ОЛИМПИЗМ |
ОДИССЕЯ-2004 |
ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 14 ДНЕЙ |
МНЕНИЕ |
КОГДА-ТО МЫ ТОЖЕ СТАНЕМ ЖЕСТОКИМИ
Лина ХОЛИНА
Вчера на тульском стадионе "Арсенал" продолжился чемпионат России по легкой атлетике, являющийся отборочным на Олимпиаду. Правда, еще в прошлую субботу в беседе с корреспондентом "СЭ" Еленой Вайцеховской президент ВФЛА Валентин Балахничев отметил, что, в соответствии с решением тренерского совета, некоторые наши ведущие спортсмены освобождены от официального отбора. Это прыгуньи с шестом Елена Исинбаева и Светлана Феофанова, многоборец Лев Лободин, прыгунья в высоту Елена Слесаренко, бегунья Ольга Егорова и Татьяна Лебедева, которая в Туле не примет участия в своем коронном виде - тройном прыжке и выступит лишь в секторе для прыжков в длину. "В прыжках с шестом у нас есть Феофанова и Исинбаева, рекордсменки мира. Всем понятно, что обе, имея такое преимущество над соперницами, должны выступать в Афинах. Так зачем им лишний старт, лишняя трата энергии? А вдруг случится травма?" - обосновал тогда это решение Балахничев.
Честно говоря, когда я узнала, что не увижу на "Арсенале" некоторых звезд, то не удивилась. Думаю, аналогичную реакцию вызвало их отсутствие и у всех остальных. Давняя практика, когда от главных, казалось бы, стартов освобождаются лучшие из лучших, уже приучила нас к тому, что российских звезд на национальном чемпионате не дождешься. И мы легко соглашаемся с позицией тренеров сборной. Зачем сильнейшим проходить какой-то там олимпийский отбор? Мы отпускаем их с миром: тренируйтесь, готовьтесь... Ведь главное не то, как вы отпрыгаете или отбегаете в Туле, а как выступите в Афинах. И такая позиция, безусловно, имеет право на жизнь.
Но есть и другая. Нам, русским, она кажется бессмысленной, безжалостной, даже в какой-то степени дурацкой. Ее занимают, скажем, американцы. Позиция эта такова: не приехал на отборочный чемпионат или не попал на нем в число призеров - не видать тебе места в национальной сборной. Травма любой тяжести, неудачное стечение обстоятельств, случайный проигрыш - ничто не является исключением из правил. Не готов бежать, прыгать, метать сегодня - до свидания. И никого не разжалобят твои торжественные обещания восстановиться к главному старту и достойнейшим образом защитить честь страны. До сих пор вспоминаю чемпионат США 1992 года, когда рекордсмен мира в десятиборье Дэн О'Брайен, после первого дня турнира набравший потрясающую сумму очков, во второй совершенно случайно не взял начальную высоту в прыжках с шестом, занял лишь 11-е место и расстался с мыслями о поездке в олимпийскую Барселону. В итоге этот великой спортсмен за всю свою карьеру завоевал лишь одну золотую олимпийскую медаль - в Атланте-96, а США в Барселоне довольствовались бронзой. Американцы тогда явно сглупили. Ну скажите, кто заставлял их упираться в слепом следовании правилам? Нам их не понять, у них другой образ мыслей и нет такой жалости к спортсменам. Они эгоисты, хотят видеть своих звезд, не выезжая за пределы страны, и считают, что в угоду национальному первенству атлеты должны поступиться всеми другими интересами.
России пока такие драконовские правила не грозят. Мы слишком любим наших героев. И правда, зачем Исинбаевой и Феофановой нервничать и выходить на старт в Туле? А то, что за последние месяцы они уже не раз и не два встречались на коммерческих турнирах и в ходе их соперничества рождались рекорды мира, нас вроде и не касается.
Но настанет момент, когда мы тоже станем жестокими. Это произойдет тогда, когда в большинстве видов легкой атлетики претендентов на места в олимпийской сборной станет значительно больше этих самых мест. Может, это и будет настоящей демократией?