ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Виктор ТИХОНОВ: "С ДРУГИМИ ИГРОКАМИ БЫЛО БЫ ТО ЖЕ САМОЕ"
Алексей ЛАПУТИН |
из Праги |
Для того чтобы вызвать главного тренера сборной России на откровенный разговор, причем разговор для печати, пришлось изрядно потрудиться.
Виктор Тихонов охотно общался в режиме "не для прессы", рассказывал много интересного и о команде, и об энхаэловцах, и о работе ФХР. Но записывать беседу на диктофон категорически запрещал.
Официальный разговор все-таки состоялся - в холле Sazka Arena перед четвертьфинальным матчем Канада - Финляндия (финские болельщики то и дело подходили к тренеру за автографами). Тихонов сразу попросил не задавать вопросов о ФХР - оказывается, в его контракте есть пункт, запрещающий публично критиковать действия федерации и ее руководства. Претензий к ФХР у тренера, судя по всему, накопилось предостаточно, но... Контракт есть контракт.
- Сразу скажу: времени на то, чтобы серьезно, всесторонне проанализировать произошедшее со сборной на чемпионате мира, у нас с помощниками еще не было, - начал Тихонов. - Все это сделаем позже, когда вернемся из Чехии. Пока же хотел бы отметить следующее.
На протяжении всего сезона перед нами стояла задача проверить на этапах Евротура хоккеистов, выступающих в российском чемпионате, и подготовить их к мировому первенству. Однако эта задача оказалась практически невыполнимой. Вместо того чтобы на каждый турнир привлекать по четыре - шесть новых игроков, пришлось приглашать более десяти. Причины вам известны - травмы, болезни, усталость, желание повидаться с семьями...
На всех этапах Евротура мы, напомню, занимали третьи места. Команда действовала на пределе возможностей, но говорить о том, что на этих турнирах мы имели преимущество над кем-то из соперников, нельзя.
- Могла ли ситуация измениться в лучшую сторону на чемпионате мира?
- Мы рассчитывали, что подойдем к мировому первенству не только с проверенными мастерами из суперлиги, но и с отработанными тактическими и игровыми вариантами. И, конечно, думали, что приедут ребята из НХЛ, которые благодаря своему опыту и авторитету улучшат то, чем мы располагали. К сожалению, случилось иначе.
Распалось хорошее звено Зиновьева. Мы потеряли целую группу квалифицированных нападающих, в том числе центральных - Королева, Коваленко, Бойкова, Кривокрасова. Не дождались (кстати, не только мы, но и тренеры украинской сборной) представителей "Магнитки" - попробуйте догадаться, почему. В общем, подготовка к мировому первенству оказалась скомканной.
- С какими еще проблемами столкнулись?
- Перед самым чемпионатом выбыл из строя Ковальчук - для того чтобы восстановить игровые кондиции, у него были считаные дни. Спасибо Леше Яшину - подъехал помочь. Но все видели, что состояние этого опытного игрока, имеющего большой вес в хоккейном мире, было не столь оптимальным, чтобы успешно выступать на самом высоком уровне.
Так и не оправился от травмы Фролов. Мы выпустили Афиногенова, хотя это был серьезный риск, поскольку и он недавно лечился. Что же касается Морозова, то его игру вы сами видели. Из-за всего этого наша команда так и не получилась сбалансированной.
- Такой, как ее главные соперники?
- Да. Ведь мы предполагали, что в другие сборные приедет примерно столько же энхаэловцев, что и к нам. Но к ним присоединилось больше игроков из-за океана. И соперники получили преимущество. При этом побеждали они нас благодаря нашим же грубым ошибкам.
- Должен ли результат, показанный командой на чемпионате, вызывать у болельщиков шок или он в какой-то степени закономерен?
- Я считаю, закономерен. Если бы у нас были другие игроки, случилось бы то же самое. На сегодняшний день уровень российского хоккея уступает другим странам. Говорю это отнюдь не потому, что хотел бы таким вот образом оправдать поражения. Просто, на мой взгляд, наше отставание действительно вполне ощутимо.
- Планировалось ли пригласить на мировое первенство больше энхаэловцев?
- Да, помимо тех, кто приехал, мы предполагали привлечь еще четыре - пять человек. Хотели прежде всего укрепить оборону и взять одного забивного форварда. Это, думаю, помогло бы нам все-таки решить задачу. Но в силу разных причин ребята в Чехии не появились.
- Что скажете об игровой дисциплине - еще одной ахиллесовой пяте команды?
- А что о ней говорить - это проблема всего нашего хоккея, и в одночасье с ней не справиться. Посмотрите, как ведут силовую борьбу шведы или финны, - жестко ставят плечо. У наших же постоянно клюшки летают выше головы. Люди привыкли так играть. Мы регулярно обращали на это внимание, проводили собрания, смотрели видеозаписи. Ребята все понимают, но во время матча, когда эмоции бьют через край, действуют так, как им удобнее.
- До очередного крупного турнира, в котором будет участвовать сборная России - Кубка мира, - осталось четыре месяца. Можно ли сказать что-то определенное по поводу данного турнира?
- А как я могу это сделать! Мы еще мировое первенство не проанализировали, а вы говорите - Кубок мира... Для того чтобы получить исчерпывающее представление о том, что происходит в нашем хоккее, нужно изучить массу материалов. Тем более что дело не только в спортивных результатах - надо разбираться глубже.
Скажем, мы еще не знаем, проведем ли контрольный матч в Германии. От него зависит, как построим подготовку, придется ли команде два раза летать через океан. Здесь множество нюансов, учесть которые пока не представляется возможным.
А состав? У меня уже спрашивают, кого возьмем на Кубок мира! Вы сами-то можете назвать 20 игроков вот так, навскидку? И я не могу. А то получится так же, как на этом чемпионате мира: предполагали одно, а вышло другое. Вот вернемся в Москву и начнем работу.
- Будете ли ставить вопрос о необходимости перенести начало чемпионата России с 1 сентября на середину этого месяца?
- Если подобного не сделать, просто не представляю, как наша сборная станет играть на Кубке мира.
- Насколько известно, менеджер команды Алексей Касатонов принял решение прекратить сотрудничество с ФХР. Это тяжелая потеря для сборной?
- В данный момент давать какие-либо развернутые комментарии по этому поводу я не готов.
- Тогда прокомментируйте недавнее заявление Александра Стеблина о вашей возможной отставке.
- Мне уже приходилось бывать в ситуациях, подобных нынешней. Приходилось, например, испытывать гнев генеральных секретарей страны - кто помнит те времена, тот представляет, что это могло означать для любого человека. Поэтому меня трудно чем-то задеть и чем-то удивить. Я привык сохранять спокойствие и выдержку, буду делать это и впредь.
Не исключаю ни одного варианта дальнейшего развития событий, отмечу лишь, что любой из них не станет для меня неожиданным. Просто есть определенные нюансы, не позволяющие пока выносить на суд общественности мое мнение по этому вопросу и какие-то мои потаенные мысли. Думаю, спустя какое-то время после окончания чемпионата мира данная ситуация обязательно разрешится.