ОЛИМПИЗМ |
ОДИССЕЯ-2004 |
ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 10 ДНЕЙ |
Ольга СЛЮСАРЕВА: "БУДЕТ НАДО - ВЫСТУПЛЮ И В МАУНТИНБАЙКЕ"
В последние годы на всех крупнейших соревнованиях по велотреку главным поставщиком золота для российской сборной была Ольга Слюсарева - пятикратная чемпионка мира, бронзовый призер Сиднея. На мировом первенстве-2002 в активе нашей команды оказалось по одной медали каждого достоинства, и все их завоевала Слюсарева. В Афинах она выступит в четырех гонках - двух трековых и двух шоссейных. Чтобы узнать, как готовится к Играм наша основная велонадежда, корреспонденты "СЭ" отправились к Слюсаревой в ее родную Тулу.
"ДЖИРО" ХОТЕЛА ПРОЕХАТЬ БЕЗ ТРАВМ
Со Слюсаревой и ее мужем - тренером Михаилом Ростовцевым мы встретились на треке стадиона "Арсенал". Беседа состоялась там же, в веломастерской. Увы, пригласить журналистов в гости радушные хозяева не могли: пока Ольга участвовала в супермногодневке "Джиро д'Италия", в их доме прорвало трубу и затопило всю квартиру.
- Сегодня первую ночь на кровати спали, - извинялся Михаил. - Из-за воды ступить некуда было.
- Ольга, июльская "Джиро" стала одним из этапов вашей подготовки к Олимпийским играм. Выступили вы вполне успешно: победа на этапе, два вторых места... А как сами оцениваете свою форму в преддверии Игр?
- Начну с того, что на "Джиро" я выходила с одной мыслью: не упасть, доехать без травм до финиша. Как видите, с этой задачей справилась. Тренировка удалась. Для меня эта супермногодневка была важна еще и потому, что за две недели до нее я отправилась в Испанию на семидневную гонку, однако из-за простуды на старт не вышла. Пять дней провалялась с температурой 38,5. А перед Афинами мне просто необходимо было хотя бы разок уверенно выступить на шоссе. Ведь групповая олимпийская гонка стартует уже 15 августа, через два дня после церемонии открытия Игр. Пробой сил стало и участие в чемпионате России в Воткинске в конце июня. К сожалению, групповую гонку я там проиграла, но в разделке завоевала золотую медаль, причем "привезла" второму призеру полторы минуты.
- Справедливости ради отмечу, что в Воткинске не было нашей самой главной конкурентки в индивидуальной гонке - олимпийской чемпионки Атланты Зульфии Забировой, - вновь подключается к разговору Ростовцев. - А остальные соперницы ехали удивительно медленно.
- Наверное, вы подбирали подготовительные старты с учетом рельефа местности и погодных условий Афин?
- Дожди, затопившие этим летом всю Европу, особо не оставили нам выбора, - усмехается Слюсарева. - Только на "Джиро" чуть-чуть повезло - выдались два сухих дня. А ведь обычно в Италии в это время ужасно жарко и сухо, и в горах мы просто умираем.
- Олимпийскую трассу уже видели?
- Нет. Но шоссе недавнего чемпионата России, как уверяли организаторы, почти один в один повторяет ее рельеф. Правда, когда четыре года назад мы готовились к Сиднею в Муроме, нам тоже говорили, что места там - типичная Австралия. А на деле все оказалось совсем не так. Муж вот в шутку предлагает почаще ходить в баню, чтобы во всеоружии встретить греческую жару. Между прочим, Оксана Гришина, прошедшая адское пекло Атланты-96, рассказывала, что, готовясь к тем Играм, она почти ежедневно сидела в сауне. Поможет ли это мне, не знаю.
- Тем не менее вы не отказываетесь от своей дерзкой цели победить во всех четырех олимпийских гонках, на которые заявились?
- Готовлюсь ко всем, а там уж как получится... Есть одно обстоятельство, которое меня обнадеживает: в Афинах в отличие от Сиднея шоссейные соревнования пройдут перед трековыми. Это очень важно, потому что при резком переходе с деревянного полотна на асфальт теряются скорость, мощь и выносливость.
- Вы сами поставили перед собой столь амбициозную задачу или?..
- Понимаете, все упирается в количество спортсменов от страны, допущенных к олимпийским стартам. Поскольку я еду совместителем, то есть выступаю сразу в нескольких гонках, наша федерация может взять в Афины еще одного человека в спринте. В общем, количество увеличить удалось, а что будет с качеством, поглядим. Что касается лично меня, то я учла ошибки Сиднея и на сей раз постараюсь не остаться без золота.
К ПРОГНОЗАМ ОТНОШУСЬ СПОКОЙНО
- На треке у вас есть коронная дисциплина - гонка по очкам, которую на чемпионатах мира вы выиграли четыре раза подряд. А на шоссе?
- Трудно сказать. У меня всегда так: хочу проехать получше групповую гонку, а побеждаю в разделке, и наоборот. Да и на треке не все так просто. До сих пор сердце разрывается между индивидуальной гонкой преследования и гонкой по очкам. Каждая хороша по-своему. Например, гонка по очкам хоть и короткая, но все же позволяет исправить какую-то стартовую глупость. А преследование - жестокая дисциплина: чуть зазеваешься - и пиши пропало. Мой первый тренер в спортшколе-интернате называл ее гонкой с нечеловеческим началом и нечеловеческим финишем. Да и соперницы в преследовании сейчас не дай бог: к традиционной Леонтьен Зийлаард-ван Моорсель, которая будет отстаивать свой сиднейский титул, прибавились новозеландка Сара Ульмер - чемпионка мира этого года, австралийка Мактьер и швейцарка Катрин Тюриг. Кстати, Тюриг тоже отлично выступает в этом году и на треке, и на шоссе.
- Олимпиада - соревнования специфические. Сколько раз бывало, что признанный фаворит уступал какой-нибудь темной лошадке, которая ни до, ни после этих Игр ничего выдающегося не показывала. Не боитесь, что вас могут сглазить, заранее включая в число главных претенденток на победу?
- Нет, хотя и перед Сиднеем я на этапах Кубка мира не проиграла ни одной гонки по очкам, а олимпийское золото так и не добыла. К прогнозам отношусь спокойно.
- Помню, как на чемпионатах мира в Копенгагене и Штутгарте в 2002 и 2003 годах вы, ценой титанических усилий вырывая победы в гонках по очкам, чуть не плача жаловались на усталость и говорили, что готовы хоть сейчас бросить велоспорт...
- (Смеется.) Было такое. А вот в Мельбурне на сей раз эта гонка далась мне удивительно легко. В Штутгарте вся группа ждала, когда я начну работать, убегать в отрыв. Они хотели, чтобы я "наелась". И в результате я действительно устала жутко, вся издергалась. А в Мельбурне решила: нет, голубушки, я вам не рабочая лошадка, пашите сами. А поскольку этот чемпионат мира был для многих последней возможностью завоевать олимпийскую путевку, соперницы не рискнули осторожничать. Я же спокойно отсиделась сзади, а потом хладнокровно выиграла. Перед тем стартом я вообще не волновалась. Накануне осталась без медали в преследовании и на очковую гонку вышла с одной-единственной мыслью: "Не готова я оказалась к чемпионату мира". С этой мыслью и выиграла.
- Собираетесь применить такую же тактику в Афинах?
- Об этом сейчас даже и не думаю. Планировать все буду в день старта. Когда появится положенный в таких случаях мандраж. Как без него? Ведь безумно хочется выиграть золото Олимпиады. А от сознания того, что этого так же дико хотят твои соперницы, становится просто жутко. Должна признаться, что чемпионат мира меня здорово напугал. Близость Афин на многих подействовала так, что они напрочь забыли о безопасности - неслись как ошпаренные. Какое там поберечь соперниц - о себе не думали! До сих пор удивляюсь, как они не размазали друг друга по бортикам и по полотну трека. У каждой гонщицы была только одна ослеплявшая ее цель: любой ценой вырвать заветный пропуск на Игры. Отсюда и бесчисленные падения. Что же в Греции-то будет?!..
- Думаю, вы прекрасно отдаете себе отчет в том, что в нашей велосборной надежды на победы и медали связывают главным образом с женщинами. Не тяжело нести такой груз ответственности?
- В Дании же не сломалась... Все мы - и я, и Светка Гранковская, которая выступит в спринте и гите на 500 м, и Зуля Забирова, стартующая в разделке, - знаем, на что можем рассчитывать, и никакого давления не ощущаем. А сознание того, что за нами огромная Россия и мы защищаем ее спортивную честь, является лучшим стимулом.
ПРИМЕР - ЧИПОЛЛИНИ И К°
- Отсутствие такого признанного мастера разделки, как Зульфия Забирова, сильно облегчило вам жизнь на последнем чемпионате страны?
- Мне очень жаль, что ее не было в Воткинске. Хотелось сравнить свой уровень готовности с ее формой, ведь Зуля весь сезон выступает здорово, выиграла несколько гонок в зачет Кубка мира. Но у каждого свой график подготовки к Олимпиаде.
- Между вами, двумя лидерами сборной России, есть скрытое соперничество?
- Скрытое?! - вмешивается в разговор Ростовцев. - Да оно такое скрытое, что только слепой не заметит. И его, боюсь, даже больше, чем нужно.
- Да ладно тебе, Миша! Я с ней нормально общаюсь.
- Вне трассы. А вот на шоссе... Увы, иногда наши велопримы начинают выяснять отношения во время ответственнейших гонок. Никогда не забуду шоссейный чемпионат мира 2002 года в бельгийском Зольдере. Итальянская мужская команда там наглядно продемонстрировала, как выигрываются групповые гонки. Изначально было определено, что все работают на своего лидера Марио Чиполлини. И все работали, контролировали пелотон, никого не отпускали, одновременно оберегая Марио от падений. А за несколько сотен метров до конца, как из пращи, запустили своего капитана команды на финишную ленточку. Вот это слаженность! А объясняется она в значительной мере тем, что каждый грегари Супер-Марио получил призовых не меньше, чем чемпион мира, и почести им на родине оказали равные. А как повели себя в Зольдере наши женщины? Никто в команде не стал работать на Ольгу, она была вынуждена сама отбиваться от атак соперниц и пытаться оторваться. Несмотря ни на что, получалось все у Ольги неплохо, но за несколько километров до финиша Сьюзан Льюнгског организовала завал и успела убежать от упавших. Так Ольгу отцепили от медалей. А была бы слаженная работа команды, помоги Слюсаревой Забирова, Полханова или Мартисова, не так больно было бы вспоминать тот чемпионат. А все потому, что у нас групповая гонка рассматривается как личное соревнование и медаль за нее дают одну, хотя прекрасно известно, что без поддержки партнеров очень трудно выиграть эту дисциплину. Между прочим, призовые за олимпийскую медаль тоже причитаются одной.
- Да я готова поделиться выигрышем! Президент нашей велофедерации Александр Гусятников договорился со спонсором - компанией "Итера", выбил призовые - 10 000 долларов на всех, чтобы стимулировать командную работу. Увы...
- На Олимпиаде групповую гонку поедут Слюсарева, Бубненкова и Забирова. Но есть ведь еще запасная Мартисова...
- Тут многое зависит от Забировой. Понятно, что ей предстоит стартовать в разделке. Но она до сих пор не решила, выступит ли еще и в групповой гонке. Тем самым Зульфия держит в подвешенном состоянии Юлию Мартисову, которая не знает, готовиться ей к групповой гонке или нет. А ведь Мартисова - отличный грегари и вполне могла бы помочь лидеру. Впрочем, еще неизвестно, на кого будет работать Юля, поскольку она уже год выступает со Светланой Бубненковой в одной итальянской велогруппе. Да и вообще трудно сказать, кто будет лидером в нашей шоссейной сборной. Скорее всего, работать будут на ту, у кого к концу гонки останется больше сил. И тогда очень многое будет зависеть от того, найдет ли в себе мужество человек, заявленный лидером, признать, что он не в состоянии выиграть, и переключиться на черновую работу.
- А вы, Ольга, способны признать свою несостоятельность по ходу гонки и сдать лидерские полномочия?
- Такое неоднократно бывало на этапах "Джиро", когда штаб команды просил меня по рации поработать грегари. И я спокойно шла на это ради общих интересов. В принципе я неплохо себя чувствую при рваном темпе работы. Например, могу умирать на подъемах, но стоит 2-3 км перед финишем отдохнуть, как я вновь готова атаковать и выигрывать спринты. Остались у меня спринтерские замашки. Ведь гонка по очкам на треке - это тот же спринт, только многоэтапный. Профинишировал - отдохнул, опять профинишировал - и вновь можно отдыхать.
НУЖНА РОССИЙСКАЯ ВЕЛОГРУППА
- То, что до сих пор не создана российская профессиональная велогруппа, - серьезное препятствие для развития отечественного женского велоспорта?
- Несомненно. На этой "Джиро" пригласила я как-то всех наших девочек, которые участвовали в многодневке, на ужин, чтобы отметить мою победу на этапе. Сидим за столом - я, Мартисова, Бубненкова, Полханова... Это ж какую блестящую команду можно сделать! Мы бы весь пелотон порвали в клочья! Каждая из нас тогда призналась, что мечтает выступать в единой российской велогруппе. Помню, в 2001 году была у нас суперкомандочка: Мартисова, Самохвалова, Забелинская, Слюсарева, Чалых. Ох, как мы оттянулись тогда на "Большой петле"! Что хотели, то и творили. На каждом этапе убегали в отрыв. Нас пасли, пытались догнать, а мы все равно убегали - и за 20, и за 30, и за 100 км до финиша. И ведь все знали, что русские будут отрываться, но сделать ничего не могли. Перед последним этапом пелотон прислал к нам парламентера с предложением не убегать и превратить этот этап в "этап мира и дружбы". Гусятников тоже очень хотел создать команду российских девушек. Уже закупил велосипеды для нее, заказал форму. Обладатель Кубка мира-99 Андрей Чмиль выразил готовность стать ее менеджером. Однако нашлись "доброжелатели", состряпали пасквили - и проект закрыли...
ЕСЛИ РОДИНА ПРИКАЖЕТ
- Пока Ольга в олимпийской заявке идет как трековик, - уточняет Ростовцев, - а Мартисова - как шоссейница. Но в соответствии с правилами каждый гонщик, заявленный по линии велофедерации, может выступить на Играх в любой дисциплине, от шоссе и трека до маунтинбайка.
- Вы, Оля, готовы к такому повороту событий?
- (Со вздохом.) Если Родина прикажет...
- А что муж скажет на это? Не боится, что загоняет жену и воспитанницу?
- Муж требует еще большего! - смеется Слюсарева.
- Дело в том, что Ольга относится к той категории спортсменов, которые от старта к старту только набирают форму. Она и в шоссейных многодневках всегда выигрывает не первые этапы, а заключительные.
- Не жалко ему меня. Гонит и на трек, и на шоссе. А жалел бы, сказал: "Олечка, милая, езжай только преследование".
- Да ты меня сама потом благодарить будешь, - не сдается Михаил. - Ведь для Ольги самое страшное и тяжелое - первый старт. 18 лет мы с ней уже вместе, я знаю все ее плюсы и минусы. Остается позади первая гонка - и тут же волнение как рукой снимает, она входит в соревновательный ритм. Конечно, в Афинах мы во всех видах будем стремиться добиться максимума, но шоссе для Слюсаревой - это все-таки способ лучше подготовиться к треку. Не сидеть же сложа руки и не ждать, когда начнется гонка по очкам или преследование. Можно запросто "перегореть".
- Конечно, - соглашается Ольга. - Помню, в Сиднее мы жили в комнате с Оксаной Гришиной. Она откаталась раньше меня, выиграв серебро в спринте. А моя дисциплина закрывала трековую программу. И вот как-то просыпаюсь я утром рано и вижу: Оксана мирно спит, а на стене висит ее олимпийская медаль. Думаю: "Счастливая, отстрелялась... А мне еще только предстоит мука адская". По нервной системе это бьет наотмашь. Верно говорят: ждать и догонять - хуже некуда.
- В Сиднее вы с мужем жили порознь: он - в гостинице, вы - в Олимпийской деревне. А как будет в Афинах?
- Не знаю, но очень хочется, чтобы нас с Мишей не разделяли. Бывает, нужен его совет, а он пройти ко мне не может. Так что, надеюсь, поселимся в Афинах вместе.
- За 18 лет семейной жизни и совместной работы не устали друг от друга?
- Ужасно! (Смеется.)
- Ах вот как! Это она вам так говорит. В этом году полетела на "Джиро" без меня - я должен был остаться по делам в Милане. Говорит, наконец-то отдохнет от мужа. Так что вы думаете? Через два дня начались звонки: "А чего ты не приезжаешь? Мы тут неподалеку от Милана", "А почему не звонишь?", "А когда увидимся?"... Когда встретились через неделю, объятия и слезы такие, словно год не виделись.
- Отпуск тоже проводите вместе?
- Мы уже два года не знаем, что это такое. А нынешний сезон вообще сумасшедший: в августе - Олимпиада, в сентябре сына Сережу нужно в школу отправлять. Что будет дальше, сами не знаем. Вдруг мне после Игр велосипед станет так противен, что смотреть на него не смогу. Тогда уйду из спорта и займусь семьей. Но это все потом, а пока надо выиграть золотую медаль в Афинах.
Ровшан АСКЕРОВ