Газета Спорт-Экспресс № 133 (3511) от 16 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 июня 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004

МАТЧ № 9

Группа А

ГРЕЦИЯ - ИСПАНИЯ

Демис НИКОЛАИДИС

ПУСТЬ ВАЛЕРОН ПОДОЛЬШЕ СИДИТ В ЗАПАСЕ

16 июня. Порту. Стадион "Бесса ХХI век". 20.00 (ВМ).

Судья: Михел (Словакия).

Дисквалифицированы: нет.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Вила-ду-Конде

ГРЕЧЕСКИЙ БЕКХЭМ

В любой из сборных - участниц Euro-2004 есть люди, без которых, пусть не отнесешь их к гениальным мастерам или безусловным лидерам, коллектив представить трудно. Они своего рода носители командного духа, те, с кем команда ассоциируется в первую очередь. Они авторитетны, опытны, прошли со сборной огонь, воду и медные трубы, о чем не стесняются напомнить публично. А изредка рискуют высказаться от имени всей сборной или даже страны, хотя на это их никто не уполномочивал.

Есть такой человек и в сборной Греции. Бывший форвард мадридского "Атлетико", а ныне - президент афинского клуба АЕК Демис Николаидис. Невелик ростом - 174 сантиметра, но резок и порывист - как на поле, так и за его пределами. Умен и предприимчив, безгранично уверен в себе. А еще игрока, имеющего в активе 51 матч и 17 голов за национальную команду, называют греческим Бекхэмом (завистники, правда, предпочитают другую формулировку: "богатый, как Бекхэм"). Сравнение, как мне кажется, не настолько уж притянуто за уши, особенно если учесть, что оба покинули клубы своей жизни и мечты ("МЮ" и АЕК соответственно) ради Мадрида. Что оба женаты на поп-дивах: Бекхэм - на Виктории "Пош" Адамс, а Николаидис - на Деспине Ванди. А эта барышня, говорят, сейчас безусловный номер один на женской греческой эстраде.

ВСЕПОГЛОЩАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ К АЕК

Но иногда складывается ощущение, что больше всего на свете Николаидис любит не супругу и не футбол, а АЕК. На его левом плече вытатуирован двуглавый орел - эмблема афинского клуба, за который Николаидис отыграл восемь сезонов. Кроме того, месяц назад форвард, находящийся в расцвете футбольных лет, принял решение завершить довольно удачную карьеру и стать президентом - спасателем клуба, тонувшего в море финансовых проблем. При всем при том он - не воспитанник АЕК: Николаидис пришел туда из "Аполлона" в 1995 году, отклонив по ходу дела заманчивое предложение "Олимпиакоса".

Но нападающий нашел оправдание всепоглощающей любви к АЕК:

- Я родился в семье беженцев и пришел играть в клуб-"беженец". Видимо, это неспроста.

Здесь требуется пояснение. Родители Николаидиса действительно в начале 70-х эмигрировали в Германию, а АЕК (раньше он назывался Athletic Union of Constantinople) был основан в Стамбуле греческими переселенцами, сбежавшими туда от войны.

Уже в пятнадцать лет Николаидис попал в одну из греческих юношеских сборных, а в двадцать подписал контракт со столичным "Аполлоном", за который играл два сезона. И не просто играл - на счету форварда было 33 гола в 62 матчах! Понятно, что у футболиста с такими задатками и сильным характером дальше все пошло по нарастающей. А в 1999 году он добавил себе еще и политического авторитета, покинув сборную в знак протеста против беспредела греческих футбольных чиновников, бесконечной и безрезультатной войны с фанатами, а также из-за отвращения к коррупции в национальном футболе, превысившей все мыслимые пределы.

Но в 2001-м, после того как греки едва не вырвали на "Уэмбли" невероятную победу над англичанами и чуть не лишили Бекхэма и К° поездки на чемпионат мира-2002, Николаидис не выдержал и вернулся. И именно его два гола армянам в отборочном турнире Euro резко развернули команду Отто Рехагеля, до того дважды безвольно терпевшую поражения, в направлении Португалии, положив начало 15-матчевой беспроигрышной серии.

А вот теперь представьте, что такому человеку Рехагель отвел в первом матче ЧЕ лишь 22 минуты игрового времени, не выпустив в стартовом составе. Как отреагирует на такое "сам" Николаидис? Что скажет? Кого обвинит? Будет ли разговаривать с журналистами? По пути в смешанную зону после матча греков с португальцами меня среди прочих интересовали и эти вопросы.

Николаидис вышел из раздевалки улыбаясь. Он был абсолютно спокоен, произнес несколько дежурных фраз о том, что очень счастлив, горд за свою страну, команду и считает себя причастным к успеху сборной. Не исключено, был при этом искренен. Но что у него при этом творилось на душе на самом деле, никто так и не понял.

ВТОРОМУ НОМЕРУ ЛЕГЧЕ ДЫШИТСЯ

Через день, после открытой тренировки на базе в Вила-ду-Конде, греческий форвард снова охотно говорил с журналистами. И, как мне кажется, все-таки слегка раскрыл себя одной фразой, брошенной в диктофоны:

- Сейчас готов играть на сто процентов. Чего нельзя было сказать перед матчем с португальцами, когда меня беспокоила ноющая боль в икроножной мышце. (Не исключаю, что Николаидис произнес эти слова вовсе не для прессы, а для Рехагеля. - Прим.Е.Д.)

- Теперь, когда улеглись эмоции, что можете сказать о сенсационной победе греков в матче открытия?

- Мы переживаем сейчас величайший момент в истории греческого футбола, который не имеем права упускать. Поэтому выйдем на матчи с Испанией и Россией с яростным желанием победить, с огромной надеждой на лучшее.

- Раскройте секрет нынешних успехов сборной Греции.

- А никакого секрета нет - мы просто хорошо играем. Ну и удача на нашей стороне.

- Полагаете, в матче с испанцами вы снова сможете победить?

- Испанцы, на мой взгляд, сильнее не только греков, но и португальцев. Знаю это не понаслышке, поскольку последний сезон провел в "Атлетико". Главное, чтобы Иньяки Саес подольше держал в запасе Валерона и Фернандо Торреса, - это наверняка будет нам на руку. Ну а главное наше противоядие - защита, сформированная и обученная Рехагелем. Впрочем, как бы ни закончился наш второй матч, это вряд ли что-то изменит: два последних года Греция успешно строит крепкий футбольный дом и продолжит делать это, несмотря ни на что. А испанцам потребуется все их умение, чтобы подтвердить на поле свою потенциальную силу. Для нас, кстати, даже хорошо, что их считают фаворитами - второму номеру всегда легче дышится.

- "Стройка", о которой вы сказали, серьезное подспорье во время решающих матчей?

- Плоды нашей работы видны невооруженным глазом - это главное. А чего мы добьемся, скоро узнаем. Дания в 1992 году была не самой сильной командой чемпионата Европы и уж точно не была сильнее нынешней Греции. Итог выступления той команды вы, надеюсь, не забыли?