Газета Спорт-Экспресс № 156 (3534) от 13 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 июля 2004 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

55-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Одиннадцатый этап. ГРАН-ПРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

24-летний англичанин Дженсон Баттон, выступающий за команду БАР, в нынешнем сезоне стал одним из основных действующих лиц "Больших призов". Превращение, прямо скажем, удивительное, ведь еще год назад блондина с модельной внешностью считали бесспорно талантливым, но не способным распорядиться этим самым талантом надлежащим образом. Теперь таких разговоров в паддоках "Формулы-1" не услышать. Наоборот. Когда англичанин приезжает на подиум, это считают нормальным, а вот когда он финиширует за его пределами, немедленно начинают спрашивать почему?

Вот и после финиша "Гран-при Великобритании", в котором Баттон занял четвертое место, разговор (уже по традиции состоявшийся благодаря содействию известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера) начался именно с такого вопроса.

Дженсон БАТТОН

НУЖНО НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ ЛОКТЯМИ

Борис ТОСУНЯН

из Вены

- Накануне "Гран-при Великобритании" ваш легендарный соотечественник, чемпион мира-92 Найджел Мэнселл заявил: "Если Баттон в Сильверстоуне выиграет, то англичане придумают себе еще одного героя". То есть Мэнселл фактически предсказал начало Баттонмании. По результатам двух первых дней уик-энда казалось, что именно к этому все и идет - вы подавали большие надежды в квалификации, но в гонке не поднялись выше четвертого места. В чем дело?

- Плохо, конечно, что так получилось - да еще на глазах моих соотечественников. В нашей команде БАР, признаться, ожидали большего. Удивительно, но мы были даже медленнее, чем в начале сезона!

- Скажите, когда все-таки ждать от вас побед?

- С минуты на минуту. Во всяком случае, я чувствую, что готов к этому. Только вот машина еще недостаточно быстра. Да, не спорю, мы значительно улучшили свои показатели, и все же до темпа "Феррари" еще не дотягиваем.

- С уходом из БАРа чемпиона мира-97 Жака Вильнева команда буквально преобразилась и едет удивительно стабильно и многообещающе. Это простое совпадение или же в том, что в прежние сезоны БАР топтался на месте, была какая-то вина канадца?

- Мне кажется, что уход Жака совпал с моментом, когда количество перешло в качество. Ведь все то время, пока Вильнев был в команде, громадное число людей, в том числе и сам Жак, и Такума Сато в роли тест-пилота, в поте лица работали над усовершенствованиями болидов. Когда-то ведь весь этот труд должен был принести плоды!

Так что утверждать, что в резком прогрессе "виновен" один я, было бы несправедливо. Помнится, в прошлом сезоне именно Вильнев своими критическими высказываниями заставил команду заняться кардинальным улучшением болида.

- Да и вы сами становитесь не последней фигурой в "Формуле-1", довольно часто поднимаясь на подиум, регулярно завоевывая очки. В чем причина такого постоянства, ведь в прежние сезоны вы далеко не всегда демонстрировали боевой дух? Вы дозрели как гонщик или причина в машине?

- Машина точно стала ездить быстрее, команда также трудится не жалея сил, да и стратегия поменялась в лучшую сторону. Словом, мы стали больше доверять друг другу, что и помогло нам войти в тройку сильнейших команд чемпионата мира.

- Насколько лучше нынешняя машина в сравнении с прошлогодней?

- Она стала совсем другой. Машина теперь более мощная, у нее более долговечный движок, она намного легче предыдущей, улучшена аэродинамика. Единственное, чего нам на протяжении длительного времени недоставало, - очков от Сато, но не так давно дело и тут сдвинулось с мертвой точки.

- Как вы отнеслись к известию, что Жак Вильнев, с которым у вас, как известно, были не самые теплые отношения, возвращается в "Формулу-1"? Его присутствие украсит пелотон или останется незамеченным?

- Мне было приятно узнать о возможном возвращении Вильнева в "Формулу-1". Жак - фигура значительная. Может, отдых пошел ему на пользу, придал ему сил. Если бы он не хотел снова ездить, то не делал бы попыток вернуться.

- Вы поддерживаете контакты друг с другом?

- Мне довелось с ним встретиться в ходе нынешнего "Гран-при" в Монако. С тех пор больше не виделись.

- Как складываются отношения с партнером по команде Такумой Сато? На трассе японец производит впечатление предельно агрессивного пилота. Он такой же и вне трассы?

- Мы не слишком много времени проводим вместе: у него своя компания, а у меня - своя. Но как товарищ по команде он мне вполне подходит. Мне нравится, что Сато серьезно работает над собой, что он дружит со скоростью. На моих глазах японец часто доказывал, что на самом деле он быстрее, чем многие о нем думают. А вот в обыденной жизни Сато спокойный человек и довольно замкнутый, что-то наподобие Райкконена.

- Говорят, вы совершаете на удивление мало ошибок. Вы сами с этим мнением согласны?

- Во всяком случае, я работаю над тем, чтобы их было как можно меньше. В нашем виде спорта, на мой взгляд, есть два или три гонщика, которые работают практически без погрешностей. И мне, к счастью, удалось войти в их узкий круг. Хочу, чтобы так дальше и оставалось. Хотя, как известно, порой ошибки также бывают полезны. После досадных промахов ты, как правило, стремишься улучшить свои результаты.

- Герхард Бергер говорил в беседе со мной, что Баттон всем хорош, но есть у него один маленький недостаток. Дескать, ему еще надо научиться расталкивать соперников локтями...

- Вообще-то согласен с Бергером. В прошлом году я много работал над собой, однако не проявлял должной активности. Что я имею в виду? Во-первых, слишком мало принимал участия в улучшениях болида, во-вторых, не был достаточно настойчивым, если хотите, даже злым в ходе гонки. Но сегодня, как мне кажется, я стал совсем другим человеком. Могу доказывать свою правоту, ведь, согласитесь, иной раз полезно быть неуступчивым. А порой, когда гонки не слишком хорошо для нас складываются, я позволяю себе взорваться. Кстати, в БАРе хорошо то, что мы говорим друг другу в глаза, что думаем.

- Вы являетесь первым номером в команде. Есть ли у вас преимущества по сравнению с партнером?

- Никаких преимуществ, положа руку на сердце, для меня не предусмотрено. Новые детали для болидов выдаются нам после жеребьевки. Впрочем, каждая новая деталь делается для каждого из нас в двух вариантах, но из абсолютно одинакового материала. Так что, еще раз повторяю, никаких различий между нами нет.

- Признайтесь честно, какие чувства вы испытываете, когда выходите на старт, видите впереди алые болиды "Феррари" и знаете, что конкурировать с ними на равных в данный момент невозможно?

- Испытываю разочарование. Увы, я вынужден признать, что превосходство "Феррари" неоспоримо, темп Шумахера и Баррикелло мы не выдерживаем. Но БАР не стоит на месте, идет постоянная работа над мотором, аэродинамикой. Словом, мы беремся за дело там, где видим, что можем приблизиться к лидерам.

- Когда представители "Феррари" отрицают факт практического отсутствия конкуренции со стороны других команд и во всеуслышание заявляют, что очень боятся, например, БАРа, как вы это воспринимаете?

- Испытываю гордость. В течение зимы мы действительно сделали большой шаг вперед. Не думаю, что "Феррари" серьезно беспокоят наши успехи, однако приятно осознавать, что эта великая команда обратила на нас внимание.

- Могли бы вы представить себя в "Феррари", а потом, скажем, ездить в "Инди"?

- Моя цель - стать чемпионом мира в "Формуле-1". И я уверен, что это обязательно произойдет. Произойдет тогда, когда я найду для такой великой задачи необходимое окружение. Что же касается "Инди", то я как-то об этом пока не задумывался.

- Вы могли бы стать самым юным чемпионом мира, но для этого вам необходимо поторопиться. Последний срок - следующий сезон...

- Откровенно говоря, я вовсе не хочу быть самым юным чемпионом. Даже готов пожертвовать этим титулом. Мне вполне достаточно просто стать чемпионом (смеется) - в указанные вами сроки!

- Некоторые знатоки утверждают, что ваш стиль пилотирования чем-то напоминает манеру езды четырехкратного чемпиона мира француза Алена Проста...

- Вы, может быть, сами того не подозревая, делаете мне большой комплимент. Дело в том, что я всегда восхищался Простом: его стиль был мягким, но в то же время очень быстрым.

- А вот ваши соотечественники, представители британской прессы, называют вас вторым Айртоном Сенной. Вы согласны с таким определением?

- Люди постоянно меня с кем-то сравнивают. Не скажу, что это мне слишком по душе. Однако ничего не имею против, когда во мне видят задатки Сенны. Это приятно, хотя и не совсем правда. Все-таки Сенна был пилотом от Бога.

- Тогда проведем несколько иную параллель. Бекхэм - это Баттон футбола или же вас можно называть Бекхэмом "Формулы-1"?

- Человек, о котором мы говорим, продвинулся в своей спортивной карьере значительно дальше меня, поэтому мне предстоит еще долгий путь до такого всемирного признания.

- В Сильверстоуне вы ездили в новом шлеме, на котором красовались цвета английского флага. Вы такой большой патриот?

- Шлем этот, кстати, я брал и на "Большой приз Франции", собирался таким образом поддержать нашу сборную по футболу, однако она, увы, слишком быстро оказалась за бортом чемпионата Европы. Так что я решил приберечь обновку до домашнего "Гран-при".