ОЛИМПИЗМ |
ОДИССЕЯ-2004 |
ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 2 ДНЯ |
УДИВИТЕЛЬНЫЙ РЕЙС
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Афин |
ДЕФОРМИРОВАННЫЕ КОЛЕНКИ
Сидеть в самолете сразу за самыми высокими волейболистами мира Алексеем Казаковым и Станиславом Динейкиным, максимально откинувшими спинки кресел, а также за их соседом - гандболистом Александром Тучкиным - удовольствие намного ниже среднего. В физическом смысле. Зато в моральном - ощущения великолепные. И коленок собственных совершенно не жалко. Они - коленки - в Греции еще успеют принять первоначальную форму. А вот знаменитым нашим мастерам, в которых 217, 216 и 203 сантиметра роста соответственно, хотя бы частично распрямиться в преддверии Игр очень полезно и даже необходимо. Горд, что посодействовал им в этом - пусть и ценой почти полной утраты жизненного пространства.
А в переднем салоне друг за другом умудрились разместиться двое однофамильцев Барановых - баскетболистка Елена и волейболист Сергей, у которого вчера был день рождения. И, видит бог, только простор бизнес-класса позволил решить им эту задачу.
Это вообще был удивительный рейс. Российские пловцы и теннисисты, баскетболистки и волейболисты, знаменитые тренеры и спортсмены, журналисты и официальные лица прибыли вчера в греческую столицу очень мощным блоком. Из людей, далеких от Олимпиады, на борту нашего Boeing-777 был замечен лишь один пассажир: молодой парень с курчавой бородкой в черной еврейской шапочке - кипе, на которой было почему-то вышито "Нижний Новгород". Все остальные, притягивая взоры новой экипировкой с ветвистыми красно-белыми узорами, без устали перемещались по салону в разных направлениях, общались, знакомились, фотографировались, улыбались и разминали затекшие конечности.
32-ЛЕТНЯЯ МЕЧТА
Интереснейшие люди присутствовали в этом звездном цветнике. Те, кто, казалось бы, не должен привлекать внимание на фоне знаменитостей. Ну, например, врач мужской волейбольной сборной Владимир Костюченков. Что интересного могла нести в себе его история? Не спешите делать скоропалительные выводы. Как удалось разузнать, в сущности, совершенно случайно, отсчет его шагов на пути в Афины стартовал еще в 1972 году. Тогда 11-летний Володя, житель деревни Земцы Калининской, а ныне - Тверской области, узнал по радио, поскольку никакого телевизора в доме не было, о триумфальной победе в Саппоро российского лыжника Веденина. "Я обязательно поеду на Олимпиаду", - сказал сам себе юный Костюченков в тот день.
В лыжах он дорос только до первого разряда, в биатлоне - до кандидата в мастера. Олимпиад по этой линии не светило. Хотел и мог представлять Эстонию в Барселоне в ходьбе на 50 километров, но не получил гражданства этой страны. Закончил Тартусский университет по специальности "спортивная медицина". После Сиднея стал врачом наших волейболистов. Тогда и решил: если опять не получится попасть на Олимпиаду, в следующий раз поедет туда туристом. Вчера, спустя 32 года, его многолетняя, святая мечта сбылась. Когда Костюченков позвонил в Тверскую область и сказал матери: "Я в Афинах", - та зарыдала в голос.
У каждой из команд - свои предотлетные традиции. Тренерская рюмка коньяку в шереметьевском баре - скорее не способ расслабиться, а примета на доброе будущее. Кто-то, напротив, предпочитает абсолютно трезвый полет в полудреме. Мужской и женский волейбольные "гуру" - Геннадий Шипулин и Николай Карполь, которым вроде бы есть что обсудить, путешествуют, как незнакомые люди. Все это - большой спорт со всеми его канонами, нюансами и противоречиями. Наш большой спорт, от которого мы вправе ждать золота, серебра и бронзы для России.
Из журналистов помимо бригады "СЭ" почти в полном составе выдвинулся вчера в Грецию телевизионный Первый канал. Поговорили с Виктором Гусевым, редактором спортивных программ Алексеем Кузнецовым и узнали, что средний объем олимпийского вещания в день на Первом составит три-четыре часа. Гусев вспомнил о том, что именно Олимпиадам он обязан своим свиданием с ТВ - приглашение стать телеведущим получил в дни зимних Игр в Альбервилле. Тогда, в 1992-м, Виктор работал в РИА "Новости", и у него с напарником была одна штука, вызывавшая отчаянную зависть коллег и нешуточный ажиотаж среди них: почти килограммовый "мобильник" с несуразной антенной...
ШУБЫ, СИРТАКИ И РУССКИЙ ФЛОТ
Не удивляйтесь, что разговор со звездами я приготовил для вас, читатели, под конец, на сладкое. Мимо них вчера никак нельзя было пройти. Хотя бы потому, что такого "букета" в одно время и в одном месте нигде, кроме олимпийского рейса, вы не встретите. Не верите? Что ж, тогда познакомьтесь с составом участников вчерашней мини-анкеты. Ее вопросы, кстати, умышленно вроде бы не касаются спорта. А на самом деле...
Вопрос первый: с чем помимо Олимпиады ассоциируется для вас Греция?
Николай КАРПОЛЬ,главный тренер женской сборной России по волейболу:
- С русским флотом. Да-да, когда-то он базировался в турецком Измире, который был тогда греческим городом. Еще - с греческими тяжелоатлетами, в частности с Пирросом Димасом, которые побеждали на предыдущих Играх. Это говорит о том, что хозяева будут для всей нашей сборной сильными соперниками в Афинах. Ну и с общими религиозными корнями русских и греков, с православием.
Виктор ГУСЕВ,спортивный комментатор Первого канала:
- Еще весной я бы сказал: с метаксой, сиртаки и так далее. А сейчас отвечу: со сборной Греции по футболу.
Станислава КОМАРОВА,член сборной России по плаванию:
- С греческим салатом.
Алексей КАЗАКОВ,игрок сборной России по волейболу:
- С избитой фразой "в Греции есть все". И с жарой.
Александр ТУЧКИН,игрок сборной России по гандболу:
- Сказал бы: со Спартаком, так вы ж всерьез воспримете и напишете. С чем может ассоциироваться страна, где я играл два года? Море, горы, тепло, персики, арбузы...
Геннадий ШИПУЛИН,главный тренер сборной России по волейболу:
- С собственными нестандартными решениями в кубковых матчах с греческими командами. Помню, как какие-то третьи силы не дали сыграть за нас Яковлеву. Выкрутились за счет необычного кадрового шага, чем я очень горжусь! А страну Грецию уважаю и люблю.
Елена БАРАНОВА,игрок сборной России по баскетболу:
- С метаксой и шубами. А вообще в Греции есть все.
Вопрос второй: чем больше всего довольны в настоящий момент и чего опасаетесь?
Карполь: - Боюсь травм. Доволен своей командой. Уверен, что Шешенина, в частности, станет связующей не хуже тех, что были у нас на прошлых Олимпиадах. Можно ли задать эти же вопросы Елизавете Тищенко? Нет. Не стоит выделять какую-то одну из девочек.
Гусев: - Сейчас меня заботит прежде всего мягкая посадка нашего лайнера. Тем более что самый страшный мой перелет был из Афин на Крит, где состоялся товарищеский матч нашей сборной с греками. Тогда, честное слово, чуть не погиб. А доволен я потрясающей атмосферой в салоне самолета. Масса старых знакомых - спортсменов и журналистов. Такое ощущение, что на Игры летят свободные и красивые люди свободной страны. И это здорово.
Комарова: - Хочется удачно долететь - это во-первых. А довольная... ну, допустим, шоколадкой с вафелькой из авиаланча, которую сейчас ем.
Казаков: - Хорошо, что наша команда обошлась без травм и срывов в подготовке. А опасаюсь старта - первого матча с голландцами. Хороший задел всегда важен.
Тучкин: - Ничего не опасаюсь, всем доволен.
Шипулин: - План подготовки у нас был жесткий и необычный. Но выполнен он на 100 процентов. В сборной - 60 процентов новичков. А я в них уверен. И в команде в целом тоже - психологически и физически сборная в порядке. Сиднейские просчеты также учтены. Так что если чего и опасаться, то субъективного фактора, а конкретно - судейских или организационных накладок.
Баранова: - У нас много игроков, которые едут на Игры впервые. А баскетбольный турнир на Олимпиаде специфический - играем через день, тренируемся немного. Как бы молодежь не расслабилась чересчур в атмосфере Олимпийской деревни и всеобщего праздника, концентрацию не растеряла. Ну а довольна тем, что участвую в своей третьей Олимпиаде. И тем, что абсолютно все соперники нам по зубам, хотя турнир по составу очень сильный.
ЖАРЕНОЕ СОЛНЦЕ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ
Ну а в самом конце хотел бы поведать вам о свежайших ощущениях от встречи с Афинами. То есть о том, что происходило с бригадой "СЭ" вчера вечером.
Итак, прилетели. Вышли из самолета. Получили аккредитации прямо в аэропорту. Ровшан Аскеров тут же принялся обниматься с представителями прилетевшей сразу за нами сборной Азербайджана - тесна олимпийская семья! Пошли к автобусам, которые должны были развозить нас по отелям. Словом, все шло почти идеально. А затем - началось.
Наш автобус ушел раньше срока, а в том, который нам подогнали, водитель не отличался знанием даже центра греческой столицы. После полуторачасовых плутаний дорогу к площади Омония ему показали более опытные корреспонденты "СЭ" Лев Россошик и Ровшан Аскеров. На Омонии нас ждал отель. Можно было бы даже сказать - сносный, если бы не 28 градусов в номере при включенном кондиционере!
Впрочем, все это, уважаемые читатели, всего лишь констатация фактов. Время выводов, сами понимаете, еще не пришло.