ФУТБОЛ |
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Финал |
"МОНАКО" - "ПОРТУ" - 0:3 |
ПРЕСТИЖ РОССИИ СОЗДАЮТ ЛИЧНОСТИ
Борис БОГДАНОВ |
из Гельзенкирхена |
ВСЮДУ СВОЙ
Знаете, где должен был находиться в эту среду премьер-министр Португалии Жозе Мануэл Дурау Баррозу? В Мексике. С давно оговоренным и согласованным по официальным каналам государственным визитом.
А где в итоге оказался? В Гельзенкирхене, в Германии. Потому что визит премьер-министр с подобающими извинениями попросил мексиканцев отложить - ради футбола. Ну как может глава правительства страны, которая в этом году станет футбольным центром Европы, пропустить главный матч клубного европейского сезона, в котором играет чемпион этой самой страны?
Португальский премьер не прогадал. А мексиканцы наверняка его поняли: они ведь тоже любят футбол. И прекрасно знают, как много значит для национального престижа такой кубок, как тот, что в руках капитана "Порту" Жорже Кошты взмыл над головами счастливых победителей 49-го финала главного европейского клубного турнира.
А потом трофей оказался в руках у Дмитрия Аленичева, и он понес его к сектору болельщиков "Порту", которые встретили его взрывом восторга. И это уже был момент национального престижа России. Много ли их у нас, таких моментов?
Аленичева после матча журналисты ждали долго. Уже ответили на все вопросы тренеры обеих команд, уже Жозе Моуринью сказал добрые слова о российском легионере, которого столь своевременно бросил в бой, уже раздали все интервью Деку и Морьентес, Пршо и Ротен, Витор Баия и Манише, Маккарти и Янкаускас - а его все не было. Но вот наконец появился Аленичев, и было приятно смотреть на то, как бросились к нему коллеги из других стран, как непринужденно беседует он с португальцами по-португальски, с итальянцами - по-итальянски: русский футболист, принятый и оцененный Европой еще до этого матча, а после него - тем более. Много ли их у нас, таких футболистов?
Но, отговорив сколько положено на иностранных языках, подошел к нам и, пожимая протянутые для поздравления руки, с облегчением вздохнул: "Ну наконец-то свои..."
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РЕКОРД ДЕШАМА
Аленичев теперь самый титулованный на европейской арене отечественный игрок: он обладатель обеих высших наград в континентальном клубном футболе. Его одноклубник Витор Баия стал самым титулованным из действующих европейских футболистов: среди них он единственный, в чьей коллекции отныне собраны все три еврокубка. "Порту" вторым после "Ливерпуля" выиграл Кубок чемпионов на следующий год после победы в Кубке УЕФА. Тем временем Фернандо Морьентес лишился шанса стать четырехкратным победителем Лиги чемпионов, а 35-летний Дидье Дешам - самым молодым в истории тренером - обладателем трофея. Этот титул по-прежнему остается за Хосе Вильялонгой, который в 56-м победил с "Реалом", будучи на год старше француза.
- Я очень расстроен, - признался после игры Дешам. - Быть в шаге от Кубка и проиграть - что может быть обиднее? Ни в коем случае не хочу оспаривать справедливость победы "Порту", но считаю, что поражения со счетом 0:3 мы все-таки не заслуживали. Начали неплохо, но нашу игру очень подкосила вынужденная замена Жюли. Эпизодов, в которых мы действовали неудачно, было не так уж много, но в матчах такого уровня и этого достаточно.
- Вы остаетесь в "Монако" или уходите?
- На данный момент я в "Монако". О том, что будет дальше, говорить сейчас не хочу - мне требуется хотя бы пара дней, чтобы прийти в себя, переварить случившееся.
- "Монако" отлично стартовал в чемпионате Франции, долго лидировал, но золота так и не выиграл. В Лиге чемпионов дошел до финала, обыграл "Реал" - но в итоге тоже остался без титула. Проваленный сезон?
- Вовсе нет. Если говорить о качестве игры, сезон прошел не зря. А упущенных титулов жаль, конечно: мои футболисты так и не получили вознаграждения, которого заслуживали. Их не в чем упрекнуть.
ТРЕНЕР И ОТЕЦ
Великодушие - привилегия победителей, но, похоже, тренер "Порту" вполне искренне согласился с французским коллегой в том, что поражения с крупным счетом "Монако" не заслужил.
- Соперник, пожалуй, начал игру получше нас, - сказал Жозе Моуринью. - К счастью, под конец первого тайма нам удалось выйти вперед, что позволило после перерыва сыграть так, как мы любим и умеем. И не могу не признать: да, травма Людовика Жюли действительно во многом определила ход игры. Он очень быстр, и мои защитники постоянно рисковали его упустить. Успевать за Морьентесом и Пршо им было легче.
- Когда вы определились с составом на игру?
- Три недели назад - сразу после победы над "Депортиво". На следующий день я узнал, что вторым финалистом стал "Монако" - и, по сути, сразу определил, кого поставлю на этот матч. Некоторое время колебался только в выборе между Аленичевым и Педру Мендешем. Все-таки Аленичев - футболист высшей категории, а Мендеш еще год назад играл за "Виторию" из Гимарайнша. Но в конце концов пришел к сегодняшнему варианту - и все сложилось, как надо.
- Что вы сказали Аленичеву, прежде чем выпустить его на поле?
- Сказал, что мы ведем в счете, но "Порту" играет не так, как должна играть моя команда. И попросил исправить ситуацию. Задача Аленичева состояла в том, чтобы в четырехугольнике, который действовал у нас в средней линии, сыграть впереди остальных, фактически на месте второго форварда. И он мою установку выполнил на "отлично".
- А как напутствовали команду перед игрой?
- Сказал, что сегодня у нас матч, который ни один из нас при любом исходе не забудет никогда. Глубокими стариками мы будем вспоминать этот день. Как именно - зависит от нас.
- Вы сделали для "Порту" и Португалии, кажется, все, что было в ваших силах. Что дальше?
- Продолжать работать и выигрывать. Останавливаться нельзя, и мои тренерские амбиции на этом не исчерпаны.
- Работать - где? Может быть, теперь вы откровеннее выскажетесь о дальнейших планах?
- Пожалуйста. Да, я хотел бы расстаться с "Порту". И эту тему мы в ближайшие дни обсудим с руководством клуба. Если уйду, то с чистой совестью: этой команде я действительно отдал себя без остатка. О следующем месте работы скажу только, что в кармане моего агента лежит несколько интересных предложений. И что я по-прежнему, как уже говорил, хотел бы попробовать силы в английском футболе. И давайте покончим с вопросами на эту тему. Какое значение имеет личная судьба тренера Жозе Моуринью по сравнению с тем делом, которое мы только что сделали?!
- Почему во время награждения вы внезапно покинули поле, вместо того чтобы разделить с игроками миг торжества? Нервы не выдержали?
- Нет, все гораздо проще. Я увидел, что за нашей скамейкой стоят моя жена и дети. Весь матч они провели на трибуне, а тут вдруг оказались внизу. Понял, что должен быть рядом с ними, что это для меня важнее любых кубков и медалей. Уже говорил как-то: быть лучшим тренером в мире хочу меньше, чем быть лучшим на свете отцом.