ХОККЕЙ |
В ОСТРАВЕ с Владимиром ВУЙТЕКОМ |
ХОЧУ ИГРАТЬ, КАК КАНАДА
Очень хочу научить свой "Ак Барс" играть также, как второй год подряд на чемпионатах мира играет сборная Канады.
Конечно, во мне еще не улеглось возмущение по поводу неправедной шайбы, заброшенной Яну Лашаку в словацко-канадском полуфинале. Точно так же, как, думаю, не прошло возмущение и у российских болельщиков после матча Россия - США. И хотя в тренерском лексиконе нет и не должно быть места таким словам, как "возмущение", "гнев", "неправедный", - сейчас могу себе это позволить. На чемпионате мира я в первую очередь болельщик. И потому сборную Словакии мне жаль даже, пожалуй, больше родной сборной Чехии. Но какими бы "неправедными" не были заброшенные шайбы, в финале, как и год назад, вновь оказались команды Канады и Швеции - а это уже не объяснить ни случайностью, ни совпадением.
Мы делились мнениями с коллегами, весь чемпионат находившимися в Праге. Они мне завидовали: по сравнению с остравской частью чемпионата предварительный и квалификационный раунды, прошедшие в столице, можно назвать скучными. У нас, в Остраве, пять сборных дрались за четыре путевки в плей-офф, а в Праге все было ясно, предсказуемо и без всяких интриг. А когда начались матчи на выбывание - пошли сплошные разочарования. В четвертьфинале - чешское, в полуфинале и матче за третье место - словацкое. Оставалось только удивляться игре заокеанских представителей, в которой было много поучительного. Прежде всего для нас - тренеров, работающих в Европе.
Хочу научить свой "Ак Барс" подходить к главным матчам сезона так же, как это делает сборная Канады. Даже не буду против, если в сентябре - октябре в российских газетах появятся такие заголовки, как, например: "Куда катится казанский клуб?" или "Что случилось, пан Вуйтек?" - точно такие же, которые были в начале мирового первенства в публикациях о канадской сборной. Еще неизвестно, где бы она оказалась, будь у нее вместо "прогулочного" пражского календаря "волчий" остравский. Но представленными (точнее, собственноручно заработанными год назад) возможностями для неспешной подготовки к главным матчам канадцы воспользовались в полной мере. Прибавляя от матча к матчу, наигрывая невиданные ранее сочетания, где в одной пятерке находилось место и действующей звезде НХЛ, и хоккеисту, выступающему в Европе.
Очень хочу привить своему "Ак Барсу" такую же психологическую устойчивость, какую показали канадцы. Практически во всех решающих матчах они по ходу игры уступали. Подчас даже с разницей в две шайбы. Но разве хоть раз они опустили руки, махнули этими самыми руками - мол, последний, что ли, в нашей жизни чемпионат? Хоть раз сорвались на выяснение отношений, заставляя тренера из-за многочисленных удалений ломать сложившиеся связки, кроить на "живую нитку" временные сочетания, слабо представляя, что из этого может получиться на льду?
Я очень хочу даже при счете 0:2 или 1:3 чувствовать себя столь же спокойно и уверенно, как канадский тренер Майк Бэбкок. Потому что чувствовать себя так можно лишь тогда, когда знаешь, какой резерв у тебя еще есть. Когда понимаешь, что сейчас, как и во всех прошлых матчах, твои ребята начнут прибавлять и прибавлять - до тех пор, пока не сломают противника. А сломав, не откатятся назад, и им не надо будет объяснять, что, перейдя на оборонительные действия, можно и доиграться.
Сегодня я возвращаюсь из Праги в Остраву, стану отдыхать и думать. А 21 июня вернусь в Казань и буду работать. Ведь хоккейные законы и хоккейные уроки едины для всех - и для чемпионатов мира, и для российской суперлиги.