ФОРМУЛА-1 |
55-й чемпионат мира. Второй этап. ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ |
Михаэль ШУМАХЕР:
"МЕЖДУ АВСТРАЛИЕЙ И МАЛАЙЗИЕЙ УСТРОИЛ СЕБЕ КАНИКУЛЫ"
Окончание. Начало - стр. 1 |
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
- Кстати, про велогонки. Не хотели бы вы проехать хоть один этап на "Тур де Франс"? Ален Прост, помнится, однажды провел такой эксперимент над собой, да и горнолыжник Херманн Майер не остался в стороне - он в прошлом году стартовал в прологе...
- Вы не правы: я тоже проехал этап на "Тур де Франс", причем горный, но вспоминать об этом мне, признаюсь, немного совестно - из чувства солидарности с гонщиками. Дело в том, что я преодолел весь путь на мотоцикле, тогда как остальные тащились в гору на велосипедах...
- Не секрет, что многие ваши коллеги по "Формуле-1" на обычных дорогах не могут ездить спокойно, превышают скорость. Вы из их числа?
- Нет. За превышение скорости меня уже давно не штрафуют. Знаете, однажды меня пригласили участвовать в одной рекламной кампании на телевидении. Слова, которые я тогда произносил в соответствии со сценарием, врезались в память: "Молодые люди, любящие быстро ездить, уходите с улиц, бегите на автодромы! Там вы сможете выпустить свой пар". Те же самые слова могу адресовать своим коллегам по "Формуле-1".
- Учитывая, как жарко было в Малайзии, не можем не спросить вас, правда ли, что у вас в кокпите всегда имеется бутылочка воды?
- Действительно, имеется, но вспоминаю я о ней очень и очень редко. Да в принципе бутылка эта мне и не нужна. Много пить следует за день до старта и непосредственно перед гонкой, тогда на трассе не будешь испытывать жажду. Помнится, в прошлом году перед одним из "Гран-при" у меня был разговор с Да Маттой. Он меня убеждал, что хоть и выпил до гонки воды мало, проблемой для него это не станет. Но после финиша подошел ко мне и признал: мол, ошибался. Когда и что пить - это целая наука. Тут легко можно наделать глупостей.
- В Малайзию каждый раз вы приезжаете с новой татуировкой...
- Мне татуировки вообще нравятся. Но я их не накалываю, а перевожу на кожу. Поэтому они скоро смываются.
- "Формулу-1" болельщики считают вершиной автоспорта, а вот пилоты, выступающие в других классах машин, с этим часто не согласны. Не было ли желания попробовать себя в каком-либо ином чемпионате?
- После "Формулы-1", уж поверьте, наниматься на работу в любую другую гоночную серию я не пойду. Буду ездить только на картах - и исключительно ради удовольствия.
Что же касается вашего вопроса... Вот одна история. Минувшей зимой я встретил в Монте-Карло чемпиона мира по ралли Петера Сольберга. И мы решили, что когда я приеду на свою зимнюю дачу в Норвегию, то сделаю крюк в 100 километров, заеду к нему в гости и сам попробую, что это такое - ралли. Сказано - сделано. И теперь у меня есть свое мнение об этом виде гонок.
Ралли - это, конечно, очень интересно. Но когда ты приходишь сюда из "Формулы-1", где существуют высокие стандарты безопасности, у тебя невольно вырывается: нет, спасибо. Нестись на огромной скорости по узкой дороге рядом со стволами деревьев - увольте, это не для меня. Лучше зимой поезжу на картах. Кстати, после эксперимента с Сольбергом мне захотелось еще больше работать над повышением безопасности наших гонок.
- В "Формуле-1" чуть ли не каждый сезон происходят изменения в техническом регламенте - причем все они вроде бы направлены на то, чтобы повысить зрелищность гонок. Какие из новшеств вы считаете полезными, какие - вредными?
- Если честно, то я был бы не против вернуться к прежней системе квалификации - час общей езды с дюжиной зачетных кругов. Кроме того, с моей точки зрения, нет смысла препятствовать тому, кто хочет после квалификационных заездов поменять мотор. Впрочем, мои предпочтения вряд ли что-либо могут изменить. Так что давайте подождем и посмотрим, как пойдут дела. Ведь привыкли же мы к системе HANS (специальная конструкция для защиты головы и шеи пилота, которая крепится к шлему. - "СЭ"), теперь никто не ворчит, что она только мешает пилотам, что в ней неудобно водить машину...
- А нынешние правила самих гонок вам по душе?
- Да, так как они расширяют возможности гонщиков.
- Интереснее ли стало ездить без автоматической коробки передач и системы "лонч-контрол"?
- Естественно. Теперь от пилота зависит больше, чем раньше, когда надо было только следить за лампочками в кокпите и нажимать кнопки. Ныне работы прибавилось.
- Вы только что отпраздновали юбилей: 40 гонок без технических неполадок. В последний раз проблемы в вашем болиде возникли в 2001 году в Бразилии, когда отказал бензонасос. Не потому ли стала возможна такая серия, что вы когда-то учились на автослесаря?
- Думаю, здесь моих заслуг мало, а все дело в инженерах и механиках "Феррари". Но, может, какая-то доля моего участия и впрямь есть? Знаете, у меня неплохая интуиция. Когда что-то в болиде вызывает у меня подозрение, я заставляю провести тщательную проверку. Кстати, перед началом сезона я много времени провел с симуляторами. И понял, что первые две гонки мы пройдем без технических проблем.
- Извините, но мы никак не можем подсчитать, какой все-таки "Гран-при" вы провели в Малайзии - 196-й или 197-й. Не поможете ли нам? Идет ли, скажем, в зачет прерванная гонка в Сильверстоуне в 1999 году? "Феррари", как мы знаем, считает все гонки, а вот FIA - нет. Когда будет 200-я? В Барселоне или Монако?
- Я уже говорил, что подсчеты - не мой конек. Но слышал, что "Феррари" послала запрос в FIA. Теперь умные головы в международной федерации решают эту проблему.
- Если ваш брат Ральф сменит "Уильямс" на "Тойоту", не станет ли это шагом назад в его карьере? Вы вообще с ним говорите о трансферных вопросах?
- Ральф не новичок в "Формуле-1", он сам знает, что для него лучше, что он должен делать. Если мы и говорим друг с другом, то точно не о возможных контрактах. Не забывайте, что мы работаем на команды, которые конкурируют между собой.
- Кого из пилотов вы больше опасаетесь после двух первых гонок нового сезона?
- Для меня лучше, когда в каждой следующей гонке у меня появляется новый главный соперник. В Австралии им был Алонсо, теперь - Монтойя, чье дыхание я чувствовал постоянно. После каждого заезда в боксы он сокращал свое отставание. Этого нельзя было допускать. Ведь не известно, что могло произойти во время следующей остановки...
- Можно ли было еще зимой спрогнозировать, как пойдут дела в ходе сезона?
- Во время каникул лучшими были "Рено" и "Уильямс". В Мельбурне "Рено" показало себя отлично, в Куала-Лумпуре эстафету принял "Уильямс", который до этого имел проблемы с покрышками, но сумел с ними разобраться. А вот "Макларену" еще надо много работать - и не только с резиной.
- Ваш напарник Рубенс Баррикелло говорит, что он - как никогда раньше - хорошо подготовился к нынешнему сезону и готов составить вам реальную конкуренцию. Не ощущаете угрозы с его стороны?
- Рубенс делает фантастическую работу, постоянно улучшает свои достижения. Но я надеюсь, что решающего шага наверх он все-таки очень уж скоро не сделает, иначе в команде возникнут сложности. В любом случае нас ждет длинный сезон, в течение которого мы точно будем серьезными соперниками друг для друга.
- Многие считают, что тотальное доминирование "Феррари" - это плохо не только для настоящего, но и для будущего "Формулы-1". Вы согласны с этим утверждением?
- Об этом предпочитаю не думать. Единственное, что я точно знаю: в "Формуле-1" нет ничего запрограммированного, и уже во время следующей гонки все может измениться!