Газета Спорт-Экспресс № 163 (3541) от 21 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 июля 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Франсиско ЛИМА

РОССИЯ НЕ СТРАШИТ. РОССИЯ ПРИВЛЕКАЕТ

Дебют бразильского полузащитника в российском чемпионате состоялся в Санкт-Петербурге. Мне довелось побывать там на матче "Локомотива" с "Зенитом", но в городе на Неве найти с Лимой пути не пересеклись. Это произошло уже после возвращения, в Москве. Мы встретились с джокером "Локо" в одной известной гостинице, где он временно, пока не подобрал себе квартиру, обосновался.

"ЗЕНИТ" БЫЛ ХОРОШ. А "ЛОКОМОТИВ" ЕЩЕ ЛУЧШЕ

- Каковы первые впечатления от пребывания в России и от дебюта в нашем первенстве?

- И от того, и от другого - самые приятные. Клуб очень хорошо меня принял, создал все условия, чтобы я побыстрее освоился в новой для себя действительности. По всему видно, что в "Локомотиве" работают профессионалы. Недаром эта команда стала в последние годы за границей клубом - символом российского футбола.

Что касается матча с "Зенитом", то игра мне понравилась, причем с обеих сторон. Рад, что моя новая команда добилась успеха. Тем более рад потому, что соперник произвел хорошее впечатление.

- Тогда за счет чего "Локомотив" взял верх на чужом поле над таким серьезным оппонентом?

- "Зенит" - быстрая команда. В ее составе много молодых футболистов, играющих на высоких скоростях. Но мои одноклубники сделали все возможное, чтобы не дать шустрым хозяевам создавать давление на нашу оборону в непосредственной близости от ворот. Мне кажется, наш тренер очень грамотно разработал тактику на матч, а игроки его указания прилежно выполнили. Да, отдельные моменты у наших ворот возникали, но это неизбежно, когда встречаешься с серьезным противником. Соперник шансы не использовал, а наши форварды своего не упустили. В футболе выигрывает тот, кто меньше ошибается.

В ВЫБОРЕ МЕЖДУ ИСПАНИЕЙ И АНГЛИЕЙ ПРЕДПОЧЕЛ РОССИЮ

- Ваше знакомство с "Локомотивом" произошло в Лиге чемпионов несколько лет назад, когда "Рома" не без труда справилась с вашей нынешней командой. Кто из москвичей запомнился вам по тем матчам больше других?

- Седьмой номер - Измайлов. Капитан команды Лоськов, конечно. Сразу было видно, какой это умный и классный футболист. Голкипер Сергей Овчинников. Игравший на левом фланге темнокожий футболист под четвертым номером (Лекхето. - Прим. Г.К.) . Нападающий под одиннадцатым, кажется, номером (Обиора. - Прим. Г.К.) тоже неплохо тогда выглядел.

Ну и, разумеется, тренера надо отметить. "Локомотив" предстал грамотной командой, в чем большая заслуга Юрия Семина. Могу сказать, что в последние годы в Италии судили о силе российского клубного футбола по "Локомотиву", тогда как раньше упоминался в основном "Спартак".

- Можно ли заключить из этих слов, что на ваше решение перебраться именно в Россию во многом повлияли те, давние уже, матчи?

- Действительно, среди многих факторов, повлиявших на мое решение переехать в Россию, стоит назвать и этот. Очень важно с самого начала четко представлять себе, куда едешь. Когда ко мне обратились с предложением рассмотреть российский вариант, сразу отнесся к нему серьезно. В итоге, выбирая между испанской "Валенсией" и английским "Бирмингемом", выбрал... Россию, "Локомотив". Московский клуб предложил мне самые интересные условия. Я покидал "Рому" свободным агентом, а потому мог сам выбирать дальнейшую судьбу.

НИКТО НЕ РАБОТАЕТ БЕСПЛАТНО

- Выходит, решающую роль в вашем переходе сыграли деньги? Не боитесь говорить так прямо? А то, знаете, найдутся "доброжелатели", которые скажут: ну вот, к нам приехал очередной наемник-легионер, которому нет дела до команды и болельщиков.

- А что, в Италии профессионалы играют в футбол бесплатно? А что, в России люди работают за интерес? Большой футбол - такая же работа, как остальные сферы человеческой деятельности. Да, безусловно, финансовый аспект меня интересовал. Во-первых, мне уже за тридцать, что для футбола немало, а потому самое время думать об этапе жизни после завершения карьеры. Во-вторых, позволю себе заметить, я был не на последних ролях в не самой последней итальянской команде. Так что не вижу ничего предосудительного в том, что говорил о деньгах.

Но при этом хочу уточнить: дело, разумеется, не только в них. Мне интересно поиграть в чемпионате, в который скоро будет выстраиваться целая очередь, состоящая из легионеров. В российском клубном футболе явно происходят определенные сдвиги к лучшему, у вас в стране растет интерес к нему. Если появилась возможность оказаться в центре неординарных событий, почему бы в них не поучаствовать?

- В прошедшем сезоне Фабио Капелло отвел вам в "Роме" роль левого полусреднего? А какую позицию на поле предпочитаете вы сами?

- Вообще-то я центральный полузащитник оборонительного плана. Но готов играть там, где нужно команде. Если учесть, что лучше все-таки владею левой ногой, не стоит удивляться, что мне чаще доводится играть слева, нежели справа.

В СБОРНУЮ НЕ ПОПАЛ ПО ОКОЛОФУТБОЛЬНЫМ ПРИЧИНАМ

- Вы три сезона провели в "Роме", ставшей при Капелло одной из ведущих команд Италии. Какие воспоминания остались у вас от работы и общения с этим тренером, с римскими одноклубниками?

- Исключительно благоприятные. Капелло - самый сильный тренер, с которым мне довелось иметь дело за свою карьеру. Он один из лучших специалистов в мире. Многие считают Капелло очень жестким и не слишком-то общительным человеком, но я-то знаю его другим. У меня были с тренером прекрасные отношения.

Как и с одноклубниками. Больше всего общался с бразильцами, но и с Кассано, Дельвеккьо, Томмази, Тотти проблем не возникало. У нас был хороший коллектив - как на поле, так и за его пределами. А какие в Риме болельщики! Сколько довелось раздать автографов, сколько улыбок - никогда не сосчитать.

- Кафу, Эмерсон, Манчини. Эти ваши соотечественники и партнеры по "Роме" выступали за сборную Бразилии. Почему вас сия приятная участь миновала, хотя вы пять лет играли - и хорошо - в сильном итальянском первенстве?

- Вдаваться в подробности не хотел бы. Могу только сказать, что дело тут не столько в футбольных моментах, сколько в околофутбольных. Жаль, конечно, что не довелось поиграть за национальную сборную. Один раз ее тренер при свидетелях, руководителях "Ромы", сказал на базе в Тригории, что вызовет меня на сбор. Потом улетел в Бразилию и обнародовал список приглашенных. Моей фамилии там не оказалось. Зато была другая. Тот игрок потом в Европу уехал.

НА ПОЛЕ ВЫХОДЯТ НЕ ПАСПОРТА, А ЖИВЫЕ ЛЮДИ

- Вас не смущает то, что уже в довольно, скажем так, зрелом футбольном возрасте вы совершили такой резкий поворот в карьере?

- Так в футбол-то играют не паспорта с указанным в них возрастом, а живые люди. Да, мне за тридцать, но чувствую в себе немало сил продолжить карьеру. Совсем не уверен, что через два года - срок, на который заключен мой контракт с "Локомотивом", - закончу выступления на зеленом газоне. Не исключаю, что поиграю после этого еще два-три года.

А посмотрите на Кафу! Мы с ним друзья, поэтому могу быть не до конца объективным, но судите сами. Когда Кафу уходил из "Ромы", многие прочили ему закат карьеры. Но он в "Милане" стал игроком стартового состава. И в каком "Милане"! Если у человека есть мотивация, если он не пресытился футболом, почему бы ему еще не поиграть?

- В Италии вы провели немало памятных матчей. Какой запомнился больше всего?

- Пожалуй, матч "Лечче" - "Реджина". Это был мой первый сезон в Италии. Мой "Лечче" выиграл тогда - 2:1, а мне довелось поиграть... в воротах после удаления нашего голкипера. Тренер настоял, чтобы именно я встал в ворота. Успел даже отразить опасный удар.

- Что у вас, бразильцев, за развлечение такое: никто не хочет быть вратарем, но все полевые игроки любят подурачиться в воротах? Эмерсон из-за этого даже чемпионат мира-2002 пропустил, лишившись золотой медали.

- С Эмерсоном приключилась беда, которая могла случиться с любым. Да, он получил травму на тренировке сборной Бразилии, находясь в воротах, но это - судьба... Жаль, конечно, что Эмерсон пропустил чемпионат мира, но подобные травмы случаются, к сожалению, не так уж редко.

ВСЕ ДАНО ОТ БОГА

- В Италии мне не раз доводилось слышать, что вы очень набожный человек. В общении вас можно назвать очень спокойным человеком. Как же получилось, что вы стали одним из главных действующих лиц в массовой драке после матча "Рома" - "Галатасарай"?

- Действительно считаю себя уравновешенным в целом человеком. Все нам дано от Бога, который научил меня прощать других за их поступки. Я не злопамятен и стараюсь не уклоняться от общения даже с теми, кто тем или иным образом меня в жизни задел. Но не переношу, когда кто-то смеет обижать словом или делом - мою семью, моих родителей. В матче с "Галатасараем" услышал оскорбления в адрес моей матери - поиграл в Турции, немного знаю их язык. Меня откровенно спровоцировали, да еще высказали ряд неприятных слов по поводу цвета моей кожи. Любого человека можно вывести из себя, даже самого терпеливого.

- А как прокомментируете случай, когда вы слишком уж жестко обошлись с тренером "Болоньи" Франческо Гвидолином?

- Схожая история. Тренер "Болоньи" позволил себе выпад в адрес моей семьи. На этой почве у нас и вышел конфликт. Хорошо, что я к тому времени уже подписал предварительный контракт с "Ромой", а то, не дай бог, история получила бы еще нежелательное продолжение... Могу только добавить, что в Болонье - и в городе, и в команде - к Гвидолину многие относились с большой антипатией. Его уход мало кого расстроил.

- Что в вашей жизни самое главное, если не считать работы - футбола?

- На первом месте - Господь Бог. Потом родители: отца зовут Раймундо, маму Дагимар. Пятилетняя дочка Рафаэла, жена Рената. Разумеется, братья с сестрами. У меня их много - три брата и четыре сестры. Но без Всевышнего ничего этого бы не было.

ОТЕЦ БЫЛ И ОСТАЕТСЯ РОДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

- Сегодня у вас не самая плохая в мире работа, громкое имя, обеспеченность. А что было в детстве?

- В детстве были мечты стать футболистом, играть в известном бразильском клубе, а потом, возможно, в Европе. Но до этого нужен был труд, причем отнюдь не футбольный. Отец ушел от мамы, когда я был подростком. Чтобы приносить деньги в семью, пришлось работать каменщиком. Два или три года подряд я вставал около пяти утра, чтобы отправиться на службу. И только после работы гонял мяч. В общем, в 13 - 14 лет познал жизнь, далекую от благополучия и спокойствия. Лишь со временем, когда выяснилось, что у меня есть определенные задатки, полностью переключился на футбол. Уважение к труду сохранилось у меня с тех пор на всю жизнь.

- Наверное, у вас были не очень простые отношения с ушедшим из семьи отцом. Тем не менее сегодня вы называете его в числе самых близких людей. Это и есть умение прощать?

- Да. Если отец в какой-то момент понял: он больше не может быть счастлив с моей матерью, - что же тут поделаешь? Значит, Бог распорядился так, что отец должен создать другую семью. У него три ребенка от другой женщины, я принимаю его жизнь, общаюсь с ним, с его женой и детьми. С возрастом понимаешь: в жизни все перепутано и перемешано. Обвинять проще всего. Куда сложнее понять. Раймундо - мой отец, во мне течет его кровь. От этого я не откажусь никогда.

ПО-РУССКИ ПОКА ТОЛЬКО "СПАСИБО"

- Давайте вернемся к вашему переезду в Россию. Вы готовы, что придется привыкать к совершенно незнакомому образу жизни, к трудному языку?

- Готов. Это совершенно нормальные вещи, к которым надо привыкнуть. Когда попал в Турцию прямиком из Бразилии, так и вовсе в иной мир угодил. А Италия? Это сейчас я свободно говорю по-итальянски, но язык-то не сразу выучил. По-русски пока знаю только слово "спасибо", но ограничиваться этим не собираюсь. Да, наверное, выучить русский в совершенстве очень сложно, но буду стараться делать успехи. А как иначе общаться с одноклубниками, с тренером? Как обходиться в быту?

И в новом образе жизни не вижу ничего страшного. Не такой уж я привередливый, чтобы не приспособиться к российским условиям. Да еще к каким условиям! Мне еще многие коллеги позавидовать могут.

ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ? ОЧЕНЬ ВКУСНО!

- Как вам русская кухня после знаменитой итальянской?

- На базе с удовольствием поглощаю то же самое, что мои одноклубники. Приехал сюда не отличаться от местных игроков, а жить одной с ними жизнью, делать одно дело. Хочу, чтобы у нас были хорошие отношения и за пределами поля. Мне хочется изучить русский менталитет, русские обычаи, русскую кухню.

Непременно пообщаюсь и с соотечественниками из других команд. Например, мне уже дали номер мобильного телефона Катаньи из "Крыльев Советов". Я ведь с ним, равно как с Соузой из того же клуба, вместе еще в Бразилии играл. Нам будет о чем вспомнить!

Да, чуть не забыл. Мне понравился ваш черный хлеб. Да и зеленый салат в Москве делать умеют не хуже, чем в Италии. Жареную курицу с картошкой-фри тоже подают. Кофе черный, правда, в среднем не такой, как в Италии, но кое-где попадается и не хуже. А сколько всего интересного еще предстоит узнать!

- Как долго еще собираетесь жить в гостинице?

- В ближайшее время надеюсь выбрать квартиру. После матча с "Динамо" собираюсь слетать по делам в Италию: в Риме за короткий срок надо много чего уладить. Хотел бы, вернувшись в Москву, уже переехать из отеля, чтобы побыстрее принять в новой квартире жену с дочкой.

Георгий КУДИНОВ