Газета Спорт-Экспресс № 63 (3441) от 23 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 марта 2004 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

55-й чемпионат мира. Второй этап. ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ

ФОРМУЛА-1 с Герхардом БЕРГЕРОМ

Последние события 55-го чемпионата мира специально для "СЭ" традиционно комментирует экс-пилот "Больших призов" и бывший спортивный директор BMW Герхард БЕРГЕР

СОПЕРНИКИ ШУМАХЕРА НЕ ДОЛЖНЫ ОПУСКАТЬ РУКИ

Борис ТОСУНЯН

из Вены

- Герр Бергер, на старте этого сезона Михаэль Шумахер продемонстрировал стопроцентный результат: две победы в квалификациях и две победы в гонках. С точки зрения фанатов "Ф-1", не болеющих за Михаэля, ситуация выглядит безнадежной. А с точки зрения профессионала "Больших призов"?

- Прекрасно понимаю чувства тех, кто не болеет за Шумахера-старшего. Действительно, серьезных соперников у шестикратного чемпиона мира по-прежнему не наблюдается. И хотя я причисляю себя к почитателям таланта Михаэля, все же хотелось бы видеть на автодромах более острую борьбу. Тем не менее, думаю, не все так удручающе, как может показаться. Безвыходных ситуаций, уверен, не бывает. Главное - не опускать ни при каких обстоятельствах руки. Если вы хоть на мгновение усомнитесь в себе, то тогда действительно надеяться будет не на что. Оппонентам "Феррари" надо сражаться до конца, работать и работать над собой. И тогда все можно исправить. Еще не поздно.

- Кто из других участников "Гран-при Малайзии" кроме немецкого суперпилота заслуживает вашей высшей или хотя бы приличной оценки?

- Казалось, что сюрприз может преподнести автор сенсации в квалификации Марк Уэббер, но в воскресной гонке австралийца сразу после старта стали преследовать неудачи. Кстати, кое-кто считает, что он его просто прозевал, но я лично в этом не уверен. Полагаю, у Уэббера возникли какие-то технические проблемы, поэтому, учитывая его второе время в квалификации, я и его включил бы в число лучших. А вот кто меня по-настоящему приятно удивил, так это Дженсон Баттон и его команда.

- На малайзийском этапе команды попадают в весьма специфичную обстановку: жара, большая влажность... Какими качествами должны обладать пилоты и их болиды, чтобы выжить в этом пекле?

- Знаете, в последнее время прогресс в автомобилестроении достиг таких высот, что стыдно, сидя в столь совершенной машине, сетовать на погодные условия. Мы в свое время, не имея нынешних возможностей, без ропота ездили и в жару, и в дождь, не виня в случае неудачи, как это часто бывает сейчас, капризы природы. Вот, например, много говорят о том, как тяжело придется всем на следующем, впервые включенном в календарь чемпионата мира, этапе в Бахрейне. А что там будет такого, чего мы раньше не видели? Песок на трассе, которым пугают собирающихся в пустыню пилотов? Так его хватает и на некоторых других автодромах.

- Поговорим теперь о моторах, в которых, учитывая вашу бывшую должность в БМВ, вы должны разбираться досконально...

- ...Тут мне далеко до Марио Тийссена, с которым мы делили в BMW обязанности спортивного директора. Вот он знает двигатели действительно до последнего винтика.

- И тем не менее в вашей квалификации тоже сомневаться не приходится. Так вот, в этом сезоне команды впервые могут использовать лишь один движок на машине в течение всего уик-энда. Когда ввели это правило, возникли опасения, что теперь будет гораздо больше сходов. Но пока ни чего такого не происходит. Для вас это стало неожиданностью?

- Да, признаться, меня здорово удивило, что на двух этапах обошлось без особых потерь. Но, с другой стороны, это лишний раз подтверждает мои слова о том, что современная техника способна творить чудеса. Смотрите, тот же Михаэль Шумахер проехал без поломок 40 "Гран-при". По-моему, это мировой рекорд. Пилоты моего поколения о такой серии даже мечтать не могли.

- За счет чего мотористы добиваются повышения надежности двигателей? Не падает ли при этом их мощность? И какой мотор, на ваш взгляд, сейчас самый могучий?

- Потерь, естественно, не избежать. А что касается лидера по количеству лошадиных сил в одном движке, то им следует признать мою бывшую команду. На втором месте с микроскопическим отставанием - "Феррари", на третьем - "Хонда".

- Не кажется ли вам, что основная причина бед "Макларена" - не в проблемах с шасси, а в слабости мотора "Мерседес"? Продукция Марио Иллиена из года в год не сильно улучшается...

- Вы правы, сегодня двигатель - ахиллесова пята "Макларена".

- Какие отметки за "Гран-при Малайзии" вы бы поставили Монтойе, Ральфу Шумахеру и команде "Уильямс" в целом?

- Мне бы не очень хотелось оценивать своих бывших подопечных в баллах. Достаточно сказать, что Монтойя довольно неплохо справился со своей работой, да и Шумахер-младший сделал все от него зависевшее. А вот "Уильямсу" в целом, конечно, надо поднажать.

- Накануне малайзийского этапа Ральф Шумахер фактически объявил войну своему напарнику. Вы хорошо знаете обоих гонщиков. Можете объяснить, почему они вдруг ополчились друг на друга?

- В спорте на каждом шагу встречаются аналогичные ситуации. Ведь желание во что бы то ни стало победить соперника заложено в человеческой натуре. И Ральф с Хуаном - не исключение. А уж если вспомнить, насколько оба амбициозны...

- На протяжении большей части гонки Монтойе удавалось держаться на второй позиции вслед за Шумахером-старшим. Со стороны казалось, что это было довольно легким делом. А как думаете вы?

- Полагаю, что эта легкость - не более чем оптический обман. Если же учесть, что оставшийся в одиночестве болид "Уильямса" по пятам преследовал Рубенс Баррикелло, то Монтойя вообще молодец.

- Сейчас много нареканий вызывает формат квалификации. Большинству он кажется предельно скучным. А вы изменили бы что-нибудь в проведении квалификационных заездов?

- Да, я принадлежу к тем, кто настаивает на их трансформации. Но только не надо придумывать что-то новое, лучше вернуться к старым, испытанным схемам. Я уже говорил в прошлый раз, что считаю, например, целесообразным поощрять пилота, завоевавшего поул-позишн, дополнительным очком.