ОЛИМПИЗМ |
ОДИССЕЯ-2004 |
ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 11 ДНЕЙ |
МНЕНИЕ |
ИГРА ЕСТЬ ИГРА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Самым странным по сюжету фильмом, который мне довелось увидеть за последнее время, стала первая часть модного творения Квентина Тарантино "Убить Билла". Как ни странно, выбросить из головы мешанину из странных героев и еще более странных убийств не удалось: все это периодически всплывало в памяти, как только спортивный мир сотрясал очередной допинговый скандал. Причем с личностью героини самым навязчивым образом ассоциировалось... Всемирное антидопинговое агентство - WADA. Мечется с сумасшедшими глазами, "мочит" всех без разбора, а чего хочет и что будет дальше - никому непонятно до выхода второй серии.
Вторая серия триллера, видимо, начнется в Афинах. Недаром уже сейчас даже такая спортивная держава, как США, запугана настолько, что чуть ли не ежедневно приносит в жертву все новых и новых людей. Чьи проступки у большинства болельщиков (вот ведь парадокс) вызывают не негодование, а простое человеческое сочувствие.
На протяжении последнего десятка лет не раз приходилось слышать: противодействие допингу в спорте все больше заходит в тупик. Даже новейшие лабораторные разработки не успевают за разработками фармакологическими. А значит, вся эта борьба в некотором роде профанация. И нужно кардинальным образом что-то менять.
На мой взгляд, кардинально изменилось одно - человеческое сознание: употребление допинга перестало восприниматься как позор.
История борьбы с запрещенной фармакологией знает немало анекдотичных моментов. На Играх-76 в Монреале - первых соревнованиях, где в черный список были включены анаболические стероиды, - главного тренера сборной ГДР по плаванию, помнится, спросили, почему все его спортсменки говорят басом. "Мы не петь сюда приехали, а плавать", - нашелся тот.
12 лет спустя в Сеуле посвященные сопровождали понимающим хихиканьем скоропостижный отъезд из Олимпийской деревни почти всей болгарской сборной по тяжелой атлетике: гениальный по замыслу план - закачивать в мочевой пузырь спортсмена стерильную мочу в ближайшей туалетной кабинке, прежде чем отправить его на контроль, - был сорван самым примитивным образом: в нужный момент кабинки оказались занятыми. Причем не случайно: соперники оказались не менее пройдошливыми и болгарский план просчитали.
Все это, однако, не меняло главного: оба случая вошли страницей несмываемого позора в историю спорта как ГДР, так и Болгарии.
У нас - своя история и свои черные пятна. Самым уродливым из них стала дисквалификация в 1996 году шестикратной олимпийской чемпионки в лыжных гонках, Героя России Любови Егоровой. С подачи высших руководителей российского спорта великую спортсменку сделали изгоем в масштабе всей страны. А всего шесть лет спустя те же самые люди грудью встали на защиту Ларисы Лазутиной, попавшейся на куда более серьезном препарате в олимпийском Солт-Лейк-Сити.
Тот момент, на мой взгляд, и стал переломным в сознании спортивного общества. Заставившим понять: при нынешней системе борьбы с фармакологией от рук WADA не застрахован ни один спортсмен. И именно он несет главную ответственность. В большинстве случаев - за чужие действия в игре, где постоянно меняются правила. Например, при появлении принципиально новой аппаратуры или вскрытии давно законсервированных образцов. Что с того, что на момент взятия проб они считались абсолютно легальными? Правила-то изменились!
Надо отдать должное WADA: эта организация сделала все, чтобы большинство стран постарались заблаговременно очистить собственные олимпийские ряды. Жертвы, думаю, все равно найдутся. Но стоит ли воспринимать их как изгоев, а саму ситуацию - как скандал? Сдается, уже не стоит. Как и возводить проблему допинга во главу угла. Иначе спорт вообще потеряет всякий смысл.
В конце концов, игра есть игра. И в ней всегда бывают нарушители правил.