ФУТБОЛ |
EURO-2004. ОСТАЛОСЬ 25 ДНЕЙ |
ШТАБ |
У Виктора Зинченко в этом году юбилей. 10 лет, как состоит он на службе администратором футбольной сборной России.
Виктор ЗИНЧЕНКО
КРУЧУСЬ КАК БЕЛКА. НО МНЕ КОМФОРТНО В ЭТОЙ СУЕТЕ
ЗИНЧЕНКО Виктор Александрович
Родился 12 сентября 1952 года в Москве. Закончил Московский автомеханический институт по специальности "Эксплуатация автомобильного транспорта". С 1994 года - администратор всех сборных России. С 1998-го - заместитель начальника отдела обеспечения сборных РФС. С 2001 года - менеджер сборной России.
С недавних пор в обиход вошло слово "менеджер". Но Зинченко к этому относится спокойно.
- Менеджеры - люди, связанные с решением каких-то коммерческих интересов, поиском спонсоров, ну и так далее, - рассуждает он. - Вот как, например, менеджер нашей сборной Александр Чернов. А мы ведаем хозяйственными вопросами, обеспечением экипировкой, спортивным инвентарем.
До прихода в РФС он полтора десятка лет отработал в "Мосавтотехобслуживании" - производственном объединении, которое занималось ремонтом и продажей "Жигулей". Был начальником отдела соцкультбыта. Как написали бы раньше - организовывал отдых и досуг трудящихся. В том числе на спортивных аренах.
В юности Зинченко и сам играл в футбол за московскую команду "Крылья Советов-2" при заводе "Знамя труда". Но после армии о карьере футболиста пришлось забыть. Он поступил в Московский автомеханический институт, а мяч с друзьями гонял уже только для собственного удовольствия.
Он крепко дружил с администратором футбольной сборной СССР Борисом Кулачко и через него еще в конце 70-х познакомился с Вячеславом Колосковым. Когда в смутное перестроечное лихолетье Зинченко вынужден был оставить свое предприятие, именно Колосков и пригласил его в РФС. В отдел обеспечения сборных.
Прошел все юношеские сборные, а в первой начинал еще при Павле Садырине. Затем были Олег Романцев, Борис Игнатьев, снова Романцев, Валерий Газзаев и Георгий Ярцев. Лишь с Анатолием Бышовцем в 98-м не работал - тот сразу со своим штабом пожаловал, и Зинченко на пару месяцев перебрался в молодежку.
- Конечно, у каждого свой характер, но я со всеми тренерами ладил. Нареканий ни у кого не возникало. Главное, считаю, дело свое выполнять на совесть.
А должность у администратора хлопотная. Требующая не только организаторской жилки, но и способности находить выход из любого положения в максимально сжатый срок. В практике Зинченко форс-мажора, как водится, хватало.
К примеру, весной 97-го сборная улетала на отборочный матч на Кипр. И на МКАДе по дороге во Внуково сломался автобус с командой на борту. А опаздывать нельзя - рейс-то не чартерный, обычный! Зинченко бросился ловить такси. Что с учетом многочисленного состава делегации оказалось делом не одной минуты. Водители, завидев на обочине Онопко с Мостовым, не верили собственным глазам. Тем не менее подвезти во Внуково бесплатно не предлагали. Слава богу, все добрались и улетели вовремя.
В другой раз российскую сборную из-за технической накладки не встретили в Люксембурге. Опять пришлось брать такси до гостиницы. Там Зинченко углядел каких-то английских музыкантов, прибывших в крошечное герцогство на гастроли. У входа в отель красовался арендованный ими автобус. Выяснив, в чем дело, британцы охотно поделились транспортом, на котором и были доставлены на место остававшиеся в аэропорту игроки сборной. В качестве ответного жеста англичанам вручили билеты на футбол.
Или вот случай - Аленичев еще в бытность игроком "Спартака" забыл загранпаспорт в клубе. На часах был поздний вечер, а спозаранку - самолет. Проснувшись в четыре утра, Зинченко помчался из Новогорска в Измайлово домой к женщине, которая трудилась в международном отделе "Спартака". Оттуда - в другой конец Москвы, где находился клубный офис. Взял паспорт - и прямиком в аэропорт. Ничего, успел.
А сколько проблем возникает с таможней! Ведь чтобы сборная могла провезти за рубеж лекарства и продукты, необходимо получить ворох разрешений. Впрочем, по мнению Зинченко, все это - издержки профессии, ибо жизнь уже приучила: безвыходных ситуаций не бывает.
При этом нельзя упускать из виду даже мелочи. Когда накануне чемпионата мира-2002 для нашей сборной выбирали базу в Симидзу, у Зинченко все было расписано буквально по минутам. Сначала планировалось, что команда будет передвигаться по Японии на автобусе. Но подробно изучив все маршруты и произведя хронометраж, пришли к выводу: с учетом автомобильных пробок целесообразнее пользоваться скоростным поездом. Сборной предоставили отдельный мягкий вагон, который строго охранялся.
- В Симидзу к нам все относились очень доброжелательно. А местные детишки завалили бумажными журавликами. В Японии их принято дарить на счастье. У нас весь вестибюль базы был ими заставлен. Когда настала пора уезжать, для них потребовалось около двадцати коробок! Оставлять нельзя - обидятся. Пришлось тащить все в Москву, а уж тут этих журавликов развезли по детским домам.
Сейчас Зинченко менеджер национальной команды и старший администратор всех сборных РФС, включая женскую, которую уже дважды сопровождал по просьбе главного тренера Юрия Быстрицкого на чемпионаты мира. Основной участок его работы - поставка экипировки.
- Вместе с вице-президентом РФС Александром Тукмановым утверждаем дизайн и модели новой формы. Для нас уже много лет по контракту ее готовит фирма Nike. Отмечу, что Тукманов к этому относится предельно скрупулезно. Футболисты сборной не должны чувствовать никаких неудобств. Что в играх, что на тренировках.
...Когда мы уже прощались, Зинченко неожиданно заметил:
- Знаете, я очень благодарен судьбе, что попал в Российский футбольный союз. Сейчас даже самому не верится, что заведовал когда-то отделом соцкультбыта. Конечно, полно забот, крутишься здесь целыми днями как белка в колесе. Но мне комфортно в этой суете.
Александр КРУЖКОВ