ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 9-й тур |
"СПАРТАК" БОИТСЯ ТРАВЫ
Игорь РАБИНЕР
Федор Федорович Черенков скромно стоял у ограды стадиона "Локомотив". Сотни молодых людей в красно-белых шарфах проходили мимо, не узнавая человека, на чьем футболе выросло целое поколение. А маэстро улыбался, ожидая своего знакомого, солиста Большого театра. Днем ранее тот зазвал Черенкова в Большой, а в субботу должен был состояться ответный визит. Я слушал его - и ловил себя на ощущении: словно в другом веке очутился. В том, где футбол приравнивался к театру, а "Спартак" с двумя центральными полузащитниками оборонительного плана представлялся нонсенсом.
За полчаса до матча Черенков, плоть от плоти спартаковец, хвалил соперника - "Зенит". Выделял его из общего ряда за то, что стремится атаковать - при любом счете. Но не летит на чужие ворота с шашками наголо, а делает это творчески, с изюминкой. От оценки нынешнего "Спартака" великий футболист уклонился.
Не собираюсь на основании субботних 0:3 сулить публике крах "Спартака" и учинять словесное распятие Невио Скале. Во-первых, сам "Зенит" в прошлом сезоне похлеще был бит "Динамо" - 1:7, а во-вторых, забей красно-белые во вполне приличные для себя первые полчаса - и повернуться все могло по-другому.
Не в счете дело, а в странном ощущении. Раньше "Спартак" по весне ждал травы как манны небесной. Теперь же эта трава в Черкизове стала для него губительной. А шустрый, влюбленный в мяч "Зенит" - тот, напротив, словно этого газона и ждал. Взять Аршавина - вылитого спартаковца 80-х и 90-х. А в качестве альтернативы - скажем, Шоавэ. Противопоставление, по-моему, вполне корректное, так как весь "Зенит" по стилю сыграл, как Аршавин. "Спартак" - как Шоавэ.
В начале сезона у "Спартака" хотя бы просматривался характер. Ближе к маю игра не появилась, а воля начала улетучиваться: в Казани, по признанию Скалы, команда играла "без сердца", а с "Зенитом" первый же пропущенный гол поставил ее на колени. Можно, конечно, предположить функциональный спад. А можно - что на одних "морально-волевых" долго не продержишься.
Мне же кажется, что при такой чудовищно медленной защите "Спартак" не то что Скала - Арсен Венгер в тройку призеров не вытащит. Самому тренеру уместно по этому матчу предъявить претензии лишь по неудачному выбору форварда. Но защитников-то, как говаривал товарищ Сталин о советских писателях, "у меня для вас больше нет"! В период дозаявок спартаковским боссам надо будет не укреплять - формировать заново эту линию. И только потом настанет пора судить о состоятельности Скалы.
Единственное, что мне не нравится в работе честного и серьезного итальянца, - следование моде на двух центральных хавбеков-разрушителей. Сравните тот же ЦСКА Артура Жорже, когда в середине выходят Рахимич с Алдониным - и когда одного из них подменяет Ярошик или Карвалью. Посмотрите на футбол того же "Зенита", где при линейной обороне и схеме 4-4-2 все-таки находится место для конструктора игры Радимова. О "Торпедо" с двумя мозговыми "полушариями" - Семшовым и Кормильцевым, и о "Локомотиве" с его вагоном диспетчеров даже не говорю.
В "Спартаке" же ни Тробока, ни Шоавэ, ни Сосу к чужим воротам и цистерной черной икры не заманишь. Ну вот принято сейчас так в Европах - обороняться в центре, атаковать по флангам. Жорже ведь при гораздо большем выборе тоже сжав зубы выпускает центрхавов-созидателей. При четырех защитниках такая тактика приводит к дыре на месте кого-то одного из двух - либо диспетчера, либо второго форварда. В итоге страдает зрелище. Разве после этого не справедливо, что лидируют другие? И что на "Торпедо" с его куда более скудными возможностями смотреть сейчас много слаще, чем на "Спартак"?!
У болельщиков красно-белых, потрясающе поддерживавших команду до последнего, были основания для надежды. Стадион, на котором "Спартак" провел два самых ярких и памятных своих золотых сезона за четверть века - в 79-м и 96-м. Белая поперечная полоса, возвращенная после долгого перерыва. Вот только ни о том, ни о другом большая часть собранного под спартаковским флагом интернационала понятия не имела.
0:3. Чьи-то иллюзии, подозреваю, развеяны. Дворцы в одночасье возникают из воздуха только в сказках. После войн остаются руины, на разбор которых должно уйти много времени, сил и ума - даже если на это и есть деньги. Так будет и в "Спартаке".
Москва