Газета Спорт-Экспресс № 177 (3555) от 6 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 августа 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

ПРИЗ "СЭ"

ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ СТРАН СОДРУЖЕСТВА И БАЛТИИ

Мирджалол КАСЫМОВ

КАК ТОЛЬКО УЗБЕКИСТАН ВЫЙДЕТ В ФИНАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ЧЕМПИОНАТА МИРА,
ТУТ ЖЕ ПОВЕШУ БУТСЫ НА ГВОЗДЬ

Мирджалол Касымов стал одним из самых ярких игроков проходящего в Китае Кубка Азии. Полузащитник сборной Узбекистана забил два решающих гола своей команды, благодаря чему та впервые в своей истории вышла в четвертьфинал. Правда, здесь уступила сборной Бахрейна в серии одиннадцатиметровых (основное и дополнительное время матча завершились вничью - 2:2). Тем не менее Касымов был признан лучшим футболистом группового этапа. Наша беседа состоялась во вторник вечером, через полчаса после того, как Касымов прибыл из Китая в родной Ташкент.

- Примите поздравления с удачной игрой на Кубке Азии, а также с тем, что журналисты 15 бывших советских республик признали вас в конкурсе газеты "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" лучшим игроком июля в странах СНГ и Балтии.

- Спасибо, честно говоря, не ожидал.

- А как вы вообще относитесь к подобного рода опросам по поводу оценки заслуг футболистов?

- Положительно. Это дополнительный стимул. Хотя бы потому, что видишь: твой труд не остается незамеченным.

- Не только вы лично, но и вся сборная Узбекистана выступила в Китае довольно успешно. Что это - стечение обстоятельств или выросла новая плеяда способных исполнителей?

- Команда у нас подобралась очень интересная. Чуть ли не полсостава пришли из молодежной сборной, которая в прошлом году играла в финальной части первенства мира в Арабских Эмиратах. Это Гейнрих, Инамов, Магдеев, Бикмаев и другие. Они приобрели опыт международных встреч, сыгрались. Да и руководство сборной сделало все возможное, чтобы мы вдали от родины чувствовали себя комфортно. Повезли с собой поваров. Они готовили нам знаменитый узбекский плов... Жаль, по разным причинам не смогли принять участие в Кубке Азии Маминов, Пашинин, Шацких, Поляков, Лущан. С ними, уверен, мы выступили бы еще лучше. Но все равно молодежь мне понравилась.

- Вам, так сказать ветерану, легко было найти с ними общий язык?

- (Смеется.) Кому сейчас легко?! А если серьезно, то мы как-то сразу нашли взаимопонимание. Трудности же только сплачивали. К трудностям отнесу в первую очередь погоду - жару, высокую влажность. Хорошо, что начинали играть в девять вечера, когда температура чуть спадала.

- Какой из матчей назвали бы самым сложным?

- Наверное, все-таки первый - со сборной Ирака. Нам удалось выиграть и создать задел уверенности в том, что из группы выйти сумеем. Что касается четвертьфинала, то, конечно, обидно было проиграть в серии пенальти, но все понимали, что на стадии "проигравший вылетает" случайности неизбежны, если в основное время не решить задачу.

- Во встрече с Бахрейном вас заменили на 109-й минуте. И как раз Кошелев, вышедший на поле, не реализовал пенальти. Болельщики потом высказывались, что, мол, если бы Касымов не ушел...

- Пенальти - это лотерея. Великие игроки промахиваются - Роберто Баджо, Бекхэм. От неудачи никто не застрахован. Винить Кошелева в том, что мы проиграли, - глупо. Тем более что не забил в нашей команде не только он. Так что, если бы меня не заменили, пенальти бил бы наверняка, но не могу дать стопроцентной гарантии, что переиграл бы вратаря.

- Как-то в одном из интервью вам задали вопрос: почему штрафные удары даются вам легче, чем одиннадцатиметровые? Вы тогда отшутились, дескать, когда бьешь пенальти, "стенку" не ставят и забивать неинтересно...

- А мне действительно гораздо интереснее забивать со штрафных. Там есть возможность перехитрить голкипера. К тому же он закрыт своими игроками, и мяч выныривает из-за их спин. Когда же ты находишься с глазу на глаз с вратарем, он обычно прыгает еще до удара и, возможно, угадает, в какой угол ты бьешь. Знаете, стабильная реализация пенальти - это большое искусство.

- В Китае вы отыграли почти все матчи от звонка до звонка, а вот за "Аланию" пока провели только один полный матч с "Ростовом". Почему? Тренеры берегут вас или считают, что физически не готовы проводить на поле все 90 минут?

- Каждый тренер определяет свою тактику и подбирает под нее состав. В принципе на "физику" не жалуюсь. Просто так получилось, что в самом начале сезона сильно простыл, заболел воспалением легких и поэтому старт чемпионата пропустил, но сейчас я в нормальной форме. За годы выступлений хорошо изучил собственный организм, и если чувствую себя не совсем хорошо, то подхожу и честно признаюсь: меня может хватить на столько-то минут. Думаю, это и честно, и правильно...

- Два ваших гола в ворота сборных Ирака и Туркмении принесли Узбекистану победы. На ваш взгляд, какой из них был важнее?

- Оба по-своему важны. Я уже говорил, что первый матч с Ираком имел для нас большое значение. Потому что это была стартовая встреча. Но и в последней игре группового турнира, хотя мы к тому моменту и решили задачу выхода в четвертьфинал, нам нужно было выиграть, чтобы занять первое место и остаться в городе Чэнду, а не переезжать в Пекин.

- Тогда какой из голов получился более красивым?

- Об этом судить не мне, а болельщикам и специалистам. Для меня важнее, что мои мячи принесли команде очки. По сравнению с прошлым Кубком Азии, который проходил в 2000 году в Ливане, мы выступили гораздо успешнее. Рад, что в этом есть и моя заслуга.

- А розыгрыш Кубка Азии-96 пропустили, если не ошибаюсь, из-за травмы спины. Тогда многие уже списали со счетов Касымова. Дескать, вряд ли он еще сможет вернуться в строй...

- Да, это был тяжелый период в моей жизни. 17 августа в Ростове получил травму, и на целый год она меня выбила из колеи. Сил полно, а играть не можешь. Очень не хотелось уходить из футбола. Обидно было ужасно - "Алания" борется за свое второе чемпионство, сборная Узбекистана пробилась в финальную часть первого Кубка Азии, а я... Только терпение помогло тогда выстоять. Терпение и поддержка родителей, супруги, друзей, родственников. В декабре решился на операцию, поехал в Германию, потом лечился долго. Хорошо, что все это уже позади.

- В вашей команде было несколько игроков, выступающих ныне в России, - Гейнрих, Акопянц, Сафонов, Федоров, Ширшов. Это плюс?

- Сборная - не клуб. Здесь нет времени на подготовку. Надо как можно скорее налаживать взаимопонимание с партнерами. В этом смысле большое значение имеет то, с кем ты уже выходил на поле. У российских команд есть свой рисунок игры, поэтому нам было легче понимать друг друга. Тем более что с некоторыми футболистами знаком еще со времен "Пахтакора", например с Ширшовым и Акопянцем. И все равно мы белой завистью завидовали Ираку и Бахрейну, которые на протяжении нескольких лет выступают одним составом.

- Учитывая, что нынешний год - год сюрпризов, могла ли сборная Узбекистана сотворить сенсацию и выиграть Кубок?

- Вы имеете в виду то, что в Лиге чемпионов в финале играли совсем не те команды, которым все прочили победу, и что сборная Греции стала сильнейшей в Европе, хотя от нее этого никто не ожидал? Думаю, и у нас был шанс преподнести сюрприз. За это ведь люди и любят футбол - за его непредсказуемость. Не получилось.

- Есть сборные, которые с разным успехом возглавляют иностранцы. Скажем, грузинская команда по именам выглядит достаточно внушительно, однако каких-либо значимых побед ни местным тренерам, ни приглашенным добиться пока не удалось. Узбекистан же пошел по другому пути, совместив несовместимое. На паритетных началах у руля команды стояли свой Ровшан Хайдаров и немец Юрген Геде...

- Юрген Геде в прошлом году руководил нашей молодежкой, которая пробилась в финальную часть первенства мира. Естественно, когда целая группа игроков из этой команды попала в национальную сборную, в тренерский штаб был приглашен и немецкий специалист. Потому что он хорошо знал возможности своих подопечных. Хайдаров же прекрасно осведомлен о состоянии дел во всем узбекском футболе. Вдвоем они составили отличный дуэт. Конечно, не стану утверждать, что все должны пойти именно по этому пути, но наш пример интернационального руководства командой, думаю, заслуживает внимания.

- Вы пережили в футболе многое. Есть какая-то вершина, до которой очень хотелось бы дойти, чтобы потом были все основания сказать: я сделал все, что мог?

- О! У меня есть такая мечта! Чтобы сборная Узбекистана попала на чемпионат мира 2006 года в Германию. Главное - пробиться, и я сразу же закончу выступать! Шансы есть, и неплохие. Первый этап отбора уже начался. С нами в группе Ирак, Палестина и Тайвань. Займем первое место - попадем в главную сетку. Здесь восемь лучших команд Азии будут разбиты на две подгруппы. Сборные, занявшие первые-вторые места, автоматически отправятся в Германию. Мне кажется, эта задача вполне нам по плечу.

- Вы сказали, что уйдете, как только сборная пробьется на чемпионат мира. А как же участие в нем? Разве не обидно приложить все силы для достижения высокой цели, а потом остаться дома?

- (Смеется.) Ладно, уговорили! Поеду! В конце концов, к тому времени мне будет всего тридцать шесть...

Карен ДЗАТЦЕЕВ