ОЛИМПИЗМ |
ОДИССЕЯ-2004 |
ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 22 ДНЯ |
Татьяна ЛОГУНОВА
ТЕПЕРЬ МЫ ОТНЮДЬ НЕ ТЕМНЫЕ ЛОШАДКИ
В олимпийском турнире шпажисток главные надежды России связаны с чемпионкой мира, Европы и Олимпийских игр Татьяной Логуновой. В Сиднее она завоевала золото в командном турнире вместе со своей подругой Марией Мазиной, которая два года назад стала личным тренером Логуновой и теперь готовит ее к афинским баталиям. Корреспондент "СЭ" встретился со шпажисткой в фехтовальном клубе "Динамо".
МАКСИМАЛИСТКА
- За полтора месяца до старта Игр-2004 в Дании прошел чемпионат Европы, на котором российская сборная просто сокрушила всех соперников. Тем не менее итоги этого турнира оставили неоднозначное ощущение: в Копенгаген не приехали некоторые ведущие зарубежные мастера...
- Несмотря ни на что, нам, шпажисткам, есть чем гордиться. В нашем активе - золото командного турнира, а также серебро и бронза в личном первенстве, завоеванные Анной Сивковой и Оксаной Ермаковой. А то, что в Дании не было всех лучших, не наша вина, и это нисколько не умаляет наши заслуги. Жаль только, что мне не удалось отстоять свой прошлогодний индивидуальный титул. Однако лучше уступить сейчас, чтобы сделать должные выводы, исправить ошибки и подойти к Олимпиаде во всеоружии.
- Но и на чемпионате мира в Гаване, где проходил олимпийский отбор, вы в личном зачете не попали даже в четвертьфинал. Эти неудачи перед главным стартом четырехлетия не настораживают?
- Нет. В Гаване шпажистки боролись за право выступить в Афинах в командных соревнованиях. А что касается личного первенства, то набранных мною очков в розыгрыше Кубка мира вполне хватало для квалификации на Игры. Поэтому основной упор мы сделали на командный турнир, и все как одна проявили себя максималистками. Наш тренер Александр Кислюнин предупредил нас, что даже место в тройке призеров гарантирует олимпийскую путевку, однако мы твердо решили выиграть с запасом и доказать, что не зря носим титул чемпионок Сиднея.
- А какую задачу ставит перед собой максималистка Татьяна Логунова в Греции?
- В командном турнире - только победа, а в личном... Наверное, выиграть на один бой больше, чем четыре года назад в Австралии. То есть вернуться домой с медалью. Ведь в Сиднее я оказалась четвертой. Вообще, Олимпиада - соревнования жестокие. На всех иных турнирах - Кубке мира, чемпионатах Европы и мира - фехтовальщики не ведут боев за третье место, а на Играх бронзовая медаль - одна. Тем она ценнее. Знаете, как обидно мне было остановиться всего в шаге от нее четыре года назад...
КОМАНДНЫЙ БОЕЦ
- На ваш взгляд, фехтование больше командный или индивидуальный вид спорта?
- Оно универсально. В том же командном турнире ты встречаешься с соперницей один на один, сражаясь как за себя, так и за всю сборную. Нередко в командных соревнованиях удается взять реванш за личный проигрыш. И мне искренне жаль саблисток и рапиристок, у которых исключили из олимпийской программы командные турниры. Лично я больше командный боец, чем индивидуалистка. И очень горжусь, когда мои уколы оказываются решающими в командной победе.
- А если бы и шпажистки на Олимпиадах разыгрывали только личные награды?
- (Смеется.) Тогда я бы, наверное, завершила выступления. Шучу, конечно. Но мне хочется, чтобы оставили именно командный турнир.
- Вас не тяготит ответственность, когда фехтуете за команду? Ведь цена каждого нанесенного и пропущенного укола неимоверно вырастает.
- Безусловно, ответственность сумасшедшая, тем более на Олимпиаде. Но вот парадокс: именно поэтому и легче драться в командном турнире. Потому что понимаешь: любую твою ошибку могут исправить подруги. Даже если проиграешь свой бой с результатом минус пять уколов, выйдет партнерша - и ликвидирует отставание в счете. Так что в команде мушкетерский девиз справедлив на все сто процентов. С другой стороны, обидно бывает, когда ты самозабвенно борешься, выигрываешь все свои поединки, а команда в итоге уходит с дорожки побежденной. Но это тоже школа. Школа человеческих отношений, поскольку в такой ситуации нельзя ни в коем случае винить ошибавшихся и проигравших. Это может оставить незаживающую рану в душе, которая сломает спортсмена, и он окажется навсегда потерянным для командных соревнований.
- Если бы вас поставили перед выбором: командное или индивидуальное олимпийское золото, - что бы предпочли?
- Конечно, хотелось бы получить оба. А если надо выбирать... В команде я на Играх уже побеждала, поэтому было бы интереснее узнать, что ощущает олимпийская чемпионка в личном зачете.
РОЛЬ СПАСАТЕЛЯ НЕ ТЯГОТИТ
- Кто формирует команду? Только тренер или мнение фехтовальщиц тоже учитывается? Приходилось ли выступать вместе с партнершами, которые вам неприятны как люди?
- Определение состава команды - дело исключительно тренерское. А насчет неприятных людей... Бывало. Но это никак не сказывалось ни на моих результатах, ни на манере ведения боя. Я выходила на дорожку и делала свое дело. В конце концов, я ведь дерусь не ради этого человека, а ради общей победы. Слава богу, сейчас у нас идеальное сочетание мастерства и приятных в общении людей.
- С кем-то дружите?
- Из шпажисток - с Оксаной Ермаковой. А еще с рапиристкой Катей Юшевой.
- Когда мы беседовали с вами после чемпионата Европы в Копенгагене, вы вскользь заметили, что несколько обижены на журналистов. Тогда у меня не было времени выяснять, чем мы вас прогневали, а сейчас хотелось бы получить ответ на этот вопрос.
- После Сиднея у меня был некоторый эмоциональный спад. А когда наша сборная потерпела поражение на чемпионате мира-2002 в Лиссабоне, журналисты с подачи тренеров написали, что во всем виновата Логунова, которая зазналась. Кстати, тогда я и сменила личного наставника. До этого со мной работал главный тренер сборной Александр Кислюнин. И знаете, это помогло. Я обрела былую уверенность, стала чемпионкой мира и Европы, поднялась в мировом рейтинге на вторую строчку.
- А какие у вас были разногласия с Кислюниным?
- Особых разногласий не было. Просто в какой-то момент тренеры решили, что раз Логунова может вытягивать сложные поединки и выручать команду, значит, она двужильная, и взвалили на меня ответственность за всю сборную. Ответственности я не боюсь, но все же силы мои небезграничны. И потом, я была совершенно не согласна с тем, что после неудачи в Португалии меня сделали стрелочником. Тем не менее готова, как и прежде, выходить на последний бой и спасать даже самые, казалось бы, безнадежные поединки. Я к этому привыкла и знаю, что, кроме меня, никто это не сделает. К счастью, теперь постоянно рядом со мной Мария Мазина, которая как тренер меня полностью устраивает. Ее не включили в состав олимпийской сборной, но наш фехтовальный клуб "Динамо" оплатил ее поездку в Грецию, и на Играх мы будем вместе.
- Во время поединков тренеры часто кричат, подсказывают что-то своим подопечным. Насколько действенна их помощь? Вы вообще что-то слышите в минуты боя?
- Где-то процентов на 80 эти подсказки своей цели достигают. Но бывают ситуации, когда ты полностью концентрируешься на себе, на сопернице, и тогда уже ни на что другое не обращаешь внимания.
- На чемпионате Европы в Копенгагене наш четырехкратный олимпийский чемпион Станислав Поздняков в финале выходил на дорожку в самые критические моменты и спасал ситуацию. На мой вопрос, не тяготит ли его роль эдакого фехтовального МЧС, он ответил, что это его работа. А вас тяготит?
- Вообще-то мы стараемся не доводить дело до крайности, когда судьба встречи зависит от одного укола. Но в случае необходимости, уверена, психологической устойчивости и хладнокровия мне хватит.
СИДНЕЙ ИЗМЕНИЛ ПСИХОЛОГИЮ
- Кто в Афинах может поспорить с российскими шпажистками за командное золото?
- Есть четыре-пять сборных, которые являются серьезными конкурентами, - Венгрии, Франции, Германии, Китая... Но в каждой из этих команд есть как лидеры, так и более слабые фехтовальщицы, в боях с которыми можно создать неплохой отрыв.
- А кого вы бы назвали самым неудобным для себя противником?
- Трудно сказать. Мы сами довольно неудобны для любой сборной. Разве что француженки поопытнее будут. Они никогда не спешат, вынуждают тебя ошибаться и умело это используют.
- В какой ситуации предпочитаете фехтовать - когда наша команда лидирует с солидным преимуществом или когда у тебя нет права на малейшую оплошность?
- Драться в критической ситуации всегда очень ответственно, на такой бой надо выходить максимально мобилизованной. А при счете "+10" в нашу пользу я не могу отказать себе в удовольствии поиздеваться над соперницей: стараюсь не просто нанести укол, а сделать это с некоторой долей изящества и даже пижонства.
- Золото Сиднея как-то изменило вас?
- Безусловно. До Игр-2000 нашу сборную никто не воспринимал всерьез. В преддверии той Олимпиады мы не выигрывали ни одного серьезного турнира, высшим достижением была бронза на этапах Кубка мира. Поэтому даже сам факт своего участия в олимпийском командном турнире мы расценивали как выдающийся успех. Ну а когда стали чемпионками!.. Наверное, это можно сравнить с победой футболистов Греции на Euro-2004.
- Сейчас ситуация иная: вы - явные фавориты, которые за последние четыре года выиграли почти все, что можно.
- Так ведь психология у нас теперь совсем иная. Мы больше не темные лошадки, и нужно соответствовать своему статусу.
- Насколько мне известно, вы из семьи с крепкими спортивными традициями.
- Мои папа и дядя - велосипедисты, мама - фехтовальщица. Брат тоже активно занимался фехтованием.
- Вам не кажется, что оружие больше пристало мужчинам?
- Вовсе нет. Фехтование - очень красивый, изящный вид спорта. Его уникальность в том, что мужчине оно добавляет мужественности, а женщине - женственности. Между прочим, в фехтование я пришла из тенниса, которым серьезно увлекалась с 6 до 12 лет. Занятия в нашей группе заканчивались вечером, и я часто приходила в фехтовальный зал "Динамо" и ждала, пока мой старший брат завершит тренировку, чтобы вместе с ним идти домой. Как-то от скуки взяла в руки шпагу. Понравилось, и года два я умудрялась совмещать теннис с фехтованием. А потом пришлось сделать выбор.
- Что стало определяющим в нем?
- К тому времени я стала чаще побеждать на фехтовальных турнирах, больше ездить на соревнования. Это меня захватило.
- А почему именно шпага?
- Тоже совершенно случайно. Просто когда я пришла записываться в секцию, проводился набор как раз в группу шпажисток. А потом я так полюбила это оружие, что ни за что не поменяю его ни на рапиру, ни на саблю.
- Шпага с точки зрения судейства - вид субъективный или объективный?
- Наверное, саблиста или рапириста засудить проще. Хотя и у нас в последнее время арбитры стали позволять себе весьма своеобразно трактовать фразы. Но в шпаге, в отличие от сабли или рапиры, преимущество в 1 - 2 укола - очень серьезная фора.
- Сейчас не жалеете, что когда-то предпочли ракетке клинок? Ведь в теннисе сегодня можно такие деньги заработать!
- Нет, не жалею. Меня все в моей жизни устраивает. А на память о теннисе у меня остались хорошие подруги. До сих пор дружу с Леной Лиховцевой и на Олимпиаде обязательно приду поболеть за нее.
- Некоторые знаменитые теннисистки, например Штеффи Граф, нередко выбирают себе в спарринг-партнеры теннисистов. А вы не пробовали фехтовать со шпажистами?
- Мы иногда тренируемся с ребятами. Но они всегда делают скидку на то, что мы послабее, и не наносят сильных уколов. Жалеют нас, ведь после шпаги остаются очень болезненные синяки, которые долго не проходят.
- Значит, летом после тренировок на пляж особо не сходишь. А как вы вообще предпочитаете отдыхать?
- Если силы остаются, хожу с друзьями в кафе, на дискотеку, люблю в кегельбане шары покатать.
- И каковы успехи в боулинге?
- Страйки часто выбиваю. А вот если тренировки или соревнования выматывают окончательно, просто лежу на диване с книжкой или телевизор смотрю.
- Фехтование - спорт долгожителей, поэтому, как я понимаю, Афины - не последняя ваша Олимпиада?
- Хотелось бы на это надеяться.
- Вы не решили еще, сколько будете фехтовать на профессиональном уровне?
- Пока здоровье позволяет, пока есть желание и пока получаю от этого удовольствие. А что будет дальше, еще не знаю.
УКОЛ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ - ОЧЕНЬ ЭФФЕКТНО
- Как вы настраиваетесь на ответственные бои?
- Наверное, никак. Не скажу, что мне все равно, как пройдет поединок, но и мандража предстартового не испытываю. Я так считаю: волноваться до боя - рано, во время боя - некогда, а после боя - уже поздно.
- К соперницам присматриваетесь, чтобы подглядеть какие-то особенности их фехтования?
- Бывает. А потом анализирую, чтобы понять, в чем та или иная шпажистка сильна, в чем слабее, где ошибается, ближний бой предпочитает или дальний. Ну а конкурентки, в свою очередь, за мной очень пристально следят.
- Любимый укол, какой-то особый прием у вас есть?
- А как же! Моя "коронка" - укол через голову: правую руку со шпагой завожу за голову и колю. Пользуюсь им я редко, но, когда появляется возможность, непременно прибегаю к нему, и только в ближнем бою. Получается очень эффектно.
Ровшан АСКЕРОВ