Газета Спорт-Экспресс № 106 (3484) от 15 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 мая 2004 | Олимпиада

СПОРТ-ЭКСПРЕСС МОСКВА-2012

ТУМАН НАД ЖЕНЕВСКИМ ОЗЕРОМ

Как любом соревновании, в конкурсе городов, претендующих на проведение Игр XXX Олимпиады, победитель будет только один. Мир узнает его имя 6 июля 2005 года после подведения итогов голосования на 117-й сессии МОК в Сингапуре.

А вот первые неудачники олимпийской гонки могут определиться уже 18 мая этого года. Будут ли таковые? И если будут, то сколько и кто именно?

Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, какой путь для принятия решения выберут члены исполкома МОК. Основных вариантов два: дать возможность продолжить гонку всем или почти всем стартовавшим в ней 9 городам или допустить в следующую фазу спора 5, максимум 6 из них.

Аргументы "за" и "против" можно найти для обоих подходов. Чтобы они были более понятны, напомню: открывая конкурс, МОК объявил, что он пройдет в три этапа. В ходе первого, который и завершается 18 мая, претендентам на Олимпиаду-2012 надлежало в форме ответов на вопросник МОК изложить свои концепции организации Игр и предоставить общую информацию о состоянии городского хозяйства, спортивной и транспортной инфраструктурах, источниках финансирования заявочного процесса и самих Игр, наличии правительственных гарантий и т.д. Формально на основе полученных данных исполком МОК должен отделить тех, кто теоретически в состоянии провести Олимпийские игры, от тех, кому это явно не по силам.

Прошедшие во второй тур получают звание городов-кандидатов и возможность использовать в своей эмблеме пять переплетенных колец. Этот этап гораздо более сложный, чем первый. Сначала претендентам надлежит заполнить так называемую Заявочную книгу - документ, в котором каждый аспект подготовки и проведения Олимпиады-2012 должен быть расписан до мельчайших подробностей. Потом МОК создаст комиссию, которая посетит города-кандидаты, чтобы понять, в какой мере данные, изложенные в Заявочной книге, соответствуют действительности или истинным потенциальным возможностям, а затем сделает сравнительный анализ претендентов. Именно отчет Оценочной комиссии поможет членам исполкома МОК в мае 2005 года назвать имена финалистов, которые будут допущены к голосованию на 117-й сессии МОК в Сингапуре. Она станет заключительным этапом конкурса, отличительная особенность которого в том, что участие в определении столицы Игр XXX Олимпиады примут все члены МОК, за исключением граждан стран, города которых доберутся до финала.

Но пока всех интересует, какое решение будет принято на предстоящем заседании исполкома МОК. Сторонники того, чтобы отсеянных после первого этапа было как можно меньше, обосновывают свою позицию примерно следующим образом. Зачем кого-то раньше времени лишать надежды? Ведь участие любого города в споре за право принять Олимпийские игры способствует развитию спорта и популяризации олимпийского движения в этой стране. И чем больше претендентов в разных уголках планеты, тем больше внимания к Олимпийским играм во всем мире, тем выше авторитет МОК. К тому же исполкому МОК не избежать критики в свой адрес, если кому-то покажется, что его обидели несправедливо. Ведь Оценочная комиссия еще не создана, и выводы о состоятельности или несостоятельности какого-либо города могут носить весьма субъективный характер.

В то же время опыт Афин показывает, что даже такой стране, как Греция, организовать Олимпийские игры на современном уровне трудно. Что бы ни говорили о необходимости сделать Игры компактными и скромными, расходы на их подготовку и проведение с каждым разом будут только возрастать. Хотя бы потому, что появляются все новые и новые аспекты, требующие повышенного внимания и материальных затрат. Например, лишь на обеспечение безопасности Олимпиады-2004 грекам пришлось найти более 650 миллионов евро, о которых еще три года назад никто не думал. Поэтому можно предположить, что, оценивая теоретическую способность претендентов на Олимпиаду 2012 года провести ее, исполком МОК все-таки примет во внимание уровень экономического развития и численность населения стран, которые они представляют. Для одного-двух городов такой подход чреват негативными последствиями.

Но есть, как уже отмечалось выше, и другой вариант: сокращение количества претендентов будет более радикальным. Его обосновывают тем, что двух Оценочных комиссий МОК, которые посетят разные города, быть не может, а для одной задача побывать за два месяца в 8 - 9 местах, все увидеть там, запомнить и осмыслить, не по силам. "5 - 6 городов - это предел того, с чем физически могут справиться члены комиссии в отведенные для визитов сроки", - считает один из наиболее авторитетных членов исполкома МОК. А вот Чарли Бэттл, в свое время человек №2 в Оргкомитете Игр-96 в Атланте, а ныне главный лоббист заявки Нью-Йорка, убежден в обратном. "Когда я входил в состав Оценочной комиссии, - сказал он мне на недавнем заседании Панамериканской спортивной организации, которое проходило в Сан-Антонио, - мы посетили 11 городов - и ничего, остались живы".

Дополнительную интригу в процесс определения городов-кандидатов внесет то, что судьбу претендентов будут решать далеко не все 15 членов исполкома МОК. Так, три вице-президента Томас Бах, Виталий Смирнов и Джеймс Истон - представляют соответственно Германию, Россию и США, а потому, согласно этическим нормам МОК, не могут даже принять участие в обсуждении вопроса. Ким Ун Йонг из Южной Кореи, избранный четвертым вице-президентом на сессии МОК 2003 года в Праге, сейчас сидит в сеульской тюрьме, и его полномочия члена МОК приостановлены. А президент МОК, как правило, не голосует. Таким образом, вся ответственность ложится на Гуниллу Линдберг (Швеция), Франко Карраро (Италия), Дениса Освальда (Швейцария), Марио Васкеса Ранью (Мексика), Оттавио Чинкванту (Италия), Сергея Бубку (Украина), Ламбиса Николау (Греция), Тони Хоури (Ливан), Герхарда Хейберга (Норвегия) и Альфа Ибрахима Диалло (Гвинея).

С некоторыми из них мне совсем недавно довелось встречаться. И я, не подвергая сомнению компетентность и принципиальность этих людей, пришел к выводу: даже представить невозможно, какие именно факторы могут сыграть решающую роль в принятии ими решения в пользу того или иного города. Более того, они и сами это не до конца представляют! "Вот приедем в Лозанну, - сказал мне три недели назад один из членов исполкома, - накануне заседания нам раздадут документы, подготовленные секретариатом, тогда и поймем, чего следует ожидать".

Очень важна, безусловно, точка зрения президента МОК. В конце прошлого года он неоднократно говорил о том, что не исключает вариант, при котором во второй раунд выйдут все 9 городов: мол, уж больно хорошо подготовились они к конкурсу и так удачно составили досье! Однако в последнее время Жак Рогге предпочитает не афишировать свое мнение. Быть может, потому, что лично всюду побывал и получил представление о возможностях претендентов не по их ответам на вопросы МОК, а на основе собственных впечатлений.

Сейчас нет смысла оценивать шансы, достоинства и недостатки заявок Гаваны, Лейпцига, Лондона, Мадрида, Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Рио-де-Жанейро и Стамбула или пытаться предугадать, какое настроение будет вечером 18 мая у их представителей, приглашенных в Лозанну на церемонию оглашения результатов заседания исполкома МОК. Решения, которые связаны с выбором мест проведения Олимпийских игр, как правило, трудно заранее прогнозировать, но легко после объяснить. Остается лишь надеяться на то, что 3 июля, когда в Москву прибудет олимпийский огонь Игр в Афинах, его пронесут по улицам города - кандидата на проведение Олимпиады-2012. Ведь сам ответ на вопрос, в состоянии ли Москва провести на высоком уровне Олимпийские игры, уже известен. С 1980 года.

Александр РАТНЕР