БОКС |
ОТ КЛИЧКО ДО КЛИЧКО
Может показаться, что "СЭ" несколько припозднился с комментарием к сенсационному поражению Владимира Кличко от Лэймона Брюстера в поединке за вакантный титул WBO в тяжелом весе, но мы попросту ждали каких-то объяснений произошедшему. А между тем осталось совсем мало времени до матча Виталий Кличко - Корри Сандерс, который пройдет в ближайшую субботу. Так что поговорим сегодня об обоих боях.
БОЙ МИНУВШИЙ
Если кто-то скажет, что он предчувствовал такой исход боя Кличко - Брюстер, я ему легко поверю. Такое же предчувствие было и у меня, о чем свидетельствует последний абзац моей предматчевой колонки. Другое дело, что оно мне самому показалось абсолютно бредовым, и я, не боясь сглазить, высказал его впрямую. Были, правда, и вполне реальные опасения, а именно по поводу того, что в несчастном для Владимира бою с Корри Сандерсом год назад южноафриканец его "пробил". Но и эта тревога выглядела несколько перестраховочной, причем не сама по себе, а в контексте боя с Брюстером.
БРЮСТЕР НА ЧАС
Сейчас об этом говорить как-то не принято, но Лэймон Брюстер - отнюдь не великий панчер, и его сумасшедший показатель - 27 нокаутов в 30 выигранных боях, объясняется не столько силой удара американца, сколько уровнем его соперников. А вот два поражения Брюстера как раз много говорят и о силе его удара, и о нем самом в целом.
6 мая 2000 года Лэймон проиграл Клиффу Этьену, из которого тогда пытались сделать звезду, опираясь главным образом на его "героическую" биографию: в неполные 18 лет Этьен получил 40 лет тюрьмы за вооруженное ограбление, отсидел 9 с половиной и вышел на свободу с чистой совестью и пустым карманом. Боксом, основам которого его научил сокамерник, занялся потому, что надо было как-то зарабатывать себе на жизнь. Со временем выяснилось, что у Клиффа - стеклянная челюсть, но выяснил это вовсе не Брюстер. Наоборот, все удары Лэймона Этьен стоически выдержал. Если добавить к этому, что и боксер-то Клифф - так себе, то сокрушительное поражение Брюстера, проигравшего ему как минимум 8 раундов из 10, говорит о Лэймоне не лучшим образом.
В октябре того же года Брюстер тоже в одну калитку проиграл Чарльзу Шаффорду, которого Владимир Кличко, почти не напрягаясь, порвал в клочья за 6 раундов.
Вообще Лэймон не баловал публику частыми появлениями на ринге. Так, до боя с Кличко он не дрался больше года, и совершенно непонятно, каким чудом Брюстер оказался на самом верху претендентского рейтинга WBO. Поэтому есть все основания полагать, что в чемпионах он долго не задержится, если его не будут удерживать там искусственно.
ЕЩЕ РАЗ О ГРУСТНОМ
Вспомним все по порядку. Владимир сразу захватил инициативу. Я тогда не без ехидства вспомнил предматчевые заявления Брюстера о том, что преимущество его соперника в росте не так уж серьезно и что вообще все великие чемпионы были среднего роста. Лэймон явно передергивал и уговаривал сам себя. В основном великие чемпионы как раз были высокими для своего времени - и Джек Джонсон, и Джо Луис, и Мохаммед Али, и замыкающий этот ряд Леннокс Льюис, пока, правда, еще не причисленный большинством к лику великих. Есть и исключения: Рокки Марчиано, Майк Тайсон и некоторые другие, но это все-таки исключения.
Брюстер, как и ожидалось, не мог прорваться сквозь левые прямые Кличко, с помощью которых тот установил нужную для себя дистанцию, а за джебами Владимира часто (к сожалению, не так часто, как хотелось бы) следовали удары справа, в основном кроссы.
Нельзя сказать, что Лэймону совсем ничего не удавалось, но удач было крайне мало. Перед матчем в качестве его наиболее вероятного исхода я предсказал победу Кличко нокаутом в 6-м раунде, и во время поединка побаивался, как бы украинец не сделал это значительно раньше.
Вместе с тем было и беспокойство другого рода, причем куда менее эгоистичное. Я уже много раз писал о том, что, по-моему, в бою Владимира с Сандерсом рефери оказал младшему Кличко медвежью услугу, не остановив встречу после первого нокдауна, который был, в сущности, нокаутом, так как Владимир не пришел в себя через 10 секунд, и в результате, пропустив массу других страшных ударов, упал еще трижды. Сандерс, который бьет, как кувалдой, вполне мог "пробить" Кличко. Не знаю медицинскую подоплеку этого явления, но на практике оно проявляется в том, что боксер теряет способность держать удар. Два следующих после южноафриканца соперника Владимира не смогли или не захотели проверить его голову на прочность, однако не было никаких сомнений в том, что смелый Брюстер это рано или поздно сделает. Он и сделал, уже во втором раунде, с помощью левого бокового, а потом еще раз в третьем. Это были сильные удары, которые слегка сотрясали Кличко, но ни о каком нокдауне не было и речи. Более того, Владимир переходил в атаку и добивался гораздо большего преимущества. Сам Брюстер такие удары, какие он наносил Кличко, пропускал во много раз чаще.
Увидев, что Владимир держит самые тяжелые удары Брюстера, я успокоился и стал ждать нокаута американца. В конце четвертого раунда создалось впечатление, что это вот-вот произойдет. Кличко провел двойку, завершившуюся классическим правым кроссом, Брюстера повело в сторону, украинский тяжеловес бросился его добивать, и Лэймон упал. Вполне возможно, что он решил таким образом уйти от добивающих ударов, но, судя по тому, как Брюстер вставал и как продолжил бой, он был в состоянии грогги. Тем не менее Лэймон сумел провисеть на Владимире последние несколько секунд раунда, замотать его, и кончилось все тем, что они оба упали, причем инициатором этого был Брюстер.
Сейчас многие говорят о том, что Владимир очень тяжело вставал. Я тоже это заметил. Но, с другой стороны, каждый из нас падал зимой, поскользнувшись на обледенелом тротуаре. Вспомните, разве вы тут же взлетали с земли ракетой?
Да, Владимир неважно выглядел между раундами, но Брюстер выглядел куда хуже. Сейчас, зная, что произошло потом, легко находить признаки надвигавшейся катастрофы, однако тогда казалось только, что, может быть, победа дастся Кличко чуть труднее, чем ожидалось.
Пятый раунд проходил полностью под диктовку Владимира. Ближе к концу он всадил в Брюстера, кажется, четыре двойки подряд, и было непонятно, как тот умудряется оставаться на ногах под таким огнем. Но тут Кличко несколько "вымахался", и американец нанес свой коронный левый боковой. Точно! Владимира качнуло. Брюстер бросился добивать украинца. Один из его размашистых боковых пришелся прямехонько в незащищенную челюсть Кличко. Того отбросило в угол, он устоял на ногах, однако рефери остановил бой, сочтя, что только канаты не дали ему упасть. По правилам такое допускается, но мне показалось, что Кличко поймал равновесие. Тем не менее остановка была явно на руку Владимиру. После отсчета нокдауна Брюстер бросился добивать противника. При первом просмотре мне с перепугу показалось, что все его удары легли в цель. Нет, на самом деле в основном они завязли в защите, но Кличко держался на ногах вот уж точно на честном слове. Брюстер продолжал атаковать, несмотря на гонг, однако тут в дело не очень удачно вмешался рефери, Владимир споткнулся о его ногу и упал. Арбитр бросился ему помогать, но Владимир не мог встать. Вот и все.
СПЛЕТНИ В ВИДЕ ВЕРСИЙ
Так что же произошло в бою Кличко - Брюстер? На этот вопрос ответа так и нет. И подчас создается впечатление, будто все делается специально для того, чтобы его и не было.
Сразу после поединка появилась версия, что у Владимира было плохо с сердцем. Но ее быстро забыли и сообщили, что у Кличко обнаружено четырехкратное превышение уровня сахара в крови, но это результат неокончательный, а окончательный будет дня через два-три. Прошли и два, и три, и четыре дня, но никакой официальной информации так и не поступило. Наконец, интернет-сайт boxingscene.com опубликовал сообщение о том, что вокруг бутылочек с водой для Кличко крутились какие-то люди, которые что-то туда подмешали. И опять никакого официального подтверждения не последовало. Слухи множатся, однако те, от кого все как раз и ждут информации, молчат. Может, молчат специально? Может, цель очень грамотной PR-команды Кличко заключается том, чтобы, раз нет никаких доказательств, а есть только предположения, у публики остались серьезные сомнения в том, что Владимир проиграл сам, без посторонней "помощи"?..
Коль цель действительно такова, то она не вполне достигнута. Если у меня сразу после боя возникли некоторые сомнения в том, что все было по-честному, то с каждым днем они ослабевают в результате действий, а точнее, бездействия команды Кличко. Не мне учить этих профессионалов экстра-класса, но все шатания из стороны в сторону, от одной версии к другой и загадочное молчание наводят на мысль, что это тот самый случай, когда тайна заключается в отсутствии тайны.
Раз нам никто не помогает разобраться в том, что произошло, попробуем сделать это сами, взвесив основные "за" и "против". Изложим аргументы в таком виде: жирным шрифтом - в пользу того, что Владимира Кличко каким-то образом отравили, светлым - что он проиграл бой естественным образом.
1. Ставки на тотализаторе перед боем резко изменились: если сначала они были 11-1 в пользу Владимира, то затем - всего 4-1.
Это не говорит ни о чем. Ставки перед боем очень часто меняются в любую сторону. Игроки народ нервный и легко поддаются на провокации. К тому же если бы была серьезная утечка информации, то, скорее всего, отголоски ее дошли бы и до нас. Наконец, в случае крупной махинации крупных махинаторов никаких утечек не бывает, и цель "сведущих игроков", делающих ставки на заведомого аутсайдера, заключается в том, чтобы ставки как минимум сохранились на прежнем уровне.
2. Знаменитый промоутер Дон Кинг, обладающий весьма скандальной репутацией, заявил, что поставил крупную сумму на Брюстера и в результате очень много выиграл.
Слишком уж все откровенно. Если бы Дон действительно подтасовал результат боя, то он обязательно провел бы операцию по прикрытию этой акции, а не стал бы хвастаться, как он на ней нажился.
3. Владимир начал стремительно терять силы во время боя. Он был очень бледен и несколько неадекватно вел себя после нокаута. По словам опытнейшего рефери Роберта Берда, они никогда не видел ничего подобного. Таким же обескураженным выглядел и знаменитый тренер братьев Кличко Эммануэль Стюард, заявивший, что все это очень странно.
В профессиональном боксе происходит много "очень странного". В 1994 году такую же внезапную слабость во время боя с Майклом Мурером почувствовал Эвандер Холифилд. Позже ему поставили кардиологический диагноз, который потом был отвергнут, но ведь силы действительно покинули Эвандера во время матча. В 1997 году в результате неправильного применения аминокислотных препаратов, что привело к резкому обезвоживанию организма, такая же неодолимая слабость обрушилась на Константина Цзю во время боя с Винсом Филлипсом. Организм Владимира Кличко вполне мог дать негативную реакцию на один из тех препаратов, например, восстановительных, которые он, как всякий профессионал, принимал перед поединком с Брюстером. От этого, кстати, в частности, мог подняться и уровень сахара в крови.
И так можно продолжать бесконечно. Я не ставил себе целью ни подтвердить, ни опровергнуть хотя бы главные версии заговора вокруг боя Кличко - Брюстер, которых сейчас великое множество. Мне хотелось только показать, что на каждый внешне очень убедительный аргумент можно без труда подыскать не менее убедительный контраргумент. Пока нам не остается ничего иного, как продолжать ждать появления какой-нибудь официальной информации, а также принять за данность то, что Владимир Кличко проиграл Лэймону Брюстеру. И если в ближайшее время не будут приведены убедительные доводы в пользу той или иной версии отравления (а я думаю, что не будут), придется с этим смириться.
БОЙ ГРЯДУЩИЙ
Когда я в середине 80-х служил в армии, у нас ходил такой анекдот. Идет передача "Что? Где? Когда?" Телезритель Иванов задает знатокам вопрос: "Сколько у СССР военных баз и где они находятся?" После бурного обсуждения знатоки дают ответ: "Не знаем". Голос Ворошилова за кадром: "Ответ правильный!"
Вот и на вопрос, как сложится 24 апреля бой Виталия Кличко с обидчиком его младшего брата Корри Сандерсом, правильным будет такой же ответ. Потому что нам неизвестно главное: как умеет работать Виталий со смелыми рослыми левшами, обладающими быстрым нокаутирующим ударом. До того, как дала себя знать травма плеча, с Крисом Бердом он работал очень хорошо, но Берд обладает только двумя из вышеперечисленных качеств: он левша и смелый, но никак не рослый, а удар у него, видимо, самый слабый в дивизионе. К тому же при такой разнице в росте, как у Виталия и Берда, неудобство леворуких боксеров сводится к минимуму.
У Корри Сандерса нет каких-то выдающихся боксерских достоинств, кроме быстрых рук и отточенного прямого удара слева вразрез. Все остальное только неплохо, а выносливость, как известно, вообще оставляет желать много лучшего. В общем, будь он правшой, шансов в бою против Виталия Кличко у него было бы не много. Но он левша, и если Виталий будет стоять открытым для его левого прямого, как Владимир, результат может получиться аналогичным. Кроме того, крайне трудно подыскать спарринг-партнера, схожего по манере и данным с южноафриканцем. Как Виталий и его тренеры решили эту проблему, мы не знаем. Наконец, не будем забывать об еще одном факторе - психологическом: в активе у Сандерса есть победа над Владимиром Кличко.
Я несколько раз говорил с Корри, и у меня сложилось впечатление, что нервы у него - как канаты. Даже не представляю, как его можно вывести из себя. Виталий будет, конечно, супермобилизован, так как на кону в этом поединке будущее не только его самого, но и вообще бренда "Братья Кличко". Однако такая супермобилизованность имеет и оборотную сторону - огромное напряжение. Выдержит ли его старший Кличко? Нервная система Виталия уже давала сбои несколько раз. Достаточно вспомнить, как после случайного падения в бою с Льюисом он попытался лягнуть британца или как выполнил бросок через бедро в поединке с Лэрри Дональдом. Однако по-настоящему Виталий еще никогда не срывался.
В общем, шансы на данный момент представляются мне почти равными, но только потому, что я не видел тренировки Виталия. Вполне возможно, что они вселили бы куда большую уверенность. А так наиболее вероятными сейчас представляются два исхода матча: победа Сандерса нокаутом в первой половине боя и победа Кличко нокаутом во второй половине, где-то раунде в 7 - 8-м. Последнее требует пояснения. Сандерс хорошо держит удар до тех пор, пока не устанет. А Виталий вряд ли будет особенно форсировать события и наверняка постарается разыграть партию до верного.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ