Газета Спорт-Экспресс № 129 (3507) от 11 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июня 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004. ЗАВТРА. 22.45. ИСПАНИЯ - РОССИЯ

Бригада "СЭ" передает из Португалии

Юрий ВАСИЛЬКОВ

ВЗЯЛИ ТОННУ МЕДИКАМЕНТОВ, РАССЧИТАННЫХ ДО 4 ИЮЛЯ

Максим КВЯТКОВСКИЙ, Игорь РАБИНЕР

из Виламоуры

В ходе открытой тренировки сборной России, которая прошла в среду, стало ясно: все игроки здоровы, никаких травм и болезней, покрытых завесой тайны, в команде нет. Все работали с мячом, все участвовали в двусторонней игре - и заслуга медицинского штаба сборной во главе с Юрием Васильковым и Андреем Гришановым тут очевидна. Ведь по ходу сбора на юге Португалии залечивал старую травму Сенников, небольшие повреждения были у Измайлова, Шаронова, Лоськова. Тем не менее принцип Георгия Ярцева: "Больных на чемпионат Европы не повезем" не оказался декларацией: повторения истории двухлетней давности с Александром Мостовым и Вячеславом Даевым не будет.

Но есть множество других нюансов, связанных со здоровьем игроков и способных повлиять на выступление сборной на чемпионате Европы. О них мы и говорили с одним из опытнейших спортивных врачей России.

ЯРЦЕВ ОБЩАЕТСЯ С КОМАНДОЙ БОЛЬШЕ РОМАНЦЕВА

- Можете, с точки зрения медика, сравнить физическое и психологическое состояние нашей сборной на ЧМ-2002 и Euro-2004?

- На мой взгляд, психологически нынешняя команда сильнее. Она коммуникабельнее, раскрепощеннее, отношения внутри коллектива, по моим наблюдениям, более дружные. Что касается физического состояния, до первого матча на эту тему нужно высказываться крайне осторожно: все, как есть, покажет только игра. Но Олег Романцев и Георгий Ярцев - представители одной, спартаковской, школы, так что методы физподготовки у них не могут принципиально отличаться.

- Но психологический-то подход разный!

- Действительно, методы общения с футболистами у двух этих тренеров различны. Олег Иванович довольно закрыт, тогда как Георгий Александрович доступнее, больше общается с командой и к каждому игроку подходит индивидуально.

- То есть большая раскрепощенность коллектива - от главного тренера?

- Это зависит от многих факторов. От тренера - в том числе.

- Открытая для журналистов двусторонняя игра - явление для России вообще беспрецедентное!

- Настало время, когда в плане открытости мы должны присоединиться к остальной Европе. В конце концов поле, мяч, ворота во всех странах одни и те же. Конечно, какие-то секретные тактические разработки есть, но на то и существуют закрытые тренировки, чтобы их наигрывать. А двусторонняя игра на открытом занятии - это ведь и для вас праздник. Сборная ничего не теряет, а читатели - приобретают.

- Еще одна большая разница со сборной-2002 - то, что на мировое первенство поехали сразу два травмированных игрока, сейчас же - ни одного.

- Это еще один нюанс в пользу нынешней команды. В 2002-м была, конечно, слабая надежда, что Мостовой и Даев все же выйдут на поле - для их лечения из Москвы было взято много медикаментов. Теперь же приняли принципиальное решение везти в Португалию только здоровых игроков. Тех, чье участие с первого же матча турнира не вызывало никакого сомнения. В случаях же с Онопко и Игнашевичем нам было очевидно: по меньшей мере в трех встречах группового турнира оба сыграть не смогут.

- В целом более молодая сборная-2004 кажется вам сильнее предыдущей?

- Интереснее. Но несмотря на то что я врач, готов утверждать: нельзя судить о футболе исключительно с научной точки зрения. Очень большое значение имеет фактор удачи. А о нем до 12 июня судить невозможно.

В 66-м БЫЛ ЯЩИК ЛЕКАРСТВ. СЕЙЧАС - 16

- Наша сборная приехала в Португалию первой, еще 5 июня. Согласовывали ли с вами дату появления в Виламоуре и что за ней кроется?

- Да, зимой на совещании штаба сборной мы отдельно обсуждали этот вопрос и пришли к выводу: приехать команда должна именно за неделю до первого матча. Акклиматизация продолжается пять дней, привыкнуть нужно и к трехчасовой разнице во времени, и к погоде. Уже сутки на четвертые пребывания здесь убедился, что решение было правильным. Игроки перешли на работу в полном объеме, тренируются с хорошим настроением, рассказывают анекдоты, шутят. Нытья в сборной нет.

- Для вас стало сюрпризом, что жара на юге Португалии не столь уж страшная?

- До приезда сюда нас пугали, что мы будем вариться заживо. Ничего подобного. Вечером, когда идешь на доклад к главному тренеру, можно даже на футболку курточку накинуть. Ко времени начала наших матчей жара спадает. Словом, не так страшен черт, как его малевали. Вот если бы, как на чемпионате мира-86 в Мексике, матчи начинались бы в три часа дня - для нашего организма это было бы катастрофой.

- Готовя список медикаментов, которые возьмете в Португалию, учитывали особенности местного климата и питания?

- Разумеется. К слову, я спросил знаменитого массажиста Олега Викторовича Соколова, сколько ящиков с медикаментами он взял в Лондон в далеком 1966-м, - все-таки там мы единственный раз на чемпионатах мира заняли четвертое место. Соколов подумал и сказал: "Один". Сейчас мы взяли 16 ящиков весом под тонну. Конечно, за 38 лет медицина шагнула вперед, но, кроме того, мы готовы оказать содействие игрокам на любом этапе чемпионата. Наши медикаменты рассчитаны до 4 июля - даты, когда состоится финал чемпионата Европы.

- В дороге ничего не разбилось и не испортилось?

- Нет. Все было доставлено без сбоев. К счастью, день перелета не выпал из жизни: мы и покинули Москву вовремя, и долетели без всяких происшествий, и до базы в "Браунс клаб" добрались тут же. Все как по часам.

- Как определяли с Гришановым список лекарств, которые возьмете в Португалию?

- Несмотря на мою занятость в "Динамо", мой коллега неоднократно "вытаскивал" меня в РФС, мы садились за стол переговоров и определяли список медикаментов - учитывая мой опыт и его статус в Российском футбольном союзе. Советовались с клубными докторами - у нас полный контакт и с московскими врачами, и с петербургским коллегой. Прикидывали количество, необходимое на 23 брата, выясняли, кто чем пользуется. Гришанов еще весной ездил на базу в Виламоуру, знакомился с условиями, в которых будет жить и тренироваться сборная. Суммировав все данные, вывели общую формулу. Могу сказать, что по медицинскому обеспечению на чемпионат Европы поехала солидная европейская команда.

ИЗМАЙЛОВ СПРАШИВАЕТ О КАЖДОЙ ТАБЛЕТКЕ. ЕВСЕЕВ ВЫПЬЕТ ВСЕ, ЧТО ДАЕТ ВРАЧ

- Что за таблетки массажист сборной Николай Ларин выдает игрокам после тренировки?

- Обыкновенные мультивитамины. То есть комплекс витаминов, направленный на общее укрепление организма. Не более того.

- Какие еще препараты в обязательном порядке принимают здоровые игроки?

- Никаких. Если не считать негазированную минеральную воду. А вот кофе рекомендуем пить только по утрам. После всех допинговых трясок последних месяцев, которые произошли с нами (да и вообще происходят по всему спортивному миру), мы с Гришановым взяли с собой только то, за что можно быть абсолютно спокойным. Ничего такого, что может оскандалить нас на весь белый свет, не брали и брать не будем. Даже если игрок зайдет ко мне в кабинет и случайно выпьет какую-то таблетку в мое отсутствие - буду за него спокоен.

- Ярцев тоже подробно знаком со всем ассортиментом медикаментов?

- У Ярцева, между прочим, есть медицинское образование - в свое время он окончил медучилище. Так что в этих аспектах он разбирается неплохо. Что касается медикаментов, среди них много тейпов. Мы в основном предохраняем, подход к тренировочному режиму у нас профилактический. Очень многие игроки тейпируют голеностопные суставы. Лучше предупредить травму, чем лечить ее.

- Уже есть результаты допинг-тестов, которые в последний день пребывания в Бору прошли Сычев, Измайлов, Лоськов и Кириченко?

- Пока нет. Ждем по этому поводу извещения от РФС, но совсем не волнуемся. Возможность внезапного допинг-контроля со стороны УЕФА предусмотрена всеми документами. Считаю это правильным.

- А как отреагировала четверка футболистов на внезапную проверку?

- Достойно. В это время шла тренировка, я подогнал машину прямо к полю и забрал ребят - словацкий эксперт из УЕФА торопился на самолет. Привел игроков в медкабинет, они сдали анализы, эксперт запечатал контейнеры и увез их с собой.

- Вы-то знали, что грядет проверка из УЕФА?

- Чувствовал - что-то будет. Но полагал, это случится уже здесь, в Фару. Меня уже ничем не напугаешь.

- Игроки спрашивают у вас, когда получают какие-то таблетки, что это такое?

- Те, кто знает меня много лет, доверяют полностью. Та же половина, которая не знает, конечно, интересуется.

- Кто из футболистов наиболее дотошен?

- Марат Измайлов всегда спрашивает, что да как. А вот Вадик Евсеев, зная меня еще по "Спартаку", выпьет все, что я ему дам, в любом объеме, и не задаст ни одного вопроса. Это две крайности, к каждой из которых отношусь с уважением.

- Допускаете ли хотя бы на один процент, что кто-то из игроков нашей сборной на чемпионате Европы попадется на допинге?

(После продолжительной паузы.) - Нет, не допускаю. Почему задумался? Мысленно перечислил список из 23 человек. Наверное, только отрицательная космическая энергия может привести к такому исходу. Или какая-то роковая ошибка. Но и это я исключаю. Ведь какие-либо напитки, продукты или таблетки со стороны игрокам принимать категорически запрещено. Мы отвечаем за их здоровье, с нас за него спросят. Поэтому пока не сядем во Внукове, я несу за здоровье футболистов полную ответственность. И только когда они разойдутся по машинам, смогу вздохнуть полной грудью и сказать: "Я сделал все, что мог".

- Могут вообще быть допинговые скандалы на Euro-2004?

- Чемпионат мира 2002 года дал стопроцентный отрицательный результат - несмотря на то, что у футболистов на анализ впервые брали кровь. Но есть ощущение, что "бомба" лежит где-то рядом. Если лаборатории будут работать тщательно, возможно, кого-то и "зацепят".

ПОПРОШУ ЯРЦЕВА, ЧТОБЫ НА 12-й ДЕНЬ ИГРОКОВ ВЫВЕЗЛИ НА МОРЕ

- С помощью чего людей можно сделать менее уязвимыми к жаре?

- Начинать надо с питания - включить в ассортимент солевой элемент - например, малосоленую рыбу. Еще - холодный борщ. Очень важен питьевой режим: никакой сладкой воды, а вот холодный чай очень хорош. Наконец, заставляем футболистов ходить в бейсболках, одеваться в светлое.

- Никого еще не штрафовали за несоблюдение каких-то обязательных норм?

- Нет. И не думаю, что это понадобится. Скажем, в понедельник мы написали: тренировка обязательно в щитках. Только написали, ничего дополнительно не втолковывали и не просили. И все как один пришли на вечернюю тренировку в щитках. Это меня очень порадовало - обычно-то за каким-нибудь Петей или Васей надо гоняться. Сборная же этого созыва относится к работе с полной серьезностью. Может, срабатывает отдаленность от родины - нет у наших игроков обычной для домашней обстановки разболтанности.

- Удовлетворили вас результаты функциональных тестов?

- Они удовлетворили и Ярцева, и нас. Конечно, нельзя сопоставлять данные, допустим, Кержакова и Мостового, но у каждого показатели вполне удовлетворительные, в соответствии с возрастом. Нормативы, установленные для каждого, выполнили все.

- Никто из игроков не простудился?

- Нет. Мы провели с ними беседу на этот счет, и ребята очень хорошо понимают, что можно, а что нельзя. Лед, кондиционеры - все это используется очень дозированно. Хотя кондиционеры, конечно, есть в каждом номере.

- На сон никто не жалуется?

- Меня больше беспокоит пробуждение. Игроки быстро засыпают, а вот встают очень тяжело. Но до матча с испанцами мы эту ситуацию нормализуем.

- Столкнулись вы в ходе адаптации с какими-то неожиданностями?

- Не сказал бы. Единственный нюанс - живем немножко разрозненно, не так, как в отелях. Но в проживании в отдельных коттеджах своя изюминка: оно подталкивает игроков к выдумке. Так, многие ходят друг к другу и к врачам не через двери, а через окна. Они располагаются на уровне земли, и зачастую быстрее дойти до адресата не через дверь, а через раму. Так ко мне на взвешивания ходят через окно Овчинников и Радимов.

- У кого-нибудь есть проблемы с лишним весом?

- Уже можно сказать - были. У пятерых. Но Булыкин за два дня привел себя в порядок. Как и те, кто был травмирован.

- Прежде проблемы с весом были у Евсеева.

- Сейчас у него с этим никаких проблем нет.

- Не считаете, что через какое-то время проблемы у всей команды возникнут из-за закрытого режима, в котором сборная обитает в Виламоуре?

- Практика подсказывает, что примерно на 12-е сутки пребывания на одном месте игроки начинают скучать по родине, вообще тосковать. Мы, несомненно, чем-нибудь каждодневную рутину разбавим, куда-то съездим, что-то организуем. Отсюда десять минут до моря - выберемся к нему. Сделаем, как выражаются медики, встречный положительный стресс. По крайней мере будем просить об этом тренерский штаб.

НАДО ПОТЕРПЕТЬ

- И последняя тема - довольно щекотливая. Будет ли возможность у футболистов, чьи жены приедут на чемпионат Европы, встретиться с ними?

- Видимо, только мимолетная. Более продолжительные встречи у нас не приняты.

- Если называть вещи своими именами, как вы вообще относитесь к проблеме секса во время подобных длительных турниров?

- Не считаю это проблемой. Вот то, что на днях зафиксировано редчайшее астрономическое явление, когда Венера прошла Солнце, - проблема. А игроки после чемпионата пойдут в отпуск, где у них будут любые возможности. Сейчас же у нас задача одна - потерпеть.

- Во всех отношениях?

- Да, во всех отношениях. У футболиста все идет через терпение.

- Думаете, "голодные" до секса футболисты играют злее?

- Думаю, на каком-нибудь дублирующем составе надо поэкспериментировать.

- Вы или кто-то из тренеров обходите номера в 11 вечера, после отбоя?

- Команда у нас на виду: двери и окна из моего номера, скажем, выходят сразу на две стороны. Поэтому ходить по комнатам необходимости нет. А едва ли не через стенку от Ярцева живут Аленичев с Мостовым, и никакого дискомфорта из-за этого не испытывают. Потому что думают о Euro-2004, а не о чем-то постороннем.