Газета Спорт-Экспресс № 219 (3597) от 24 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 сентября 2004 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Николай ДУРМАНОВ: "НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО "ДЕЛО ХЭМИЛТОНА"
БУДЕТ СПУЩЕНО НА ТОРМОЗАХ"

Как уже сообщил "СЭ", ставший в Афинах олимпийским чемпионом американский велогонщик Тайлер Хэмилтон подозревается в том, что он дважды, на недавних Играх и во время продолжающейся супермногодневки "Вуэльта", прибегал к запрещенному кровяному допингу - гемотрансфузии. Если это будет доказано, Хэмилтон войдет в историю как первый спортсмен, уличенный в применении этого метода стимуляции, а золото Афин в гонке с раздельным стартом перейдет к занявшему в ней второе место россиянину Вячеславу Екимову.

Корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию руководителя антидопинговой инспекции ОКР Николая Дурманова.

- Гемотрансфузия - давно известный в спорте метод, - сказал Дурманов. - Он был разработан несколько десятилетий назад и заключается в том, что у спортсмена берут определенное количество крови, концентрируют ее и переливают обратно накануне старта. Это способствует резкому повышению кислородной емкости крови и, соответственно, увеличивает возможности организма.

Аналогичный эффект дает эритропоэтин, но этот препарат научились обнаруживать лабораторным методом. Можно достичь похожего результата, помещая спортсмена в кислородный домик или отправляя его тренироваться на высокогорье. Но домики - дорогое удовольствие. Постоянно держать человека в горах по ряду причин тоже не всегда возможно. Видимо, поэтому и вспомнили о старой и испытанной гемотрансфузии.

Когда на спортивном рынке появился эритропоэтин, считалось, что поймать атлета на его употреблении невозможно. Однако вскоре ученые обнаружили, что прием эритропоэтина меняет состав крови - в ней появляется большое количество так называемых молодых форм эритроцитов. Лабораторное исследование позволяло также определить, является это результатом работы на высокогорье или употребления запрещенного препарата.

С гемотрансфузией ситуация противоположная: при ней молодых форм эритроцитов в крови почти нет. Поэтому и возникла уверенность в том, что уличить спортсмена в использовании кровяного допинга не позволяет ни одна методика. Сейчас доказано: существует ряд признаков, по которым можно точно установить, переливали человеку кровь или нет.

- Каким образом была разработана эта методика?

- Исследованиями кровяного допинга в свое время довольно активно занималась австралийская лаборатория. Она первой нашла способ обнаружения эритропоэтина по анализу крови. Та разработка так и не получила тогда широкого применения, но благодаря ей удалось вывести несколько интересных формул, которые можно использовать для обнаружения запрещенных методов работы с кровью.

- Почему афинская проба Хэмилтона всплыла сейчас, а не во время Олимпийских игр?

- Либо греческая лаборатория не располагала соответствующей методикой, либо результаты анализов оказались пограничными и на этом основании вполне могли быть направлены на доследование. Лично мне вторая версия представляется более реальной. Материала для проведения анализов у греков было вполне достаточно. При каждой допинг-пробе у спортсмена помимо мочи брали несколько пробирок крови. Какую-то часть использовали для исследования на гормоны роста, какую-то оставляли в качестве резерва на тот случай, если понадобятся дополнительные анализы.

- Насколько вероятно то, что олимпийская проба Хэмилтона будет объявлена положительной, его дисквалифицируют и лишат золотой медали?

- Особо рассчитывать на такой исход дела я бы не спешил. Не исключено, что вся история будет спущена на тормозах. В этом, как мне кажется, должны быть сильно заинтересованы американцы - дополнительные скандалы, связанные с употреблением допинга, накануне президентских выборов не нужны в этой стране никому. Хотя не исключен и прямо противоположный вариант: будет сделано все, чтобы доказать вину спортсмена.

В целом же все происходящее в области спортивной фармакологии приобретает довольно любопытную тенденцию: в мире без конца разрабатывают средства новейшего поколения и методы борьбы с ними, а спортивный народ все чаще прибегает к, казалось бы, совсем допотопным вещам. Нандролон, стенозолол, гемотрансфузия... Натуральная партизанская война. А партизаны, как известно, непобедимы.

- Так уж и непобедимы?

- Предсказать исход этой войны, думаю, не возьмется никто.