Газета Спорт-Экспресс № 170 (3548) от 29 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 июля 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ПРОВЕРКА НА ДОПИНГ. КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?

Корреспондент "СЭ" исследовал процесс от жеребьевки проверяемых до, извините, туалета и лабораторного анализа.

Футбол не принадлежит к числу тех видов спорта, в которых всякие "колеса" и инъекции распространились в масштабах эпидемии. Время от времени достоянием гласности становились отдельные факты употребления допинга, да и те вдали от российских просторов. У нас же - максимум досужие домыслы. Пока жареный петух не клюнул. Ох и потрепала же российской публике нервы эпопея с Егором Титовым, которой к тому же пытался воспользоваться Уэльс. Правда, теперь это уже история - для всех, кроме самого футболиста, отбывшего лишь полсрока дисквалификации.

С этого сезона в каждом туре чемпионата России проводятся проверки на допинг. Как это происходит? "СЭ" исследовал процесс от стадии принятия решений до, извините уж, туалета и лабораторного анализа. Вопросы задавались представителю футбольных верхов, известному эксперту-теоретику и врачу-практику.

ФИФА И СЕРТИФИКАТ ВАДА

- Раньше проверка на допинг была обязательна только на финале Кубка страны, - сказал генеральный директор РФС Александр Тукманов. - Но, с одной стороны, ФИФА ужесточила требования в данном вопросе, а с другой - мы получили письмо из Госкомспорта. В нем говорилось, что Россия вступила во Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), и нам предлагалось проявить соответствующую активность. Учитывая это, на собрании руководителей клубов премьер-лиги, а потом на заседании исполкома РФС было принято решение: начиная с сезона 2004 года брать допинг-пробы в каждом туре.

- "Дело Титова" подстегнуло?

- С ним наше решение не связано. И прежде на каждом сборе национальной команды брались пробы на допинг. И, к сожалению, некоторые пробы в прошлом году оказались положительными, в том числе принадлежавшая Титову.

- Это было выявлено перед матчем с Ирландией?

- Да.

- Почему же в таком случае игрока включили в состав на матчи с Уэльсом и даже выпустили во втором из них на поле?

- Был проведен повторный анализ. Он показал, что Титов "чист". Однако проверка в зарубежной лаборатории выявила продукты распада запрещенного препарата. Видимо, там применялась более тонкая технология.

Директор Антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России Николай Дурманов, побывавший в понедельник в гостях у "СЭ", подчеркнул, что Антидопинговый центр России располагает сертификатом ВАДА, который надо постоянно подтверждать ответами на тесты.

- В центр регулярно присылают зашифрованные образцы, причем сложные, - рассказал Дурманов. - Если ответ неправильный, лаборатория получает предупреждение, в следующий раз она лишается права производить контроль проб "В" и в конце концов ее с позором изгоняют из числа аккредитованных... У нас нет оснований не доверять нашим специалистам, утверждающим, что лаборатория находится на самом высоком уровне и что недавно закупленная аппаратура способна выявлять все запрещенные вещества.

Заметьте, оборудование было закуплено недавно. Так, может, из-за этого и произошла промашка с Титовым?

- Как долго держится в организме бромантан, который был обнаружен в организме нашего футболиста? - спросил я у Дурманова.

- Как и анаболики, он относится к группе долгоиграющих препаратов, проникающих в жировую ткань. Основной пик допинга довольно быстро уходит, но потом тянется длинный шлейф. И самым современным оборудованием он определяется. В случае с бромантаном - в течение двух - двух с половиной месяцев.

Матч в Ирландии состоялся 6 сентября. Первый матч с Уэльсом, после которого у Титова обнаружили следы допинга, - 15 ноября.

ВНИМАНИЯ ВСЕМ ПОРОВНУ

Но вернемся к беседе с генеральным директором РФС Александром Тукмановым.

- Сколько матчей в туре охватываются проверками?

- В каждом - один матч.

- Насколько известно, на старте чемпионата проверки не осуществлялись. Почему?

- Не был еще выработан соответствующий регламент. Но с третьего или четвертого тура анализы на допинг брали неукоснительно.

- Кто и как определяет матчи, участники которых подлежат проверке?

- Мы с генеральным директором премьер-лиги Татевосом Суриновым. Меня уполномочил исполком РФС, а Суринова - общее собрание президентов клубов. Время от времени мы с ним встречаемся и решаем, в каких матчах ближайших двух-трех туров будут производиться проверки на допинг. Готовим совместный документ, подписываем его и отправляем факсом в Антидопинговый центр России, из которого на матчи приезжают специалисты. Мы обеспечиваем их транспортом, а сохранность проб - это уже их забота.

(Как подчеркнул в краткой телефонной беседе директор Антидопингового центра России Виталий Семенов, пробы опечатываются, получают кодовый номер, а кому они принадлежат, при проверке неизвестно, так что какая-либо пристрастность исключается.)

- Держите определенные вами матчи в строгой тайне?

- Конечно. О них знаем только мы с Суриновым, а также работники лаборатории.

- Не было попыток выявить у вас, куда и когда нагрянет контроль?

- Нет. И недовольства со стороны клубов не было. Они подчиняются тому решению, которое сами же и приняли.

- Каковы критерии при выборе игр? В основном это, наверное, центральные матчи в туре?

- Перед чемпионатом Европы мы выделяли клубы, за которые выступали кандидаты в сборную. Клубы с футболистами сборной в составе, а также участники еврокубков и сейчас находятся в центре внимания. Но в целом стараемся делать так, чтобы все команды прошли тестирование примерно в одинаковом объеме.

- Проверки осуществляются только на матчах премьер-лиги?

- Да. Если клубы ПФЛ тоже пожелают проводить выборочные проверки, то мы, наверное, на это пойдем.

- А как же "Терек", который будет играть в Кубке УЕФА?

- Его мы проверим.

- На какой основе вы сотрудничаете с Антидопинговым центром России?

- На коммерческой. У нас договор.

- Другими словами, РФС платит за анализы?

- Не РФС, а клубы - через премьер-лигу. И не только за анализы. Оплачиваются командировки представителей антидопингового центра по стране.

- Часто они выезжают на периферию?

- Большинство проверок производилось на московских матчах. Это удобнее. Но были и выезды: в Санкт-Петербург, Самару и, кажется, Волгоград.

- Перед Euro-2004 в Бор примчалась антидопинговая комиссия УЕФА, проверявшего, впрочем, все сборные. Для вас это была неожиданность?

- Конечно.

- Неужели вы даже накануне не знали о ее приезде? Гостей же надо было встретить в аэропорту, разместить в гостинице.

- Эти люди сами заказывают и авиабилеты, и гостиницы. Нам позвонили уже из отеля и только попросили прислать транспорт для проезда на базу сборной.

- Не почувствовали ли вы в ходе Euro-2004, что после "дела Титова" к России в вопросах допинга стали придирчивее?

- Ничуть. Относились как ко всем.

В ФУТБОЛЕ ХИМИЧАТ МАЛО

Из высокого кабинета - в футбольно-полевые условия. Поскольку посторонним вход в антидопинговые владения воспрещен, ориентироваться помогал врач "Динамо" и один из врачей сборной России Юрий Васильков.

- В соответствии с положением о соревнованиях на стадионе оборудуется допинг-комната, - рассказал он. - О том, что на матче состоится проверка, объявляют примерно за четверть часа до игры. В этом случае в перерыве врач или, если он занят, другой представитель команды тащит жребий - так определяются "жертвы" для сдачи анализов. Из каждой команды - по два игрока. Плюс третий, резервный, на случай форс-мажорных обстоятельств. Скажем, кто-то из выбранных футболистов получил серьезную травму, и его пришлось увезти в больницу.

- Как происходит жеребьевка?

- Обычно в мешочек кладут 18 карточек с номерами игроков, включенных в заявку на матч, и действует перекрестный принцип: представитель одной команды вытаскивает карточки другой. Фамилии подлежащих проверке сообщают минут за пятнадцать до конца игры. Соответственно после матча названные футболисты отправляются в допинг-комнату, где при заборе биопроб обязательно должны присутствовать представители обеих команд и лаборатории.

- Что скрывается под термином "биопроба"? Кровь берут?

- Нет, сдают только анализ мочи. На ЧМ-2002 брали кровь, но потом вследствие протестов, что это, мол, нарушение прав человека, было решено ограничиваться взятием мочи. Во время Euro-2004 сдавали только ее.

- При чем тут права человека?

- Кровь человеку нужна, а моча в любом случае выделяется. Если же серьезно, то при желании можно поставить под сомнение стерильность условий, в которых на стадионе производится забор крови.

Упоминавшийся директор Антидопинговой инспекции ОКР Николай Дурманов предположил иную версию:

- Кровь берут для проверки на ЭПО (эритропоэтин, препарат, который помогает организму вырабатывать дополнительные красные кровяные тельца или эритроциты, содержащие гемоглобин, который переносит кислород из легких в ткани. - Прим. А.П.) . Этот анализ очень дорогостоящий, и футболистов касается мало. От него отказались, скорее всего, из экономии.

- Достаточно ли только проверки мочи? Насколько она эффективна?

- Достаточно эффективна, потому что не надо вылавливать разные экзотические допинги. По сравнению с другими видами спорта футбол химизирован незначительно, и в будущем с ним особых проблем не предвидится.

- Зачем футболисты вообще применяют допинг? Ведь наращивание мышечной массы им не требуется.

- К несчастью, допинг стал не только серьезной медицинской проблемой, но и своеобразной модой. Люди используют препараты вопреки спортивному смыслу. Для собственной уверенности, например.

- Честно говоря, "дело Титова" меня покоробило, - сказал, в свою очередь, доктор Васильков. - Я всегда считал и говорил, в том числе вам, что футболистам допинг не нужен, потому что в этой игре постоянно меняется ритм, в ней требуются мозги, а не выполнение монотонных действий. Но, к сожалению, кое-кто рассчитывает повысить с помощью запрещенных средств скорость, выносливость, силу. Хотя при сегодняшних технических методах найдут кристаллик сахара в бочке с морской солью. С другой стороны, спортсмены оказались сейчас в трудном положении. Теоретически им могут что-то подсунуть - случайно или умышленно - люди, к команде отношения не имеющие. У нас еще хоть по выходным дням с проверкой домой к футболистам не заявляются - именно так поймали на допинге Рио Фердинанда.

- Не могут ли проверяемые подменить анализ? Пронести, скажем, контейнер с чужой мочой?

- Чтобы не допустить этого, футболистов теперь проводят в допинг-комнату сразу с поля, минуя раздевалку. А при сдаче анализа дверь в туалет должна быть приоткрыта, даже если представитель лаборатории - женщина.

- В ходе Euro-2004 запрещенный препарат был обнаружен у Ивицы Олича. Однако футболиста простили. Как бы вы прокомментировали этот случай?

- Прошляпил врач хорватской сборной. Если игрок принимал какие-то лекарства, то об этом следует заранее сообщить. Выражаясь официальным языком, декларировать терапевтические исключения. Кстати, перед чемпионатом Европы мы кололи одному футболисту препарат, содержащий запрещенный компонент. Фамилию игрока не хотел бы называть, потому что он может болезненно воспринять огласку. Суть же в том, что мы тотчас сообщили об этих уколах в УЕФА, который, в свою очередь, переправил информацию в ВАДА. Там внесли ее в компьютерный реестр, а нас поблагодарили за правильные оперативные действия. Медлить-то было нельзя, потому что в любой момент могла нагрянуть проверка. Представитель ВАДА - словак, которого я потом встречал на Euro-2004, - в итоге и приехал за пару дней до отлета сборной в Португалию. Проверили четверых. Кажется, троих из "Локомотива" и одного из "Зенита". Все оказались "чистыми".

- В свое время во Франции вратаря Лама и россиянина Рычкова дисквалифицировали за употребление марихуаны.

- Марихуана тоже считается допингом. Как и алкоголь.

- Неужели и его ни у кого не находят?

- Пока не находили.

- В былые времена, рассказывали, кое-кому в перерыве матча стакан наливали...

- Если на машине времени перенестись в 70-е годы, то где-нибудь полкоманды прищучили бы. А вообще-то борьба с допингом - нерадостная тема. Граничит даже с уголовной. Вдруг у кого-то кокаин обнаружат.

Впрочем, ни эту заразу, ни что-то более безобидное, но для спортсменов не разрешенное, как заверил Александр Тукманов, в ходе проверок в рамках чемпионата России до сих пор не выявляли. И в данном случае отсутствие положительного результата (анализов) - это и есть положительный результат.

Александр ПРОСВЕТОВ