Газета Спорт-Экспресс № 92 (3470) от 26 апреля 2004 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 апреля 2004 | Бокс и ММА

БОКС

СТАРШИЙ СТАЛ ГЛАВНЫМ

Виталий Кличко сделал в субботу в Лос-Анджелесе сразу три важных дела: стал чемпионом мира в тяжелом весе по версии WBC, рассчитался с Корри Сандерсом за младшего брата Владимира, которого тот нокаутировал в марте прошлого года, и, наконец, не только вернул бренду "Братья Кличко" былой авторитет, но и поднял его на недосягаемую (по крайней мере сейчас) высоту.

БОРЬБА С ЛЕВЫМ УКЛОНОМ

Никто не считал Сандерса великим бойцом, но все считали его боксером крайне неудобным. В тяжелом весе не так много рослых левшей с таким быстрым и убийственным ударом. Именно эта особенность стоила Владимиру в марте прошлого года титула WBO. Перед боем южноафриканца с Виталием только и было разговоров о том, сумел ли старший Кличко в ходе тренировочного процесса приноровиться к "левому уклону" Сандерса.

Впрочем, сомневались не все. Несколько дней назад мне довелось говорить с нашим прославленным боксером, ныне - президентом Российской федерации профессионального бокса Виктором Агеевым, который сказал, что, по его мнению, Виталий решит "левую проблему" если не в первом раунде, то в первых трех, а дальше полностью завладеет инициативой и отправит Сандерса в нокаут.

Примерно так все и произошло.

Первый раунд начался довольно нервно, а потому совершенно нерезультативно. Шла обычная разведка с дальней дистанции.

Ближе к концу раунда Виталий провел в комбинациях несколько ударов с обеих рук, пока пробных и не очень сильных. Сандерс принял их со стойкостью бетонной стены, а потом неожиданно ввернул свой удар слева - в разрез или даже под рукой Кличко. Тот отшатнулся. Корри бросился добивать соперника, достал еще пару раз, но его первый удар так и остался самым сильным.

В какой-то момент Виталий поскользнулся. Было ясно, что это не нокдаун, но все равно вид сидящего на полу Кличко навел на не самые приятные и все еще очень свежие воспоминания. Однако Виталий бодро поднялся на ноги - и вполне спокойно закончил раунд. Который показал, кто и на что может рассчитывать в этом бою: вся логика поединка говорила в пользу Кличко - он был быстрее, техничнее и разнообразнее, а единственный шанс Сандерса заключался в разовом быстром и точном ударе слева в контратаке. Впрочем, все это было известно и до боя.

В то же время первый раунд не дал ясного ответа на то, насколько Виталий приспособился к "леворукости" южноафриканца. Вроде бы на протяжении большей части раунда Кличко не испытывал с этим проблем, но, с другой стороны, по крайней мере один раз Сандерс его поймал, а при его нокаутирующей мощи нельзя допускать и таких локальных огрехов. Если сравнить количество нанесенных ударов, то первый раунд выиграл Виталий, а если "тоннаж" - то, по-моему, Сандерс. Лично я склонялся ко второму варианту как к основному - и потому второй раунд встретил с весьма тревожным чувством.

Почти сразу это чувство еще более усилилось: Сандерс снова провел контратаку, начавшуюся с мощного удара слева, хотя на этот раз не такого точного и плотного. Но это был последний его успех в этом раунде. Виталий перехватил инициативу и уже не упускал ее до гонга.

К концу раунда южноафриканец уже тяжело дышал и все чаще опускал руки. О том, что у него серьезные проблемы с выносливостью, было известно всегда, но неужели его хватило только на два раунда? Может быть, это западня?

Так или иначе, но второй раунд Виталий выиграл с большим преимуществом, и стало окончательно ясно, что "проблему левши" он полностью решил в ходе тренировочного процесса. А ведь было заранее понятно: если отобрать у Сандерса "шанс левши", то у него практически не оставалось никаких других шансов, так как во всех компонентах собственно боевого искусства Кличко южноафриканца превосходил.

БУРЫ НЕ СДАЮТСЯ!

Где-то в середине третьего раунда Сандерсу снова удалось слегка потрясти Виталия своим ударом слева, но и только. Симметричный удар Кличко справа по голове, ничуть не уступавший по силе, проходил куда чаще. Кроме того, Виталий был значительно разнообразнее в атаках, а левым джебом почти все время держал уступающего ему в росте Сандерса на нужной для себя дистанции.

Становилось все более очевидно, что спасти южноафриканца в этом бою может только шальной удар, но шансов даже на это у него было все меньше. У Сандерса таяли силы, а Кличко явно взял курс на то, чтобы вымотать соперника окончательно. К некоторому неудовольствию публики, украинец не форсировал события, не лез в бездумную рубку - ждал своего часа. Выглядело это, конечно, не очень эффектно, и временами за полраунда не наносилось практически ни одного удара, зато прямиком вело к цели.

Сандерс все больше уставал. Вообще, с выносливостью у него дело обстояло даже хуже, чем ожидалось. А вот со стойкостью - с точностью до наоборот. Корри всегда пользовался славой смелого боксера, но чтобы вот так, на одной воле, держаться на ногах раунд за раундом - это, знаете ли, достойно уважения. Так когда-то его предки, буры, год за годом вели уже фактически проигранную войну с англичанами. Пусть сил уже нет, зато есть гордость, которая может их заменять какое-то время.

То, что Сандерс абсолютно измотан, было совершенно очевидно уже в четвертом раунде. Он с трудом передвигался, как охромевший в битве боевой конь. У него временами не было даже сил держать руки повыше, из-за чего он то и дело пропускал удары. Наконец, Сандерс потерял и свой последний шанс - шанс панчера, потому что и удара у него больше не было. Он больше не мог с прежней силой и скоростью бить свой левый прямой и вместо него пытался провести длиннейший боковой с замахом от самой Южной Африки до Лос-Анджелеса. Теоретически, конечно, была вероятность того, что Виталий этот боковой пропустит, но для этого он был слишком осторожен, и "удар последней надежды" Сандерса то и дело свистел мимо, лишь отнимая силы.

В пятом раунде Корри от нокаута спас только гонг. Каким-то чудом боксер сумел немного восстановиться в перерыве, и отчасти ему в этом помог Виталий, который, как и ожидалось, решил ждать до верного. Полем битвы давно уже был не сам ринг, а лицо Сандерса, потому что все боевые действия происходили только там. Один за другим южноафриканец пропускал страшные разящие удары Кличко справа, перемежавшиеся левыми джебами и изредка хуками, и все стоял, стоял, стоял. На это становилось тяжело смотреть. Удары его давно стали какими-то пихающими толчками, но он держался, чем временами очень удивлял не только зрителей, но и Виталия.

В седьмом раунде создалось впечатление, что украинский тяжеловес попросту устал бить, но в восьмом он снова взялся за дело, и к концу раунда Сандерс потерял уже всякую способность даже защищаться, его руки часто повисали, как плети, и удары Кличко опять и опять обрушивались на его незащищенную голову, но он по-прежнему стоял. Тем не менее рефери наконец вмешался и остановил встречу. Никто не протестовал.

Кличко - чемпион! Украинский вечер близ Голливуда удался на славу.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Один из братьев Кличко наконец-то стал настоящим чемпионом мира. Забудем про титул WBO, которым каждый из них владел ранее: этим титулом во времена Майка Тайсона владел, например, Рэй Мерсер, но ведь никто ни тогда, ни сейчас всерьез не считал его чемпионом. Сильным уважаемым боксером - да, но и только.

Благодаря своей харизме и чрезвычайно грамотной раскрутке своего промоутера Клауса-Петера Коля братья Кличко стали звездами задолго до того, как добились серьезных успехов на международных рингах - и только теперь Виталий подтвердил их звездный статус на высшем уровне. Именно "их", а не только свой, потому что пиарщики братьев Кличко всегда подавали их как единое целое, и они, кажется, сами воспринимают себя так же. Не случайно в первом же послематчевом интервью, которое новый чемпион мира дал комментатору НВО Лэрри Мерченту (тому самому, который заживо похоронил его четыре года назад, когда он из-за травмы плеча проиграл Крису Берду), он сказал, что Владимир - самый перспективный тяжеловес из всех, кто сейчас выступает.

Стоит отметить и то, что по счастливому лицу Кличко-младшего, переживающему сейчас отнюдь не лучшие времена, не пробежало никакой тени, когда Виталий стал обладателем одного из самых почетных титулов не просто в боксе, а в мировом спорте вообще. Все-таки такие отношения принадлежат скорее классической литературе, чем жизни, и тем приятнее их видеть.

Тем не менее не все так гладко в боксерском королевстве, управлять которым отныне будет старший Кличко, и это отнюдь не его вина. В том же интервью он снова повторил свой многократный вызов удалившемуся на покой Ленноксу Льюису. Мне кажется, что это вызвано не только понятным чувством досады, оставшимся у Виталия после боя с британцем в прошлом году, когда их поединок прекратили из-за серьезнейшего рассечения у украинского тяжеловеса. Просто дело в том, что, кроме Льюиса, которому в этом году исполнится 39 лет, и побеждать как-то некого.

Великому чемпиону нужны великие соперники. Мохаммед Али времен своего первого чемпионства, 1964 - 1967 годов, как боксер на голову превосходил самого себя времен "второго правления", 1974 - 1978 годов, но помнят его, главным образом, за последнее. Потому что тогда ему пришлось драться с Джо Фрезером, Джорджем Форменом, Кеном Нортоном и многими другими. Виталию Кличко в этом плане повезло куда меньше. Он рискует стать королем без достойных себя подданных. Просто не видно соперников, победа над которыми прибавит ему славы, а прибавить нужно, потому что, отдавая должное фантастическому мужеству Корри Сандерса, приходится сказать, что он никак не производил впечатления боксера, достойного звания абсолютного чемпиона мира в тяжелом весе. Он человек, оказавшийся у подножия трона случайно, и Виталию Кличко в ближайшее время об этом еще раз напомнят. Тот же Лэрри Мерчент.

Кого побеждать? Чемпиона мира в тяжелом весе по версии WBA и своей мамы Джона Руиса? Так его уже разделал под орех Рой Джонс, который ему в пупок дышит. В такой победе не будет большой чести. Или, может быть, вернуть старый должок Крису Берду, чемпиону мира по версии IBF и своей действительно очень милой жены? Месть, конечно, сладка, и против двурукого Кличко у Берда нет ни одного шанса из тысячи, но славы Виталию это никак не прибавит. Берд только что фактически проиграл не самому славному бойцу Анджею Голоте, и если бы не судьи, поставившие ничейные очки, сидел бы он сейчас без всякого титула. Или, может быть, вызвать на бой обнаглевшего от победы над древним Холифилдом Джеймса Тоуни? Как говорили наши предки: "Ах, оставьте".

Вот и приходится в очередной раз кричать: "Леннокс, подлый трус, выходи!" Не случайно ведь Лэрри Мерчент на этот вызов Льюиса ответил: "А если он не вернется на ринг, тогда что?" И действительно - что?

Но об этом мы подумаем как-нибудь в другой раз, а пока у нас просто есть повод для радости. Вот давайте и порадуемся - за Виталия Кличко и за самих себя, за него болевших.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ