БАСКЕТБОЛ |
Центровой сборной Австралии, 22 июля подписавший контракт с ЦСКА, дал интервью корреспонденту "СЭ".
Дэвид АНДЕРСЕН
Я-ТО ЗНАЮ, КАКОЙ УЖАС ИСПЫТЫВАЮТ СОПЕРНИКИ ЦСКА
Когда ЦСКА подписал контракт с Андерсеном, эта новость стала отчасти сенсационной. Переговоры армейцев с кандидатами на место основного центрового были строго засекречены. Отдельные имена - вроде грека Цакалиди или латыша Камбалы - "всплывали" лишь изредка. К тому же ожидалось, что ЦСКА сумеет заполучить по-настоящему мощного центра, такого, как Денис Марконато из "Бенеттона" или Никола Вуйчич из "Маккаби". Кстати, именно этих двух игроков Андерсен, по габаритам напоминающий скорее форварда, считает лучшими пятыми "номерами" европейского баскетбола.
На самом же деле приобретение Андерсена вполне укладывается в селекционную политику ЦСКА. Его состав последние годы часто пополняется легионерами, успешно игравшими против армейцев в решающих матчах Евролиги предыдущего сезона. Так было и с Брауном, чей "Эфес Пилсен" боролся с москвичами за место в "Финале четырех"-2003, и с Мирсадом Турканом, в тот же сезон игравшим против ЦСКА в матче за 3-е место в составе "Сиены". Прошел еще год, армейцы вновь встретились с этим итальянским клубом в бронзовом матче Евролиги, а два месяца спустя Андерсен проследовал по "маршруту Туркана": Сиена - Москва...
Корреспондент "СЭ" разыскал 24-летнего новичка ЦСКА в Мельбурне. В этом городе проживает семья Андерсена, и именно в нем он сам сейчас готовится к Олимпиаде в Афинах в составе сборной Австралии.
ПОКИДАТЬ ИТАЛИЮ НЕ СОБИРАЛСЯ
- О варианте перехода в ЦСКА я узнал уже в сборной. Агент позвонил, - раздался в телефонной трубке хриплый бас Андерсена. - Это стало для меня полной неожиданностью. Контракт с "Сиеной" действовал еще год, и я в принципе не планировал менять клуб, да и вообще покидать пределы Италии. В этой стране я провел все 5 лет своей профессиональной карьеры и отлично освоился.
- Значит, сначала вы ответили на предложение ЦСКА отказом?
- Нет - хорошенько подумал. (Смеется.) А взвесив все "за" и "против", пришел к выводу: переход в ЦСКА будет шагом наверх. Именно такую цель - постоянно развиваться - я ставил перед собой, когда в 19 лет уезжал из Австралии. Упустить возможность сыграть за клуб, который будет принимать у себя "Финал четырех" Евролиги, а значит, станет главным фаворитом турнира, я не имел права. К тому же финансовые условия выглядели весьма привлекательно.
- Переговоры с ЦСКА прошли гладко?
- В них участвовали представители ЦСКА, "Сиены" и мой агент. По-моему, никаких проблем не возникло, и стороны быстро пришли к соглашению. Впрочем, всех подробностей я могу и не знать. Все-таки находился в Австралии - за много километров от Москвы и Италии.
- Вы говорите, что вас привлекла возможность выиграть Евролигу. Но ведь вы уже побеждали в этом турнире - в 2001 году в составе "Киндера" (сейчас - "Виртус". - А.Б.) ?
- Ну и что? Желание повторить тот успех с годами не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Думаю, реализовать эти амбиции в Москве будет гораздо проще, чем в Сиене. ЦСКА - великий клуб, который очень прочно стоит на ногах. К тому же у руля команды находится большой тренер.
- А между тем ни один игрок ЦСКА-2004/05, кроме вас, еще не побеждал в Евролиге ULEB...
- Вы не шутите? Что ж, в таком случае, когда приеду в Москву, обязательно расскажу партнерам, как это делается. (Смеется.) Ну а если серьезно, моя главная цель: принести ЦСКА максимум пользы. Как в Евролиге, так и в чемпионате страны. Я уже спланировал, что мы завоюем оба титула.
- За последние два сезона пути ЦСКА и ваших прежних клубов - "Виртуса" и "Сиены" - пересекались четырежды. Какие остались впечатления?
- Самые тягостные. Играть против ЦСКА было всегда очень неприятно. Команда Ивковича напоминала машину, которая в любой момент может ускориться и ликвидировать солидную разницу в счете за считаные секунды. Если же армейцы сами создавали отрыв, достать их было почти нереально. Теперь эти воспоминания будут придавать мне уверенности. Выходя на площадку, буду прекрасно знать, какой ужас испытывают соперники ЦСКА.
СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ АНТОНИО
- С кем из ваших новых одноклубников вы знакомы лучше всего?
- Конечно, с Антонио (Грэйнджером. - А.Б.). Он выступал за "Киндер" пару лет назад (во второй половине сезона-01/02. - А.Б.). Тогда мы дошли до финала Евролиги и уступили "Панатинаикосу". С тех пор мы с Грэйнджером почти не общались, но теперь появится хорошая возможность наверстать упущенное. С остальными игроками ЦСКА лично не знаком. Знаю только, что все они - отличные баскетболисты.
- Не боитесь, что кто-то из них вытеснит вас из стартового состава? Или для вас не так важно начинать матч с первых минут?
- В предыдущих клубах тренеры часто использовали меня в качестве запасного, так что входить в игру со "скамейки" - не проблема. В то же время я очень хочу стать игроком стартовой пятерки ЦСКА. Постараюсь доказать Ивковичу на тренировках, что соответствую этой роли. Хотя если он решит иначе - не страшно. Я не из тех, кто обижается на тренеров. Для меня на первом месте всегда стоял командный результат, а не личная статистика.
- Игроком какого амплуа вы себя считаете - центровым или мощным форвардом?
- В зависимости от ситуации могу играть как четвертого "номера", так и пятого. Например, если у соперника выходит центровой, заметно превосходящий меня в массе, то в обороне, естественно, требуется "размен". Зато в атаке я получаю огромное преимущество: всегда могу уйти в поле и атаковать кольцо с дистанции, в том числе из-за трехочковой дуги. По ходу матча моя роль может меняться несколько раз. Все зависит от установки тренера.
- Трехочковые бросать любите?
- Люблю их забивать. (Смеется.) Кстати, у меня очень неплохой процент попаданий с дальней дистанции. Но вообще-то наибольшее наслаждение получаю от своего коронного приема - turnaround jump shot (бросок в прыжке с разворотом на 180 градусов. - А.Б.). Я славился им еще в студенческие годы. А в Италии довел этот элемент почти до совершенства.
МЕССИНА, ТАНЕВИЧ, РЕКАЛКАТТИ, ИВКОВИЧ
- Уже успели поговорить с Ивковичем?
- Пока нет. С нетерпением жду этой беседы. Для меня персона тренера всегда была главной. Хочу как можно скорее понять философию Ивковича, те требования, которые он собирается мне предъявить. Я уже сказал, что пришел в ЦСКА не просто играть, но и расти как баскетболист. В этом плане контакт с тренером особенно важен.
- Кого из наставников, с которыми приходилось работать, вы бы поставили выше других?
- По-моему, давать подобные оценки - это не дело игрока. Все тренеры, под началом которых я выступал, были очень сильными специалистами и при этом совершенно разными людьми. Например, Рекалкатти (главный тренер "Сиены". - А.Б.) - сторонник жестких тактических схем и такого же жесткого стиля в общении с игроками. Мессина, руководивший "Киндером", более демократичен. Пожалуй, ярче всего я раскрылся у Рекалкатти. И, наверное, у Таневича. Правда, последний с "Киндером" высоких результатов не добивался в отличие от Мессины. Но на то были свои причины: Таневич пришел в команду в очень тяжелый период (в сезоне-02/03, к концу которого клуб из Болоньи обанкротился. - А.Б.).
- Хотелось бы вам, чтобы стиль ЦСКА-2004/05 напоминал баскетбол, который показывала в прошлом сезоне "Сиена" Рекалкатти?
- Не думаю, что они с Ивковичем очень похожи, да и игроки в этих двух командах совершенно разные. Вот если вы спросите, какой стиль игры мне по душе, то отвечу: когда в атаке нужно двигаться больше, чем в обороне. Я люблю интеллектуальный баскетбол, люблю "читать" игру противника. Насколько я знаю, Ивкович это только приветствует.
- Можете назвать клубы, которые станут главными конкурентами ЦСКА в Евролиге ULEB?
- Пока нет. Составы команд каждый год сильно меняются, и до начала сезона делать какие-то выводы преждевременно. Я мог бы назвать вам всех участников "Финала четырех" предыдущей Евролиги, но такой ответ был бы чисто формальным. На самом деле я уверен: в следующем "Финале четырех" будут играть другие клубы. Разумеется, если не считать ЦСКА.
АВСТРАЛИЮ ПРЕДПОЧЕЛ ДАНИИ
- Когда вы начали заниматься баскетболом?
- В 4 года. Проводил уйму времени на баскетбольной площадке с двумя старшими братьями. Сейчас Брэтту 30 лет, а Стюарту 25. Мы могли играть хоть целый день - благо родители не мешали. Позже к нам присоединился и Грант - еще один брат, который младше меня на 2 года. Однако карьеру профессионального баскетболиста из нас четверых выбрал только я. Наверное, потому что рос быстрее остальных. (Смеется.) Свой первый контракт с клубом "Уоллонгонг" подписал в 18 лет. Уже тогда я привык быть лидером на площадке. Во всяком случае, в многочисленных школьных командах тренеры отводили мне ведущую роль. Не случайно я регулярно приглашался в детские и юношеские сборные Австралии.
- В НБЛ (австралийская баскетбольная лига. - А.Б.) вы провели всего один сезон и сразу уехали в Европу. Перспектива попробовать силы в NCAA не прельщала?
- У меня есть мечта - стать игроком клуба НБА. Многие молодые австралийцы действительно пытаются попасть в эту лигу через NCAA, и, возможно, я тоже пошел бы по такому пути, но в 1999 году меня пригласила не просто европейская команда, а "Киндер". В то время это был настоящий суперклуб, постоянный фаворит Евролиги. В Болонье играли звезды, рядом с которыми можно было заметно повысить свое мастерство. К тому же все игроки "Киндера" находились под пристальным вниманием скаутов НБА. Так что в Италию я отправился почти без раздумий.
- Без датского паспорта вы вряд ли сразу попали бы в основной состав "Киндера". Оформление второго гражданства отняло много времени?
- Совсем нет. Я получил его еще до приглашения в "Киндер". Дело в том, что мои родители не являются уроженцами Австралии. Отец - датчанин, а мама - англичанка. Впервые я побывал в Дании еще в 12 лет. Да и потом ездил в эту страну регулярно. Там живет масса дедушек, бабушек, кузенов и прочих родственников по отцовской линии. Идея с получением датского подданства возникла как раз во время одного из таких визитов - тренеры тамошней сборной очень хотели заполучить меня. Я получил паспорт и обещал подумать над их предложением. Но потом все-таки отдал предпочтение сборной Австралии.
- Почему?
- Во-первых, с ней легче добиться высоких результатов. А во-вторых, в душе я считаю себя австралийцем, а не датчанином. Австралия - мой дом. Именно в этой стране я чувствую себя лучше всего.
DREAM TEAM ИЗ БОЛОНЬИ
- Как быстро вам удалось освоиться в Болонье после перехода в "Киндер"?
- Особых трудностей не было. Итальянский язык выучил примерно за год, а на привыкание к особенностям европейского баскетбола и вовсе ушло месяца два, не больше. В "Киндере" тогда царила потрясающая атмосфера. Партнеры приняли меня очень тепло и были готовы прийти на помощь в любой ситуации. Моими лучшими друзьями стали Марко Ярич и Рашад Гриффит.
- Какой из четырех сезонов в Болонье оставил у вас самые яркие впечатления?
- Разумеется, тот, когда мы выиграли Евролигу ULEB, чемпионат и Кубок Италии (2000/01. - А.Б.). Тогда под руководством Мессины играла настоящая европейская Dream Team: Ярич, Жинобили, Ригодо, Аббио, Гриффит! Думаю, этой команде было вполне по силам на равных бороться с некоторыми клубами НБА.
- Спустя год "Киндер" вновь добрался до финала Евролиги, а вы наконец попали на драфт НБА. Почему не уехали за океан?
- Задрафтовавшая меня "Атланта" не планировала сразу подписывать контракт. Это нормальная ситуация. Ведь мне было всего 22 года. Да и сейчас не так уж много - 24. Так что надежд отправиться за океан я не теряю. Уверен, после перехода в ЦСКА мои шансы станут еще выше. Особенно, если весной мы выиграем Евролигу. В любом случае следующим летом обязательно попробую силы в каком-нибудь тренировочном лагере НБА. До сих пор я в них не участвовал. В прошлом году помешала операция на плече, в нынешнем - подготовка к Олимпиаде.
- Вы покинули бы "Виртус", если бы не банкротство клуба?
- Никогда. Я до последнего момента надеялся, что финансовые трудности будут преодолены. Болонья стала вторым домом для меня и для моих родителей, которые часто приезжали туда в гости. Если честно, я был вполне готов провести в "Киндере" всю свою европейскую карьеру. Однако когда команду исключили из Евролиги и отправили во второй итальянский дивизион, выбора уже не оставалось - надо было уходить. К счастью, переезжать пришлось недалеко - в Сиену.
СНАЧАЛА АФИНЫ, ПОТОМ МОСКВА
- Последний сезон в "Киндере" вы провели вместе с Русланом Авлеевым. Успели как следует познакомиться?
- Честно говоря, нет. Руслан неважно говорил по-английски и поэтому мало общался с партнерами по команде. Безусловно, он - баскетболист приличного уровня.
- В предстоящем сезоне Авлеев будет играть за "Динамо", которое должно стать одним из главных конкурентов ЦСКА в чемпионате страны. А что вы вообще знаете о российском баскетболе?
- Почти ничего. О том же "Динамо" до сих пор не слышал, да и названия других клубов мне не знакомы. После подписания контракта с ЦСКА я сразу позвонил Крису Энсти (австралийский центровой УНИКСа. - А.Б.). Он объяснил, что российский чемпионат в последние годы бурно развивается и легкой жизни у ЦСКА не будет. А об остальном обещал подробно рассказать позже.
- Какие ассоциации вызывает у вас Россия?
- У австралийцев название любой другой страны рождает одну и ту же мысль: "Далеко!" Россия традиционно ассоциируется с холодным климатом, однако я несколько раз приезжал в Москву, и погода была нормальной. Город показался мне очень красивым. В будущем хочу тщательно изучить все его достопримечательности.
- Русский язык учить собираетесь?
- Обязательно. Пока я знаю английский, итальянский и немного - датский. Первых двух вполне достаточно, чтобы объясняться с партнерами на площадке. Однако я хочу нормально чувствовать себя и в повседневной жизни, а для этого знание русского необходимо. Учить буду, как в Италии, - с репетитором.
- Когда вы присоединитесь к ЦСКА?
- Думаю, в начале сентября. До этого все мысли будут заняты сборной. Через три дня мы из Мельбурна переедем в Сидней, после чего отправимся в Европу - сначала в Белград, затем в Италию и, наконец, в Афины.
- Какие цели будут стоять перед сборной Австралии на Олимпиаде?
- Завоевать медаль. Любого достоинства.
- Кого вы считаете главными конкурентами?
- Думаю, на золото будут претендовать США, Аргентина, Сербия, Литва и Греция. На та задача - вытеснить кого-то из них с пьедестала. Если не с первой ступеньки, так хотя бы с третьей.
- После Олимпиады собираетесь привезти в Россию семью?
- С Грантом мы уже договорились: он поживет в Москве месяца полтора, чтобы я быстрее привык к новой стране. Затем брат вернется в Австралию, где он учится в университете. Что же касается родителей, то они обязательно приедут ко мне на Рождество или на какие-нибудь другие праздники.
Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ