ОЛИМПИЗМ |
ТЕННИС |
Шамиль ТАРПИЩЕВ
НЕ ПОВТОРИТЬ БЫ СУДЬБУ МАТЬЕ И ШТИХА
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Olympic Tennis Centre |
Перед Афинами-2004 на теннис в России возлагались большие надежды, особенно в связи с "русской революцией" у женщин. Однако медалей мы здесь так и не дождалась. Почему? Подвести итоги теннисного турнира по горячим следам мы попросили президента Федерации тенниса России, капитана национальных команд в Кубке Дэвиса и Fed Cup, члена МОК Шамиля Тарпищева.
БЕЗ СВОИХ ТРЕНЕРОВ
- Качество игры наших теннисистов на олимпийском турнире нареканий не вызывало, - подчеркнул Тарпищев. - Никто не скажет, что они играли плохо, - можете у западных специалистов спросить. Все российские участники были в форме и не жалели сил. Что же касается результатов, то рассчитывали мы на большее. Прежде всего в женской парной комбинации и в женском одиночном разряде.
- Что не позволило выступить более успешно?
- Есть серьезные претензии к организационной стороне. Самая главная - необеспечение аккредитациями ряда тренеров, которые не могли находиться на корте во время тренировок и матчей. Убежден, что три из проигранных на турнире матчей удалось бы вытащить с помощью тренеров. Наши все время уступали по чуть-чуть. Но везет тем, у кого для спортсменов сделано все - от "А" до "Я". Нет тщательной доработки эпизодов - обязательно будет не везти.
Теннисисту, особенно молодому, на турнире обязательно нужен человек, на которого он мог бы опереться с первой и до последней минуты, который готовил бы его к борьбе психологически. Андреев, например, вышел на матч с чилийцем Массу - и перегорел. Играл он тактически блекло, но, выиграв второй сет, казалось, получил моральное преимущество. Имел в одном из геймов третьего сета "больше" на своей подаче, когда судья принял решение, которое ему представлялось несправедливым. То, что он до этого в гейме четыре своих мяча проиграл, спортсмен тотчас забыл. Он помнил только то, что его зажимают. Был бы рядом тренер, он его остудил бы. А так Андреев, расстроившись, сразу два гейма проиграл. А победи он Массу, был бы, наверное, в финале, потому что Мойя на следующий день выглядел слабо.
Давыденко в принципе должен был проиграть Федереру. Но разве он мог нормально готовиться к матчу, если тренер, более того, брат сутки сидел на стуле и ждал аккредитации? Кровать для него была, но никто не сказал где. Естественно, что и спортсмен дергался.
- Кто виноват в организационных просчетах?
- Олимпийский комитет России. Летят в Афины Андреев и два Давыденко. Прошу руководителя российской делегации Анатолия Колесова их встретить. Приезжают - и оказывается, что у Эдуарда Давыденко нет аккредитации. Он в Москве какие-то документы не сдал. Если он не мог лететь, надо было заранее сказать. Я ему в итоге сделал аккредитацию через Международную федерацию, но на это ушло три дня. Ни на тренировочный корт, ни в Олимпийскую деревню попасть он не мог. А в деревне спортсмены были предоставлены сами себе. Потому и перегорели. Приезжают более 500 человек - и на всех 30 телевизоров. В город выйти нельзя. Чем заняться?
Сафин позвонил из Сопота. У меня сессия МОК. Прошу Колесова встретить. "Нет проблем", - говорят. Сафин вновь звонит и сообщает, что рейс задерживается. Прошу: "Дождитесь его, пожалуйста". В результате Сафин звонит уже в половине второго ночи: никто не встретил, аккредитации нет, куда ехать, непонятно. Среди ночи бужу Лиховцеву, потому что у нее оказался включенным мобильный телефон, и она ищет людей, которые могли бы заняться решением вопроса.
- Проблемы возникли с тренерами мужчин. А как обстояли дела в этом отношении у женщин?
- Западных тренеров вообще нельзя было оформить. Это нам изначально сказали. А у Кузнецовой тренер - испанец, у Мыскиной - немец. Получалось, что Нейланд проводит тренировку с Мыскиной, а тем временем параллельно идут три игры с участием Кузнецовой, Андреева и Южного. Кузнецова просит меня посидеть на корте. У нее все складывается хорошо, а Андреев тем временем проигрывает. Иду его поддержать. Потом - Южного. Игроки ведь чувствуют, что кто-то есть рядом. Им надо лишь два-три слова сказать.
Мы рассчитывали на золото в женской паре. Кузнецова и Лиховцева выиграли у француженок первый сет. Во втором вели 4:2 и 40:15 на чужой подаче. Выиграй очко - и дело решено: две подачи в паре не отыгрываются. Но для Кузнецовой, игравшей второй матч за день, нервная нагрузка оказалась непосильной. Турнир вообще был спрессован по времени. От этого пострадали и Роддик, и Федерер. При том не могу не похвалить наш медицинский центр. Работал он идеально. Вот к кому не может быть никаких претензий.
ЕСЛИ НЕТ СИЛ - УЯЗВЛЕНА И НЕРВНАЯ СИСТЕМА
- В чем, на ваш взгляд, причины поражений Мыскиной?
- Высокая нагрузка сказалась. Если же спортсмен физически не готов, то и нервная система оказывается более уязвимой. Мыскина все время играла, будучи не до конца восстановленной. В полуфинале при счете 5:1 фактор усталости и сработал - она стала держаться за результат. Есть принцип: выигрышную тактику не меняют. Настя и не хотела ее менять, но поневоле подспудно стала осторожничать, играть чуть мягче, чуть медленнее. Энен-Арденн это поняла, постаралась обострить игру, и у нее получилось. В силу наслоившегося утомления человек испугался победы, а надо было играть, не обращая внимания на счет. К матчу за третье место психика не восстановилась. Поэтому Мыскину лихорадило. В отдельные моменты она совершала необдуманные действия, неоправданно рисковала.
Теперь главное для нее - быстро избавиться от психологической травмы. Француз Матье до финала Кубка Дэвиса-2002 был на подъеме, выиграл три турнира, но после "Берси" мы его не видим. Если бы он проиграл Кафельникову, то наверняка это перенес бы относительно легко. Но он в решающий момент упустил победу во встрече со сверстником Южным. Это был сильный удар. Или взять Штиха, который в 1995 году в полуфинале Кубка Дэвиса с девяти матчпойнтов проиграл Чеснокову, после чего практически закончился как игрок.
- Было еще весьма досадное поражение Кузнецовой от Моресмо...
- Ее неудача - исключительно следствие недостатка опыта. Иметь в первом сете 14 брейков и ни одного не реализовать - это, наверное, "рекорд". Но Кузнецова идет по восходящей. Участие в Олимпиаде будет ей на пользу. Конечно, жаль, что не удалось завоевать в Афинах медалей, но команда у нас растущая, молодая, все теннисисты могут принять участие и в следующих Олимпийских играх. Если выдержат конкуренцию.