянным и целенаправленным. Как это было у вас?
- Все получилось как-то само собой. В школе я очень хорошо учился. Поэтому домашние задания практически не отнимали времени. После школы шел на стадион и часа два играл в футбол. А все остальное время отдавал шахматам, штудировал классическую шахматную литературу. Вставал всегда очень рано. В 5 - 6 часов, когда дети обычно спят, уже был на ногах и успевал до школы посмотреть партии Шлехтера, Рубинштейна, Морфи, Цукерторта, Лябурдане... Как результат - в 9 лет я уже был сильнейшим игроком у себя в Сегеде и знал классику, пожалуй, даже лучше, чем знаю ее сейчас.
- Можно сказать, первыми учителями у вас были величайшие шахматисты мира. А кто был вашим первым тренером?
- Международный мастер Тибор Карой. Он сильный игрок. Я с ним работал, пока не стал заниматься с Андрашом Адорьяном.
САМЫЙ МОЛОДОЙ ГРОССМЕЙСТЕР
- Как вы стали гроссмейстером?
- В 93-м я впервые играл в турнире 13-й категории в Леоне. Мне было 13 лет. Играли Карпов, Топалов, Выжманавин, Юдасин, Ильескас и другие. Чтобы выполнить гроссмейстерскую норму, мне надо было набрать "плюс два". И я их набрал. Это было очень трудно сделать. С Карповым я сделал ничью. А он тогда был еще очень силен.
В 1994-м в Вейк-ан-Зее была 14-я категория. Мне надо было набрать "плюс один". В первом туре проиграл Сергею Тивякову, он тогда был на подъеме, играл в претендентских соревнованиях РСА. Но потом я сумел выиграть две партии черными - у Ивана Соколова и Моровича, набрал "плюс один" и выполнил 3-ю гроссмейстерскую норму. Мне было 14 лет, и это был рекорд, который держался долго.
- Когда вы впервые встретились за доской с Лайошом Портишем?
- В 91-м, когда мне было 11 лет, Портиш приехал в Сегед и дал сеанс одновременной игры. Мне удалось победить. Лайош высоко отозвался о моей игре и предсказал мне большое будущее. Наша следующая встреча произошла через 6 лет в чемпионате Венгрии. Я выиграл - уже в борьбе один на один.
- И стали чемпионом Венгрии?
- О, нет... Мне так и не удалось пока стать чемпионом Венгрии. Ни разу! А вот Алмаши становился им пять раз!
- У вас на родине много талантливых гроссмейстеров. Юдит Полгар входит в мужскую мировую десятку. Кто из вас более популярен сейчас дома?
- И у Юдит, и у меня есть свои болельщики. Насколько знаю, они не конкурируют между собой. Как, впрочем, и мы.
- Ваш личный счет с Юдит можете назвать?
- Вместе в турнирах мы играли, как это ни покажется странным, не много. Счет результативных встреч - "плюс один" в мою пользу.
- Мужская сборная Венгрии в свое время выигрывала золотые медали, когда на 1-й доске играл Портиш. Сейчас у вас тоже неплохая команда. Намерены ли дать бой сборной России на ближайшей Всемирной олимпиаде?
- На Майорке я, к сожалению, сыграть не смогу, так как сроки Олимпиады частично совпадают со сроками нашего матча с Крамником. Но при этом не вижу причин, по которым сборная Венгрии не могла бы в будущем завоевать золото. На Олимпиаде в Бледе мы получили серебро. Следующий шаг напрашивается.
ФАН ПЕТРОСЯНА
- Кто из великих шахматистов был вашим кумиром в детстве?
- С 11 лет я увлекся творчеством Тиграна Петросяна. Но тогда еще не представлял, конечно, что судьба свяжет меня с Петросянами (смотрит на свою жену и своего тренера). Я прочитал все книги о Петросяне, которые были переведены на венгерский язык. У меня собраны все его лекции. Я помню каждое слово из них.
Меня всегда очень трогало, как Петросян описывал шахматные идеи. Очень образно и очень точно. Может быть, поэтому мне так нравятся позиционные жертвы качества, которые были "фирменным блюдом" в творчестве Тиграна Петросяна. Я помню все его партии, в которых он применял этот прием.
- Говорят, что в вашем подходе к шахматам много общего с Железным Тиграном...
- Да, это так. Он умел чувствовать опасность задолго до того, как она становилась неотвратимой. Но мне говорили, что мы с Тиграном Петросяном похожи не только в подходе к шахматам, но и по отношению к жизни.
Тут Леко посмотрел на своего тренера и тестя. Гроссмейстер Аршак Петросян сразу же вступил в разговор:
- Я хорошо знал Тиграна Вартановича. Мне довелось много с ним работать, пользоваться его гостеприимством, когда приезжал в Москву. Стиль Железного Тиграна трудно описать, он был очень необычным и не простым для понимания. Знаменитое чувство опасности, о котором все всегда говорят, было, конечно, свойственно Петросяну в большей степени, чем другим. Но он мог играть и очень остро. Просто пользовался этим оружием редко.
Когда долгое время находишься рядом с таким выдающимся шахматистом, каким был Тигран Петросян, когда много с ним анализируешь, то лучше понимаешь его и как человека. Петера я ведь тоже лучше узнал после длительной совместной работы. И это может показаться странным, но они удивительно похожи - по характеру, по манере поведения, по отношению к игре, к футболу, к другим сторонам жизни... И наверное, не случайно Петер с детства является фаном Тиграна Петросяна...
- И разумеется не случайно, что его женой стала Софья Петросян, а тренером - гроссмейстер Аршак Петросян, - воскликнул корреспондент "СЭ", и ответом на эти слова был всеобщий добродушный смех. - Кстати, что вы, Петер, можете сказать о своем новом тренере?
При этих словах мой старый товарищ Аршак Петросян порывисто встал и хотел уйти. Но Леко, слегка покраснев, остановил его:
- Нет-нет! Я готов сказать и при Аршаке! Тот, кто смотрит мои партии последнего времени, наверное, заметил, как изменился мой стиль. Я стал играть в более агрессивные шахматы. И в этом заслуга моего тренера гроссмейстера Петросяна.
ПОКАЗАТЕЛЬ ИСТИННОЙ СИЛЫ
- Когда вы боретесь за доской, какие чувства испытываете к сопернику?
- Меня интересует только то, что происходит на доске. Никаких чувств к сидящему напротив игроку не испытываю. Никогда не говорил и не говорю ничего плохого ни об одном шахматисте. Может быть, поэтому у меня со всеми сохранились гармоничные отношения.
- То есть вам совершенно все равно, кто перед вами - Юдит Полгар, Гарри Каспаров или Владимир Крамник? Вы на них даже не смотрите?
- Они отличаются друг от друга по силе ходов. Я всегда пойму, кто сделал тот или иной ход: Каспаров или Крамник.
- Сейчас много разговоров о том, что Каспаров не является сильнейшим игроком и если остается в списке под первым номером, то лишь благодаря устаревшей, инертной системе Эло. В то же время Ананд выигрывает почти все турниры по быстрым шахматам (да и не только по быстрым). Кто, по вашему мнению, сейчас лучший игрок мира?
- Каспаров - легендарный игрок, это совершенно очевидно. Найдите кого-нибудь еще - в любом другом виде спорта, - кто был бы первым почти 20 лет. Последние полтора года его успехи несколько снизились, но с возрастом это естественно.
Ананд выигрывает какие-то турниры, Крамник тоже выигрывает какие-то турниры, что-то выигрываю и я. Но одно дело - выигрывать турниры и совсем другое - выиграть матч у Каспарова. Только матч может показать истинную силу игрока по отношению к другому игроку. Крамник выиграл у Каспарова матч. И этим все сказано.
УНИВЕРСАЛ, КОТОРОГО НАДО ПРЕВЗОЙТИ
- Как вы охарактеризовали бы спортивный и творческий облик Крамника, вашего соперника в борьбе за высший титул?
- Крамник - универсальный игрок. Он может за доской все. Владимир превосходно ставит партию в стратегическом отношении, в совершенстве владеет тактическим оружием, может играть и очень остро, если захочет. Он умеет выигрывать этюдным путем тончайшие эндшпили. Крамник - чемпион мира. Если ты не являешься универсальным игроком, то не можешь стать чемпионом мира. Да, у каждого есть свои слабости. Но до матча можно выдвигать самые разные версии. И только матч даст честный ответ на вопрос: кто есть кто?
- Как вы оцениваете свои шансы? Ваш родственник, гроссмейстер Петросян, любит оценивать все в процентном соотношении - 50:50, 55:45 и т.д. Сколько процентов на успех вы оставляете себе?
- Было бы естественно, если бы я сказал: "Шансы - 50 на 50". Но для того, чтобы стать чемпионом мира, недостаточно сделать 14 ничьих. Надо обязательно превзойти соперника. Поэтому важно одно - чтобы этот самый процент был положительный.
- Многие считают, что в вашем матче будет много ничьих. Что скажете на это?
- Это они так говорят. Это - их любимая тема. Уже в январском турнире в Вейк-ан-Зее в нашей партии с Крамником была большая борьба. Здесь, в Линаресе, черными я легко нейтрализовал его давление. А в партии, где у меня были белые, специально пошел на острую игру. Мог выбрать и более спокойный вариант, но пошел на борьбу. Партия в итоге получила приз за красоту. Все это показывает, что в нашем осеннем матче можно будет ожидать большую битву.
- Вас не расстроил этот приз за самую красивую партию, который вы получили? Каспаров в аналогичной ситуации в прошлом году наговорил очень много резких слов в адрес тех, кто присудил этот приз. Вы ведь тоже проиграли из-за ошибки...
- Да, если бы я пошел вместо Фd7 - Лd7 и поставил своего слона на d3, то Крамник до сих пор защищался бы в той партии... Но проиграл я красиво. И это отрицать нельзя.
КОНТАКТЫ С ФИШЕРОМ
- Ходили разговоры, что у вас были какие-то контакты с легендарным Бобби Фишером. Они действительно были? Или это слухи?
- Контакты были. И у нас сложились очень хорошие отношения с Фишером. Именно поэтому я не могу много распространяться о нем.
- Но вы сыграли хотя бы одну партию с великим Фишером?
- Нет, ни одной. Но нашего общения мне хватило, чтобы понять: Фишер - один из самых великих шахматистов за всю историю игры.
- Если бы вам предложили составить десятку лучших игроков мира, то Фишера вы поставили бы первым?
- Все эти десятки довольно условны, каждый хорош в своем времени. Но Фишера я могу сравнить только с Каспаровым.
- Вы были чемпионом мира по игре в "шахматы Фишера", однако не так давно уступили этот титул чемпиону России Петру Свидлеру. Собираетесь ли возвращать титул?
- В "шахматы Фишера" мне играть нравится, но это - для удовольствия. Главное, разумеется, это классические шахматы. Им уделяю все время.
После матча с Крамником будет время и для развлечений. Сейчас его нет.
ПОСЛЕ ЛИНАРЕСА - ФУТБОЛ!
- В футбол продолжаете играть?
- Да, 4-5 раз в неделю. Вот сейчас я вернусь из Линареса, зайду домой, возьму форму и - на стадион.
Когда мне было 13, футбольные тренеры говорили, что в 16 лет смогу играть за национальную команду. Но пришлось выбирать между шахматами и футболом. В те же 13 я понял: чтобы заниматься чем-то очень хорошо, надо этому отдавать всего себя. Если бы я выбрал футбол, то занимался бы им по 6-8 часов в день, как сейчас занимаюсь шахматами. Это нормально. Иначе незачем было бы браться.
- На поле что любите больше - нападать или защищаться?
- Когда играл в детской лиге, был нападающим. Сейчас выполняю на поле любую работу: играю и в нападении, и в защите.
- У вас есть любимая команда? За кого болеете?
- В 10 лет я сфотографировался с игроками мюнхенской "Баварии", с тех пор являюсь фаном этой команды. Мне, конечно, нравится смотреть, как играет мадридский "Реал", но они купили почти всех лучших игроков мира - и поэтому не нуждаются в моей поддержке.
- А любимый игрок?
- В разное время нравились разные игроки. Сейчас - Роналдинью.
- Какой у вас рост?
- Метр восемьдесят пять.
- Много голов забили головой?
- Для футбола - ноги. Голова - для шахмат.
ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ - КРАСНЫЙ
- Петер, хочу предложить вам блиц. Однажды в 95-м, я провел такой же с Виши Анандом. Ваш любимый цвет?
- Красный.
- Но ведь "красных" нет на доске... А ваш любимый город?
- Не могу сказать, но он должен быть обязательно рядом с морем. Если рядом будет море, этот город я буду любить всем сердцем. Быть рядом с морем и по возможности без шахмат - вот мечта, которую все никак не удается осуществить (тут все собравшиеся дружно засмеялись).
- Любите ли вы животных?
- (После паузы.) У меня много любимых животных. Например, слоны...
- Вот как! А вы знаете, что Крамник тоже любит слонов. Только игрушечных...
- Что-то такое слышал... Ну, что ж, я его понимаю...
- Музыку какую любите?
- Хорошую. Но не слишком тяжелую для восприятия. Трудно поставить кого-то на первое место. Может быть, песни группы "Битлз"? С детства эта музыка звучит у меня в ушах. Ее часто слушали мои родители. Впоследствии я собрал у себя коллекцию всех песен "Битлз". Но люблю слушать и других исполнителей - Тину Тернер, Бон Джови.
- А какую кухню предпочитаете?
- Тайскую.
- Когда-нибудь водили машину?
- У меня были планы получить права, но пока не хватает времени. Когда почувствую, что достиг в шахматах всего, к чему стремился, непременно сяду за руль. Но, думаю, будет это не скоро.
- Сейчас в шахматном мире не так спокойно, как было, скажем, во времена Тиграна Петросяна. Если завоюете титул, будете ли пытаться как-то влиять на ситуацию?
- От шахматной политики стараюсь держаться как можно дальше. Политика вредит шахматам, это для меня совершенно очевидно, тем более сейчас: в преддверии матча с Крамником, мне надо концентрироваться только на шахматах, на подготовке. Естественно, любой шахматист хочет, чтобы в нашем виде спорта все было бы так же хорошо организовано, как в футболе или в теннисе. Вот закончится матч, тогда будем думать и об этих проблемах.
- Как намерены строить свою подготовку?
- Уже месяц, как объявлены точные сроки нашего матча. До этого почти год прошел в неизвестности, и строить целенаправленную подготовку было очень трудно. Сейчас и у меня, и у Крамника есть на это полгода. Это оптимально. Конечно же, и Крамник, и я будем во всеоружии. Для шахматного мира очень важно, что состоится матч, к которому соперники подготовятся очень тщательно. Уверен, что это будет очень интересный матч, в котором будет много борьбы!
- Сумеете ли вы исключить из своей подготовки работу с газонокосилкой?
(Вопрос шуточный, но неслучайный. Перед прошлогодним турниром в Дортмунде Леко неосторожно сунул руку в заглохшую по неизвестным причинам газонокосилку - и едва не лишился пальцев: агрегат неожиданно заработал...
В Дортмунде Петер играл с забинтованной рукой, ему делали ежедневные перевязки. После этого случая жена Леко, Софья, распорядилась скосить газон в их дворе до основания. Чтоб духа его не было! А газонокосилку - выбросить.)
Петер ответил на этот вопрос тоже шутливо:
- Венгерская шахматная федерация на своем специальном заседании постановила: запретить гроссмейстеру Леко приближаться к газонокосилкам ближе чем на 10 метров!
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
Линарес - Москва |