Газета Спорт-Экспресс № 149 (3527) от 5 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 июля 2004 | Теннис

ТЕННИС

WIMBLEDON

МАРИЯ, КОРОЛЕВА АНГЛИИ

В тот момент, когда Мария Шарапова выиграла последнее очко в финале против Серены Уильямс, теннисный мир испытал шок - и восторг. Уимблдон, не знающий случайных чемпионов, Уимблдон, где на россиян всегда смотрели немного свысока, в минувшую субботу был покорен мастерством, напором, силой духа и обаянием 17-летней русской теннисистки.

Причем покорен с потрясающей легкостью: если Мартина Навратилова впервые выиграла самый престижный в мире турнир с шестой попытки, Штеффи Граф - с четвертой, Мартина Хингис - с третьей, а Яна Новотна шла к своему триумфу долгих 13 (!) лет, то юная Шарапова сумела взять свое практически сразу. В прошлом году она, дебютировав в Лондоне благодаря wild card, пришла и увидела, а сейчас - победила.

Но как же обманчива эта легкость! Сколько довелось пережить Маше и ее семье! Если кто еще не знает: будущая теннисная королева Англии родилась 19 апреля 1987 года в сибирском городке Нягань, куда ее родители незадолго до того спешно переехали из Гомеля, спасаясь от последствий чернобыльской аварии. Факт, который, согласитесь, говорит о многом...

В четыре с половиной года, как рассказывала мне сама теннисистка в эксклюзивном интервью на Уимблдоне-2002 (Маша в те дни выступала в юниорском турнире), она впервые взяла в руки ракетку. Дело, отметим, было уже в Сочи, и именно тогда ее отец Юрий Шарапов познакомился с Кафельниковым-старшим - Александром Никодимовичем. В том же интервью Мария с благодарностью упомянула и своего первого тренера - Юрия Владимировича Юткина.

В семь лет Шарапова отправилась в Америку. Причем в поездке за океан ее сопровождал только отец. Говорят, в кармане у него было всего полсотни долларов, и для того, чтобы обеспечивать дочери регулярные занятия в академии Ника Боллеттиери, приходилось трудиться не покладая рук, соглашаясь на любую работу. Еще один факт: ради отнюдь не гарантированного победного будущего своей дочери родителям Шараповой пришлось около двух лет жить по разные стороны океана.

В Европу и Америку за теннисным счастьем для своих детей и в надежде на чемпионское богатство отправляются многие. Везет единицам. Юрию Шарапову повезло удивительно - и прежде всего в том, что его родительский фанатизм оказался помножен на талант дочери. Ее карьера, едва начавшись, пошла резко вверх: сначала - финал юниорского Уимблдона-2002, уже вскоре - другие победы. Мария поднималась в рейтинге неправдоподобно быстро: в 2001 году ее фамилии еще не было в компьютере WTA Tour, по итогам 2002-го она стала 186-й в мире, а еще год спустя - 32-й.

Конечно же, успехи Шараповой были бы невозможны без труда людей, окружавших ее, - прежде всего отца, а также тренеров - Боллеттиери, Роберта Лэнсдорпа, Михаэля Бароша. "Чистым" спортом дело не ограничивалось: менеджментская компания IMG, разработав для Шараповой имидж Золушки из России, умело "раскручивала" ее эффектные внешние данные. А заодно - искусно ограничивала контакты теннисистки с пишущей прессой.

Уже в прошлом году получить эксклюзивное интервью у Маши во время Уимблдона было непросто. Правда, из уважения к "СЭ", ее агент снова пошел навстречу автору этих строк, - благо я тогда находился в Лондоне.

Вчера все тот же агент в ответ на просьбу о коротком телефонном интервью с Шараповой пообещал сделать все от него зависящее. Однако через несколько часов вежливо отказал - сославшись на усталость его подопечной. Не сообщил он и о том, когда Мария окажется в России (хотя хорошо известно, насколько теннисистка любит свою родину). Я узнал лишь, что сегодня она возвращается в Америку, где ее ждут мама - и участие в популярном показательном турнире Team Tennis, в котором Шарапова должна выступать за команду Ньюпорта.

Видимо, та же участь постигла и целый ряд крупных западных газет, которые через своих московских представителей пытались выйти на чемпионку Уимблдона через "СЭ" - и даже предлагали нам неплохие деньги за эксклюзивное интервью с ней. Виновата в нынешней ситуации не Шарапова, таковы законы профессионального спортивного бизнеса. Пока Марию "позиционируют" на "рынке" как относительно закрытый персонаж (то же самое происходило в свое время и с другими великими чемпионами - тем же Питом Сампрасом). Искренняя шараповская улыбка уже покорила весь мир? Прекрасно! Только вот, судя по всему, менеджеры считают, что пока этого достаточно.

Впрочем, хватит о бизнесе. Для нас куда важнее вот что: практически все специалисты, наблюдавшие за удивительным восхождением Шараповой, единодушны в том, что самая сильная ее черта - характер. Она - игрок той же породы, что Селеш и Беккер, Граф и Сампрас, Хингис и ранний Сафин. Этим людям в начале их теннисного пути был чужд страх перед громкими именами. Выходя на корт против признанных асов, они не боялись обыграть их, поэтому и побеждали..

И последнее. Успех Шараповой - это еще и урок. Для многих соотечественников Маши - представителей других видов спорта. Такие соревнования, как турниры "Большого шлема", Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по футболу, не прощают трусости, но покоряются смелым.

Евгений ФЕДЯКОВ